ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 августа 2011 года Орловская область г. Ливны при секретаре Бычок М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда <адрес> гражданское дело по иску МРИ ФНС России № 3 по Орловской области к Стрельникову В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, УСТАНОВИЛ: МРИ ФНС России № 3 по Орловской области обратилась в суд с исковым заявлением к Стрельникову В. Н. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени. В исковом заявлении налогового органа указано, что Стрельников В. Н. является плательщиком земельного налога, поскольку на него в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Стрельников В. Н. в установленные законом сроки земельный налог за 2011 год не оплатил. В связи с неуплатой земельного налога ему было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ №, с предложением уплатить земельный налог и пени в общей сумме <данные изъяты>. Однако, в срок, указанный в требовании и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчик задолженность по земельному налогу не уплатил. МРИ ФНС России № 3 по Орловской области просит суд взыскать с ответчика Стрельникова В. Н. задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты>, а также пени в сумме <данные изъяты>. Представитель истца МРИ ФНС России № 3 по Орловской области по доверенности Рыжов И. Н. в судебном заседании уточнил исковые требования просил суд взыскать с ответчика Стрельникова В. Н. задолженность по земельному налогу за 2007 год в сумме <данные изъяты>, за 2008 год в сумме <данные изъяты>, за 2009 год в сумме <данные изъяты> и за 2010 год в сумме <данные изъяты>, а также пени за несвоевременное исполнение обязанности по оплате налога в размере <данные изъяты>. Также представитель истца пояснил, что Стрельников В. Н. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно данным, переданным в МРИ ФНС России № 3 по Орловской области по каналам электронной связи <данные изъяты> отделом ФГУ «Земельной кадастровой палаты» по Орловской области, указанный выше земельный участок отнесен в зависимости от вида разрешенного (функционального) использования к прочим земельным участкам для эксплуатации и обслуживания двух отдельно стоящих зданий. Постановлением <данные изъяты> городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлены налоговые ставки по земельному налогу на территории города, в том числе 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ответчику, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> рублей, что является налогооблагаемой базой по данному земельному участку. Именно на основании данных <данные изъяты> отдела ФГУ «Земельной кадастровой палаты» по Орловской области Стрельникову В. Н. был начислен земельный налог в 2010 году за 2007г., 2008г., 2009г. с учетом налоговой ставки - 1,5 %. Налоговый орган до 2010 года производил расчет земельного налога, исходя из налоговой ставки 0,3 %, что являлось неверным расчетом в связи с технической ошибкой. В виду того, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый № расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории прочие земельные участки, в отношении его необходимо применять налоговую ставку 1,5%. Налоговый орган воспользовался правом, предусмотренным ст. 397 НК РФ и доначислил Стрельникову В. Н. земельный налог за три налоговых периода 2007г., 2008г., 2009г., предшествующих году направления уведомления. Налоговое уведомление № на оплату земельного налога за 2010 год было направлено ответчику уже с кадастровой стоимостью земельного участка <данные изъяты> рублей, что является налогооблагаемой базой по данному земельному участку после проведенной актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Орловской области. В связи с неоплатой земельного налога Стрельникову В. Н. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, которое он также не исполнил. В судебном заседании ответчик Стрельников В. Н. исковые требования не признал и пояснил, что, по его мнению, налоговой орган пропустил сроки предусмотренные законом для взыскания задолженности. Представитель <данные изъяты> адвокат Дружбина О. В. позицию своего доверителя поддержала и пояснила суду, что основанием предъявления данного иска, со слов истца, послужило то обстоятельство, что в 2010 году МРИ ФНС России № 3 по Орловской области стало известно, что земельный участок, принадлежащий ее доверителю на праве собственности, по виду разрешенного использования отнесен к прочим землям, а это означает, что в отношении него необходимо применять ставку 1,5%. Ранее же МРИ ФНС России № 3 по Орловской области для исчисления земельного налога неправильно применяли ставку 0,3% как для земель, занятых жилищным фондом. В связи с чем, они доначислили сумму земельного налога, начиная с 2007 года. Ежегодно, получая налоговые уведомления на уплату физическим лицом земельного налога, начиная с 2007 года, ответчик исправно платил земельный налог в установленный законом срок в размере <данные изъяты>. В ноябре 2010 года Стрельников В. Н. получил налоговые Требование об уплате налога должно направляться плательщику не позднее трех месяцев после наступления установленного законом срока его уплаты. Срок уплаты земельного налога установлен за 2007 год - ДД.ММ.ГГГГ, за 2008 год - ДД.ММ.ГГГГ, за 2009 год - ДД.ММ.ГГГГ, за 2010 год - ДД.ММ.ГГГГ Требование направлено ответчику по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Сумма, указанная в требовании, является доплатой земельного налога за 2007, 2008, 2009 годы и уплатой земельного налога за 2010 год. По объяснениям МРИ ФНС России №3 по Орловской области обнаружила в 2010 году сумму задолженности за указанные годы и лишь ДД.ММ.ГГГГ направила плательщику требование об уплате, нарушив трехмесячный срок, установленный ст. 70 НК РФ. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (п.3 ст.48 НК РФ). В связи с этим срок на обращение в суд должен исчисляться со дня окончания установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования. Поскольку заявление было предъявлено в августе 2011 года, то есть за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, оно не может быть удовлетворено. Выслушав представителя истца, ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.п.1 п.1 ст.23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. На основании ст.45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. В соответствии со ст.397 Налогового Кодекса РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Согласно пункта 4.3. Приложения к постановлению <данные изъяты> городского Совета народных депутатов от 26 октября 2005 года № 281/175-41-ГС «Об установлении земельного налога» физические лица (не являющиеся индивидуальными предпринимателями) уплачивают земельный налог единовременно (без авансового платежа) 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления. Изменения по сроку уплаты земельного налога в вышеуказанное Постановление были внесены решением Ливенского городского Совета народных депутатов от 18.11.2010г. № 41/264-ГС. Ранее срок уплаты земельного налога был не позднее 1 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с информационным письмом Министерства финансов РФ от 1.11.2010г. «О применении Федерального закона от 27.07.2010г. № 229-ФЗ в части установления сроков уплаты транспортного и земельного налогов» если в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о земельном налоге не содержится положение о распространении новых сроков уплаты земельного налога на налоговый период 2010 года, то уплата этого налога налогоплательщиками - физическими лицами за 2010 год будет производиться в сроки, ранее установленные этими актами. Таким образом, земельный налог за 2010 год должен быть оплачен налогоплательщиками не позднее 1 мая 2011 года, но поскольку этот день является выходным, срок с соответствии с п.7 ст.6.1 Налогового Кодекса РФ переносится на 3 мая 2011 года. В судебном заседании было установлено, что ответчик Стрельников В. Н. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> рублей, данный показатель является налогооблагаемой базой. Согласно пункта 2.1.3. Приложения к постановлению Ливенского городского Совета народных депутатов от 26 октября 2005 года № 281/175-41-ГС «Об установлении земельного налога» на территории города была установлена ставка земельного налога 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, в т.ч. доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ разрешенным использованием земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, является эксплуатация и обслуживание двух отдельно стоящих зданий. Таким образом, земельный участок, принадлежащий ответчику Стрельникову В. Н., не относился к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, к земельным участкам занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленным для жилищного строительства, а также к земельным участкам, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, и к нему не могла применяться налоговая ставка 0,3%. Однако из показаний представителя МРИ ФНС России № 3 по Орловской области усматривается, что налоговый орган ошибочно производил земельного расчет налога за 2007 год, 2008 год и 2009 год, исходя из налоговой ставки 0,3%, поскольку земельный участок, принадлежащий Стрельникову В. Н., относится к категории прочие земельные участки, и в отношении него необходимо применять налоговую ставку 1,5%. Таким образом, ответчик Стрельников В. Н. в 2007-2009 годах должен был оплачивать земельный налог в размере <данные изъяты>. Учитывая, что им производилась оплата в размере <данные изъяты> за каждый год, недоимка составила <данные изъяты> копейки в год. В соответствии с п.4 ст.397 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта. МРИ ФНС России № 3 по Орловской области воспользовалась правом, предоставленным ст.397 НК РФ и, направляя уведомления об уплате налога в 2010 году, осуществила доначисление земельного налога Стрельникову В. Н. за три налоговых периода (2007г., 2008г., 2009г.), предшествующих календарному году его направления. Налоговые уведомления на уплату доначислений по земельному налогу за вышеуказанные налоговые периоды направлялись ответчику Стрельникову В. Н. по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в них указан ближайший установленный налоговым законодательством срок уплаты налога ДД.ММ.ГГГГ Ответчик Стрельников В. Н. не выполнил обязанность по оплате доначислений по земельному налогу в связи с чем, ему в соответствии с требованиями ст.69 НК РФ было направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, суд считает исковые требования МРИ ФНС России № 3 по Орловской области, предъявленные Стрельникову В. Н. в части взыскания задолженности по оплате земельного налога за 2007-2009 года в сумме <данные изъяты> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд не может принять во внимание доводы ответчика и его представителя о том, что налоговый орган пропустил срок, предусмотренный ст.70 НК РФ для направления требования об уплате налога за 2007-2009 годы, поскольку оно направляется не позднее трех месяцев со дня со дня выявления недоимки, которая была выявлена налоговым органом в октябре 2010 года, по следующим основаниям. Недоимка образовалась не по вине налогоплательщика, а вследствие неправильного применения налоговой ставки налоговым органом, в связи с чем, налоговая инспекция в данном случае не могла сразу выставить требование об уплате земельного налога, не предоставив налогоплательщику срок для добровольного погашения образовавшейся задолженности путем направления налогового уведомления. Рассматривая вопрос о правомерности взыскания налоговым органом с ответчика Стрельникова В. Н. задолженности по уплате земельного налога за 2010 год, суд принимает во внимание следующие обстоятельства. Из письма, направленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области №-ТМ от ДД.ММ.ГГГГ ответчику Стрельникову В. Н. усматривается, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, был отнесен к пятой группе вида разрешенного использования как «земельный участок, предназначенный для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», также произведена его кадастровая оценка и стоимость участка составила <данные изъяты>. Данный показатель является налогооблагаемой базой для расчета земельного налога за 2010 год. Согласно пункта 5 Приложения № 2 к постановлению Ливенского городского Совета народных депутатов от 26 октября 2005 года № 281/175-41-ГС «Об установлении земельного налога» (в редакции Решения Ливенского городского Совета народных депутатов от 28.01.2010г. № 36/211-ГС) с 2010 года на территории города была установлена ставка земельного налога 1,5 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Таким образом, ответчик Стрельников В. Н. за 2010 год должен был оплатить земельный налог в размере <данные изъяты> по сроку указанному в налоговом уведомлении, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако Стрельников В. Н. обязанность по уплате налога не выполнил, в связи с чем, ему в соответствии с требованиями ст.69 НК РФ было направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, суд считает исковые требования МРИ ФНС России № 3 по Орловской области, предъявленные Стрельникову В. Н. в части взыскания задолженности по оплате земельного налога за 2010 год в сумме <данные изъяты>, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Общая сумма земельного налога за период с 2007 года по 2010 год, которую ответчик Стрельников В. Н. должен был уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты>. Однако до настоящего времени ответчик Стрельников В. Н. обязанность по уплате налога не выполнил. На основании ст.75 Налогового Кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Учитывая, что Стрельников В. Н. свою обязанность по уплате земельного налога не исполнил налоговый орган обоснованно произвел начисление пеней за просрочку. Представленный истцом расчет пени выполнен в соответствии с требованиями вышеуказанной нормы налогового законодательства и с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая на момент вынесения решения по настоящему гражданскому делу составляет 8,25 процентов годовых (Указание Центрального Банка России № 2618-У от 29.04.2011г.). Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика Стрельникова В. Н. задолженности по уплате земельного налога и пени в полном объеме и удовлетворяет исковые требования истца. Ввиду того, что налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины в соответствии с пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ и исковые требования истца удовлетворяются в полном объеме, госпошлина в доход государства подлежит взысканию с ответчика, однако, учитывая, что Стрельников В. Н. является <данные изъяты>, суд в соответствии с п.<данные изъяты> ч.2 ст. 333.36 НК РФ освобождает его от уплаты. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования МРИ ФНС России № 3 по Орловской области к Стрельникову В.Н. удовлетворить. Взыскать в пользу МРИ ФНС России № 3 по Орловской области со Стрельникова В.Н. задолженность по земельному налогу за 2007-2010 года и пени в общей сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Судья
уведомления о доплате земельного налога, начиная с 2007 года в размере <данные изъяты> копеек за каждый год. Однако до настоящего времени доплату за 2007, 2008, 2009 года не произвел, поскольку полагает, что возможность судебного взыскания с него доплаты по земельному налогу инспекцией утрачена.