о признании незаконным бездействия администрации



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

07 февраля 2011 года город Ливны Орловской области

Ливенский районный суд Орловской области в составе :

председательствующего судьи Окороковой Э.Н.,

при секретаре Шульгиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры о признании незаконным бездействия администрации Вахновского сельского поселения <адрес>, выразившегося в непостановке на учет линии газопровода и об обязании принятия мер по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи,

УСТАНОВИЛ :

Ливенский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, указав в нем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности газовых сетей на территории <адрес> было установлено, что администрацией Вахновского сельского поселения <адрес> допущены существенные нарушения данного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей муниципального образования. Установлено, что на территории Вахновского сельского поселения имеются газовые сети, собственник или эксплуатирующая организация которых неизвестны.

В частности, газопровод высокого давления марки <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метров, с наличием одного газораспределительного шкафа, расположенный в <адрес>.

В настоящее время указанный газопровод является бесхозяйным объектом и на балансе ни у одной организации не состоит.

Однако, каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления до настоящего времени по обеспечению безопасности газовых сетей не последовало.

Бездействие администрации Вахновского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйных газовых сетей, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Вахновскогосельского поселения.

Просит признать незаконным бездействие администрации Вахновского сельского поселения <адрес>, выразившегося в непостановке на учет линий газопровода, как бесхозяйного имущества и об обязании принятия мер по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи путем обращения с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, вышеуказанных линий газопровода.

В судебном заседании помощник прокурора Семенов А.В. поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица - администрации Вахновского сельского поселения не возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что непостановка на учет линий газопровода связана с отсутствием материальных возможностей у администрации сельского поселения по проведению работы по подготовке технических паспортов на объекты недвижимого имущества.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 г № 69-ФЗ (ред. от 30.12.2008 года «О газоснабжении в Российской Федерации», газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 года №9, газораспределительная система – это технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления. В газораспределительную сеть входят сооружения на газопроводах, средства электрохимической защиты, газорегуляторные пункты (ГРП, ГРПБ), шкафные регуляторные пункты (ШРП), система автоматизированного управления технологическим процессом распределения газа (АСУ ТП РГ).

Наружный газопровод - подземный, наземный и надземный газопровод, проложенный вне зданий до отключающего устройства перед вводным газопроводом или до футляра при вводе в здание в подземном исполнении.

Согласно п.5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878, в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

В силу пп.4, 8, 23 п.1 ст.14 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся:

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

В соответствии со ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии п.4 и п. 24 ст.6 Устава Вахновского сельского поселения Ливенского района Орловской области, в ведении поселения находится, в том числе, следующие вопросы местного значения :

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения ;

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно списку, предоставленному Орловским филиалом ОАО «<данные изъяты>», линии газопроводов, являющиеся предметом данного судебного разбирательства, обслуживаются Ливенской ремонтно-эксплуатационной службой филиала и числятся по информации филиала как бесхозяйное имущество.

Из показаний свидетеля ФИО3, начальника Ливенской РЭС, допрошенной в судебном заседании, следует, что часть наружных уличных сетей газопроводов высокого давления, проходящих по д<адрес>, а также газораспределительные шкафы, проводились в свое время как за счет бюджетного финансирования, так и вкладывания личных сбережений граждан, в связи с чем они не были поставлены на баланс какой-либо единой организации и остались бесхозяйными, это все уличные сети, предназначенные для транспортировки газа по территории сельского поселения и образуют единую газораспределительную систему, поэтому должны находится в собственности организации, имеющей право на деятельность в области газоснабжения, но осуществить это без постановки на учет вначале как бесхозяйного имущества в настоящее время невозможно. Фактически сети остались бесхозяйными и обслуживаются Ливенской РЭС только лишь на добровольной основе из-за невозможности разъединить сеть газопроводов, как находящихся в собственности акционерного общества, так и бесхозяйных линий. Определение принадлежности газопроводов требуется для обеспечения безопасности их эксплуатации, поскольку техническое обслуживание это затратная деятельность, связана с регулярным обходом линий, проверкой задвижек, контрольной опрессовкой.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает бесспорно установленным то обстоятельство, что на день судебного разбирательства такой объект недвижимого имущества, как наружные линии газопровода высокого давления, протяженностью <данные изъяты> метров, с наличием одного газораспределительного шкафа, расположенные в д.<адрес>, действительно являются бесхозяйным имуществом, поскольку на момент их создания ввиду отсутствия четкого балансового разграничения их принадлежности между газоснабжающими организациями, органами государственной исполнительной власти <адрес>, финансировавшими строительство газопроводов, органом местного самоуправления, контролировавшим проведение газопроводов по территории населенного пункта, данные объекты остались без надлежащего оформления технической документации, без заключения договоров между собственником и газоснабжающей организацией на техническое обслуживание данных сетей, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью людей, окружающей природной среде.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований Ливенского межрайонного прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать незаконным бездействие администрации Вахновского сельского поселения Ливенского района Орловской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет газопровода высокого давления марки <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метров, с наличием одного газораспределительного шкафа, расположенного в <адрес>.

Обязать администрацию Вахновского сельского поселения Ливенского района Орловской области принять меры по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйной недвижимой вещи - газопровода высокого давления марки <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метров, с наличием одного газораспределительного шкафа, расположенного в д. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме, которое будет изготовлено не позднее 5 дней со дня окончания судебного разбирательства.

Судья :