о признании незаконными бездействия администрации



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

15 февраля 2011 года город Ливны Орловской области

Ливенский районный суд Орловской области в составе :

председательствующего судьи Окороковой Э.Н.,

при секретаре Шульгиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры о признании незаконным бездействия администрации Галического сельского поселения Ливенского района Орловской области, выразившегося в непостановке на учет линии газопровода и об обязании принятия мер по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи,

УСТАНОВИЛ :

Ливенский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлениями, указав в них, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности газовых сетей на территории <адрес> было установлено, что администрацией Галического сельского поселения Ливенского района Орловской области допущены существенные нарушения данного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей муниципального образования. Установлено, что на территории Галического сельского поселения имеются газовые сети, собственник или эксплуатирующая организация которых неизвестны.

В частности, газопроводы высокого давления, расположенные в <адрес>, протяженностью :

- <данные изъяты>

В настоящее время указанные сети являются бесхозяйными объектами и на балансе ни у одной организации не состоят.

Однако, каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления до настоящего времени по обеспечению безопасности газовых сетей не последовало.

Бездействие администрации Галического сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйных газовых сетей, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Галического сельского поселения.

Просит признать незаконным бездействие администрации Галического сельского поселения <адрес>, выразившегося в непостановке на учет линий газопровода, как бесхозяйного имущества и об обязании принятия мер по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи путем обращения с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, вышеуказанных линий газопровода.

Определением Ливенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявления прокурора были объединены в одно производство.

В судебном заседании помощник прокурора Семенов А.В. поддержал заявленные требования, уточнив наименование и расположение линий газопровода, указанные в поданных заявлениях. Так, в <адрес>, по мнению прокурора, расположены следующие бесхозяйные линии газопровода :

- <данные изъяты> м газопровода низкого давления к жилым домам в <адрес> ;

- <данные изъяты> газопровода низкого давления к 27-квартирному многоэтажному жилому дому в <адрес>.

Просил удовлетворить заявленные требования в отношении вышеуказанных линий газопровода.

В судебном заседании представители заинтересованного лица - администрации Галического сельского поселения заявление считали не обоснованным, поскольку данные линии не являются бесхозяйными, они были проведены за счет личных сбережений граждан <адрес>, а следовательно, местный орган самоуправления не несет никакой ответственности за непостановку на учет этого имущества как бесхозяйной вещи. Расходы по регистрации этого имущества лягут тяжелым бременем на бюджет сельского поселения, в то время как имеются собственники этих вещей, которые могут нести ответственность по регистрации данных объектов недвижимости и заключать договора на его техническое обслуживание.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 г № 69-ФЗ (ред. от 30.12.2008 года «О газоснабжении в Российской Федерации», газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредствен-

но его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 года №9, газораспределительная система – это технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления. В газораспределительную сеть входят сооружения на газопроводах, средства электрохимической защиты, газорегуляторные пункты (ГРП, ГРПБ), шкафные регуляторные пункты (ШРП), система автоматизированного управления технологическим процессом распределения газа (АСУ ТП РГ).

Наружный газопровод - подземный, наземный и надземный газопровод, проложенный вне зданий до отключающего устройства перед вводным газопроводом или до футляра при вводе в здание в подземном исполнении.

Согласно п.5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878, в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

В силу пп.4,8, 23 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся:

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

В соответствии со ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии п.4 и п. 24 ст.6 Устава Галического сельского поселения <адрес>, в ведении поселения находится, в то числе, следующие вопросы местного значения :

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения ;

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Из ответа Департамента имущества, промышленности и информатизации орловской области, предоставленного по запросу суда, линии газопроводов, заявленные прокурором как бесхозяйное имущество, не являются собственностью <адрес>.

Согласно списку, предоставленному Орловским филиалом ОАО «<данные изъяты>», линии газопроводов, являющиеся предметом данного судебного разбирательства, обслуживаются Ливенской ремонтно-эксплуатационной службой филиала и числятся по информации филиала как бесхозяйное имущество.

Из показаний свидетеля ФИО3, начальника Ливенской РЭС, допрошенной в судебном заседании, следует, что часть наружных уличных сетей газопроводов, проходящих по <адрес>, были в свое время из-за нехватки бюджетных средств проведены и за счет средств населения, это все уличные сети, предназначенные для транспортировки газа по территории сельского поселения и образуют единую газораспределительную систему, поэтому должны находится в собственности организации, имеющей право на деятельность в области газоснабжения, но поскольку часть линий была профинансирована за счет личных сбережений граждан, то балансовая принадлежность этого имущества так и осталась до настоящего времени неопределенной. Фактически сети остались бесхозяйными и обслуживаются Ливенской РЭС только лишь на добровольной основе из-за невозможности разъединить сеть газопроводов, как находящихся в собственности акционерного общества, так и бесхозяйных линий. Определение принадлежности газопроводов требуется для обеспечения безопасности их эксплуатации, поскольку техническое обслуживание это затратная деятельность, связана с регулярным обходом линий, проверкой задвижек, контрольной опрессовкой.

Из актов приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, предоставленных в судебное заседание начальником Ливенской РЭС Орловского филиала ОАО «<данные изъяты>» ФИО3, и приобщенных к материалам дела по ходатайству помощника прокурора, усматривается, что линии газопроводов, указанные в заявлениях и в уточненных объяснениях прокурора, были проведены в период с 1998 по 2001 гг. в <адрес>. В актах имеется ссылка на подрядные организации, без указания заказчика. Наименование линий и их протяженность соответствует тем данным, которые были изложены помощником прокурора в своих объяснениях. Подрядные работы, согласно актам, выполнены газоснабжающими организациями.

В соответствии с ответами Ливенского отдела Управления Росреестра по <адрес>, данных о регистрации права собственности на спорные объекты – линии газопроводов в <адрес>, не имеется.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает бесспорно установленным то обстоятельство, что на день судебного разбирательства такие объекты недвижимого имущества, как наружные линии газопроводов в <адрес>, указанные помощником прокурора в своих уточненных требованиях, действительно являются бесхозяйным имуществом, поскольку на момент их создания ввиду отсутствия четкого балансового разграничения их принадлежности между газоснабжающими организациями, органами государственной исполнительной власти <адрес>, финансировавшими строительство газопроводов, органом местного самоуправления, контролировавшим проведение газопроводов по территории населенного пункта, а также вследствие привлечения для строительства личных сбережений жителей <адрес>, данные объекты остались без надлежащего оформления технической документации, без заключения договоров между собственником и газоснабжающей организацией на техническое обслуживание данных сетей. Довод представителей заинтересованного лица о том, что в строительство спорных линий газопроводов вкладывались личные сбережения граждан, а следовательно они уже не могут являться бесхозяйными, не может служить опровержением требования прокурора, поскольку исходя из цели создания такого объекта недвижимости как наружные уличные газовые сети сельского населенного пункта, вложение в их возведение финансовых средств частных физических лиц, не может в безусловном порядке свидетельствовать о возникновении у данных инвесторов права собственности на часть газораспределительной системы населенного пункта, которая в целом может быть в собственности, согласно законодательству в области газоснабжения, только лишь специализированных организаций, занимающимися газоснабжением. Поэтому, у лиц, осуществлявших вложение собственных денежных средств в проведение линий газопроводов, в настоящее время только имеется право требования признания за ними каких-либо прав на данное имущество, но оно еще никем не реализовано, в тоже время линии газопроводов оставлены без надлежащего юридического оформления их технической эксплуатации, что может способствовать их разрушению, создавать угрозу безопасности жизни и здоровью людей, окружающей природной среде.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований Ливенского межрайонного прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать незаконным бездействие администрации Галического сельского поселения <адрес>, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет газопровода :

- в <адрес> – <данные изъяты> м газопровода низкого давления к жилым домам по <адрес> ;

- в <адрес> – <данные изъяты> м газопровода низкого давления к 27- квартирному многоэтажному жилому.

Обязать администрацию Галического сельского поселения <адрес> принять меры по постановке на учет органом осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйной недвижимой вещи - линий газопровода :

в <адрес> – <данные изъяты> м газопровода низкого давления к жилым домам по <адрес> ;

- в <адрес> – <данные изъяты> м газопровода низкого давления к 27- квартирному многоэтажному жилому.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме, которое будет изготовлено не позднее 5 дней со дня окончания судебного разбирательства.

Судья :