Дело №г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2011 года г. Ливны
Ливенский районный суд Орловской области в составе
председательствующего – судьи Андрюшиной Л.Г.,
при секретаре Петрыкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Ливенской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ливенского района Орловской области, администрации Беломестненского сельского поселения Ливенского района Орловской области, Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области об обязании привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-93,
УСТАНОВИЛ:
Ливенская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к администрации Ливенского района, администрации Беломестненского сельского поселения Ливенского района Орловской области об обязании привести дорожное покрытие в соответствие с ГОСТ 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221, указав, что Ливенской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами осуществлена проверка состояния дорожного покрытия на <адрес> <адрес>.
<адрес> является участком автодороги из города Ливны Орловской области до села <адрес> <данные изъяты>, расположена на территории, относящейся к территории Беломестненского сельского поселения Ливенского района Орловской области.
Согласно требованиям Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года, органы местного самоуправления обязаны вести комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее состояния, а также по организации и безопасности дорожного движения.
В рамках проверки установлено, что возложенные полномочия по содержанию дороги общего пользования по <адрес>, ответчиками реализуются не надлежащим образом.
Состояние дороги по <адрес> не соответствует ГОСТу 50597-93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, что подтверждается актом проверки, а также информацией, предоставленной ОВД по г. Ливны и Ливенскому району Орловской области, что может привести к причинению имущественного вреда собственникам транспортных средств способствует увеличению дорожно-транспортных происшествий.
Определением Ливенского районного суда от 23 марта 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
В судебном заседании старший помощник Ливенского межрайонного прокурора Семенов А.В. исковые требования уточнил, просил суд обязать Администрацию Ливенского района Орловской области, администрацию Беломестненского сельского поселения Ливенского района в срок до 1 июля 2011 года привести дорожное покрытие по <адрес> <адрес> в соответствии с ГОСТ 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221.
Представители ответчиков: администрации Ливенского района Орловской области Кривцова Н.Н., Семенихин О.Б. и Селина Е.С., и администрации Беломестненского сельского поселения Ливенского района Орловской области Платошкин А.Н. исковые требования не признали, пояснив суду, что указанный участок дороги постановлением Коллегии Орловской области от 21.01.2009 года №10 был включен в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а Постановлением Правительства Орловской области от 03.06.2010 года №183 исключен из перечня региональных автомобильных дорог, однако в муниципальную собственность в соответствии с требованиями ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передан не был, в реестре муниципальной собственности Ливенского района или Беломестненского сельского поселения указанная дорога не значится, соответственно они не являются собственниками указанного участка дороги и не несут обязанности по его содержанию и ремонту.
Представитель соответчика Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области Ступин Д.А. исковые требования не признал, пояснив, что участок автомобильной дороги по <адрес> (<данные изъяты> был включен в Реестр дорог регионального значения постановлением Коллегии Орловской области от 21.01.2009 года № 10 в составе автодороги Ливны – Навесное в нарушение норм Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем в целях приведения вышеуказанного нормативно - правового акта в соответствие с действующим законодательством, постановлением Правительства Орловской области № 183 от 03.06.2010 года в Реестр дорог регионального значения были внесены соответствующие изменения, в реестре государственной собственности Орловской области указанный участок дороги как объект собственности никогда не значился.
Представитель третьего лица ОВД по г.Ливны и Ливенскому району Орловской области Солопов Ю.В.- старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из п. 3 ст.5 вышеуказанного Федерального закона усматривается, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся дороги, предназначенные для движения транспортных средств неопределенного круга лиц.
Согласно п. 8 вышеуказанной статьи, критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из п. 9 данной статьи усматривается, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно п. 10 данной статьи, автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с п. 7 ст. 6 указанного Федерального закона, автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.
В соответствие со ст.13 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащему ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 указанного ГОСТа, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п.п. 3.1.2. ГОСТа 50597-93, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Из перечня автодорог общего пользования регионального значения, утвержденного постановлением Коллегии Орловской области от 13.02.2008 года № 48, в редакции постановления Коллегии Орловской области от 21.01.2009 года № 10, усматривается, что в указанный перечень входила автодорога Ливны – Навесное в границах с 0+000 по 27 +500 протяженностью 27,5 км.
В соответствии с перечнем автодорог общего пользования регионального значения, утвержденным постановлением Правительства Орловской области № 183 от 03.06.2010 года, автодорога Ливны – Навесное значится в границах с 1+845 – по 28+530 протяженностью 26,685км.
Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 20.01.2011 года видно, что на участке автодороги Ливны-Навесное проезжая часть имеет повреждения, размеры которых превышают предельные размеры повреждений, установленные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, т.е. по глубине до 10,5 см., ширине до 2,1м., длине до 1,4 м.
Согласно Уставу Беломестненского сельского поселения Ливенского района Орловской области (л.д. 5-20), к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (ст.6 п.5).
В соответствии с письмами администрации Ливенского района, после исключения участка автодороги Ливны – Навесное из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения администрация Ливенского района обращалась к Правительству Орловской области с просьбой зарегистрировать за администрацией Орловской области участок автодороги.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Состояние дорожного покрытия спорного участка автодороги, а именно его несоответствие требованиям ГОСТа, что создает угрозу для жизни и здоровья людей, возникновению дорожно-транспортных происшествий, причинению ущерба собственникам транспортных средств, и необходимость приведения его в состояние, соответствующее требованиям Госстандарта, ответчики не оспаривают. При этом каждый из ответчиков возражает относительно возложения на него данной обязанности в связи с тем, что считает указанный участок ему не принадлежащим, а представители администрации Ливенского района и администрации Беломестненского сельского поселения указывают также, что он должен входить в состав автодорог общего пользования регионального значения.
Вместе с тем, довод представителей ответчиков о том, что поскольку указанный участок дороги входил в перечень автодорог общего пользования регионального значения, а после его исключения из перечня не был надлежащим образом передан муниципальному образованию, то обязанность по его содержанию не должна возлагаться на органы местного самоуправления, суд находит необоснованным, поскольку из анализа вышеприведенных норм законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности следует, что перечень автодорог регионального значения устанавливается субъектом РФ, соответственно включение либо исключение автодороги из указанного перечня находится исключительно в ведении Орловской области, и не зависит от мнения муниципального образования, на территории которого автодорога расположена.
После исключения спорного участка автодороги из перечня автодорог общего пользования регионального значения, отсутствие данной дороги в реестре муниципальной собственности ответчиков – муниципальных образований, суд считает, не имеет существенного значения для разрешения данного спора, поскольку статьями 9 и 10 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги, относимые к муниципальной собственности, определены по принципу исключения всех иных видов автомобильных дорог – федерального, регионального, межмуниципального значения и частных автомобильных дорог. Таким образом, довод об отсутствии надлежащей передачи данного объекта в муниципальную собственность является формальным, фактически спорный участок автодороги, будучи исключенным из перечня региональных дорог и не обладая признаками федеральных и межмуниципальных дорог, является объектом муниципальной собственности, ответственность за который несет муниципальное образование за счет собственных материально – финансовых ресурсов.
При этом, при определении вида муниципального образования, к собственности которого относится спорная дорога, суд считает, что несмотря на то, что данный участок автодороги находится в границах Беломестненского сельского поселения, он не является замкнутой дорогой на территории данного поселения, продолжается участком автодороги регионального значения за границами поселения на территории и в границах муниципального образования Ливенский район, через данный участок осуществляется движение к населенным пунктам других поселений в границах муниципального района, в связи с чем указанный участок не является дорогой местного значения поселения, а относится к автомобильным дорогам муниципального района, поэтому суд считает, что обязанность привести дорожное покрытие по ул. <адрес> в соответствие с требованиями государственного стандарта Российской Федерации лежит на администрации Ливенского района Орловской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 5, 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Ливенского района Орловской области привести дорожное покрытие по <адрес>, <данные изъяты> автодороги от <адрес> до села <адрес> в соответствие с ГОСТ 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 в срок до 1 июля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья