об обязании выплачивать денежную компенсацию по оплате льгот



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 марта 2011 года г.Ливны Орловской области

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Шевелевой Н.И.,

при секретаре Ежовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Бескровной Н.И. к Ливенскому филиалу ОГУ «Областной центр социальной защиты населения» ОГУ «Областному МУП « Жилсервис» об обязании выплачивать денежную компенсацию по оплате льгот в размере 50% от затрат по содержанию жилья, капитальный ремонт, вывоз мусора и оплате коммунальных услуг с 1 января 2010 года исходя из всей площади занимаемого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Бескровная Н.И. является инвалидом второй группы, проживает в принадлежащей ей на праве общей долевой собственности (доля в праве <данные изъяты> <адрес>. Кроме истицы собственниками квартиры с долей в праве собственности по 1/3 так же являются ее муж ФИО3, сын ФИО4 С 1.01.2010 года по 1.10.2010 года в квартире были зарегистрированы 4 человека, с 1.10.2010 года по настоящее время 5 человек. МУП «Жилсервис» г. Ливны является организацией, осуществляющей обслуживание дома, в котором проживает истица.

До 1.01.2010 года Бескровной Н.И. МУП «Жилсервис» производило начисление оплаты за коммунальные услуги и оплату за содержание жилья с учетом 50 % льготы по решению Ливенского райсуда от 15.09.2008 года, которое было отменено определением Ливенского райсуда от 20.12.2010 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

Решением Ливенского райсуда от 30.12.2010 года Бескровной Н.И. отказано в удовлетворении исковых требований к МУП «Жилсервис» об обязании производить начисление оплаты за жилое помещение с учетом 50% льготы.

В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 29.05.2009 N 43 (ред. от 30.09.2009) "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан"(вместе с "Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области"), определено, что с 01 января 2010 года в Орловской области устанавливается денежная форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в этих целях назначение и расчет суммы ежемесячной денежной компенсации, а также подготовка документов на ее выплату осуществляется органами социальной защиты населения.

Бескровных Н.И. обратилась в Ливенский районный суд с иском к Ливенскому филиалу ОГУ «Областной центр социальной защиты населения» о признании действий Ливенского филиала ОГУ «Областного центра социальной защиты населения» по отказу в выплате льгот по 50% оплаты за содержание жилья, капитальный ремонт, вывоз мусора незаконным, об обязании их с 1.01.2010 года выплатить ей денежную компенсацию по оплате льгот за содержание жилья, капитальный ремонт,вывоз мусора и коммунальные услуги и производить дальнейшую выплату, исходя из всей площади занимаемого жилого помещения.

В судебном заседании Бескровная Н.И. иск поддержала, пояснив, что несмотря на приватизацию квартиры, она не должна лишаться льгот, которые ей ранее предоставлялись как инвалиду, полагает в этой части действия ответчика необоснованными и незаконными. В обосновании иска пояснила, что в силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации и Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии от 9.12.1975 года инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье. Считает, что начисление и предоставление льготы инвалидам на оплату жилья, проживающим только на условиях договора найма в государственном или муниципальном жилищном фонде ограничивают и ущемляют права на оплату жилья граждан – инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах, ранее пользовавшихся указанными льготами.

Ранее действующий Жилищный кодекс РСФСР и закон РФ « Об основах федеральной жилищной политики» понятие « государственный жилищный фонд» определяли как совокупность ведомственного фонда, состоящего в государственной собственности и находящемуся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений. Аналогичным образом определялся и муниципальный жилищный фонд» как фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также оперативном управлении муниципальных учреждений. Таким образом, к государственному и муниципальному жилищному фонду были отнесены все многоквартирный дома, управляемые государственными и муниципальными предприятиями.

Считает, что положения ст. 19 Жилищного кодекса РФ, в котором определены понятиями «государственный жилищный фонд» и «муниципальный жилищный фонд» не должны органичивать ее права на льготы по 50% оплате за содержание и ремонт жилого помещения, поскольку данные положения в силу ст.6 ЖК РФ не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Считает, что положение ст. 17 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не ограничено социальной нормой площади жилья и нормами потребления коммунальных услуг, следовательно, формулировка данной статьи дает основание полагать, что меры социальной поддержки предоставляются инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг.

В связи с чем просит признать незаконными действия Ливенского филиала ОГУ «Областной центр социальной защиты населения» по отказу в выплате льгот в виде компенсации в денежной форме платы за содержание жилья, капитальный ремонт, вывоз мусора, лифт; обязать ответчика выплатить денежную компенсацию по оплате льгот за содержание жилья, капитальный ремонт, вывоз мусора, лифт, в размере, предусмотренном действующим законодательством РФ, исходя из всей площади занимаемого жилого помещения, за период с 1 января 2010 года по настоящее время; обязать ответчика Ливенский филиал ОГУ «Областной центр социальной защиты населения» производить ей выплату денежной компенсации по оплате за капитальный ремонт, содержание жилья, вывоз мусора, лифт и плате за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроэнергию, отопление, горячее водоснабжение) в размере, предусмотренном действующим законодательством РФ, исходя из всей площади занимаемого жилого помещения и всего объема потребленных коммунальных услуг.

Представитель ответчика ОГУ «ОЦСЗН» Бухтиярова А.И. исковые требования Бескровной Н.И. не признала. В обосновании возражений пояснила, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы только в домах государственного и муниципального жилищного фонда, по оплате коммунальных услуг 50 % скидка предоставляется инвалидам независимо от принадлежности жилищного фонда. В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 29.05.2009 N 43 "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан"(вместе с "Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области"), определено, что с 01 января 2010 года в Орловской области устанавливается денежная форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в этих целях назначение и расчет суммы ежемесячной денежной компенсации, а также подготовка документов на ее выплату осуществляется органами социальной защиты населения. С 1.01.2010 года Ливенским филиалом ОГУ «ОЦСЗН» инвалиду 2 группы Бескровной Н.И. предоставлялась ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из ее доли в общем объеме потребленных в жилом помещение коммунальных услуг за воду, горячую воду, газ, электроэнергию. Денежная компенсация рассчитывается исходя из 50% льготы по коммунальным платежам, предоставляемых инвалиду. Доля инвалида определяется путем деления расходов по коммунальным услугам на количество зарегистрированных в квартире лиц. Ежемесячная денежная компенсация за отопление, рассчитанная от площади жилого помещения определялась путем деления общей площади на количество зарегистрированных лиц, а так же на положенную инвалиду дополнительную жилую площадь. Считает требования истицы необоснованными, поскольку возмещение ей 50% льготы по оплате за содержание жилья, капитальный ремонт, вывоз мусора не предусмотрено законом. Так же считает необоснованными требования истицы по предоставлению ей 50% льготы по оплате за коммунальные услуги на всю жилую площадь, поскольку правом на льготы обладает только сам инвалид, исходя из занимаемой льготником площади жилого помещения, которая определяется путем выделения из нее доли в общей площади жилого помещения.

Представитель третьего лица МУП «Жилсервис» в судебном заседании не явился, прислав в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствии. В ходе предварительного слушания представитель МУП «Жилсервис» пояснила, что исковые требования Бескровных Н.И. считает необоснованными, указав, что действительно их предприятие до 1.01.2010 года предоставляло Бескровной Н.И. 50 % льготу по оплате за содержание и ремонт жилого помещения на основании решения Ливенского райсуда от 15.09.2008 года. В дальнейшем данное решение было отменено и в иске Бескровной Н.И. было отказано. Согласно Постановлению Орловской области с 1.01.2010 года в их компетенцию не входит предоставление льгот инвалидам по коммунальным услугам, поскольку возмещение им данных льгот производится в денежном выражении управлением социальной защиты населения г. Ливны.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно ст. 28.2 вышеназванного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со ст.246 ГК РФ, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В соответствии со ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.

В соответствии со ст. 30 ЖК России, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Ст.153 ЖК РФ предусматривает, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникают у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

Плату за содержание и ремонт жилого помещения,

Плату за коммунальные услуги (ст.154 ЖК РФ)

Ст.158 ЖК РФ гласит, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно справке ВТЭ-№ № (л.д.9), Бескровной Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ года бессрочно установлена 2 группа инвалидности, общее заболевание.

Согласно договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), усматривается, что Бескровной Н.И. на праве долевой собственности (доля в праве 1/3) принадлежит <адрес>.

Согласно выписки из лицевого счета по е№№ <адрес> в ней с 1.01.2010 года по 1.10.2010 года были зарегистрированы 4 человека, с 1.10.2010 года по настоящее время зарегистрированы 5 человек.

В соответствии со справкой МУП « Жилсервис» от 7.02.2011 года в е№8 <адрес> зарегистрированы 5 человек.

Из квитанций на оплату коммунальных услуг МУП «Жилсервис» и квитанций к поручению на доставку единой денежной компенсации усматривается, что Бескровной возмещается 50% по оплате её доли по коммунальным услугам по энергоснабжению, водоснабжению, газоснабжению, а так же 50% за отопление исходя из площади, приходящейся на ее долю, а так же дополнительную площадь.

Анализируя действующее законодательство, суд приходит к выводу, что исковые требования Бескровных Н.И. не подлежат удовлетворению, поскольку ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление скидки не ниже 50 процентов с квартирной платы лишь инвалидам, проживающим в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Данный вывод указан так же в решение Ливенского райсуда от 30.12.2010 года, которым отказано Бескровных Н.И. в удовлетворении исковых требований к МУП «Жилсервис» об обязании производить оплаты за жилое помещение с учетом льгот.

В силу ст.28 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно постановления Правительства Орловской области от 29.05.2009 N 43 (ред. от 27.08.2010) "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан"(вместе с "Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области"), определено, что с 01 января 2010 года в Орловской области устанавливается денежная форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в этих целях назначение и расчет суммы ежемесячной денежной компенсации, а также подготовка документов на ее выплату осуществляется органами социальной защиты населения. Согласно п.3.13 данного постановления при совместном пользовании жилым помещением несколькими лицами, объем коммунальных услуг, потребленных льготником, определяется путем выделения его доли в общем объеме потребленных в жилом помещении коммунальных услуг. Занимаемая льготником общая площадь жилого помещения определяется путем выделения его доли в общей площади жилого помещения.

В случае невозможности установить иное, доли площади жилья и потребления коммунальных услуг для всех лиц, зарегистрированных в жилом помещении, при начислении ежемесячной денежной компенсации принимаются равными.

При определении площади жилого помещения, приходящейся на долю льготника, и выделении доли льготника в общем объеме предоставленных коммунальных услуг учитываются лица, зарегистрированные в данном жилом помещении по месту жительства или месту пребывания.

Принимая во внимание, что действующий Жилищный кодекс РФ, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, суд полагает, что истица не относится к категории инвалидов, которым законодателем предусмотрена такая мера социальной поддержки, как 50% на оплату жилого помещения, поскольку, хотя занимаемое Бескровных Н.И. помещение и является частью многоквартирного жилого дома, но относится к частному жилищному фонду. Поскольку инвалид 2 группы Бескровных Н.И. является собственником № доли квартиры, в которой на момент рассмотрения дела зарегистрированы 5 человек, ответчиком обоснованно начисляется ей ежемесячная денежная компенсация по коммунальным услугам, исходя из ее доли в общем объеме потребленных коммунальных услуг, поскольку льгота по коммунальным услугам инвалидам предоставляется инвалиду, а не совместно проживающим с ним членам семьи. В связи с чем требования истицы об обязании предоставления ей льготы по коммунальным услугам, исходя из площади всего жилого помещения являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь Федеральным законом РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. ст. 19, 30, 154 ЖК РФ, ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бескровной Н.И. к Ливенскому филиалу ОГУ «Областной центр социальной защиты населения» ОГУ «Областному МУП « Жилсервис» об обязании выплачивать денежную компенсацию по оплате льгот в размере 50% от затрат по содержанию жилья, капитальный ремонт, вывоз мусора и оплате коммунальных услуг с 1 января 2010 года исходя из всей площади занимаемого жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, которое будет представлено сторонам не позднее пяти дней со дня окончания судебного разбирательства.

Судья: