жалоба на действия администрации ФКУ ИК



Дело РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

9 сентября 2011 года г. Ливны Орловской области

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего- судьи Андрюшиной Л.Г.,

при секретаре Петрыкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении ФКУ ИК – 2 УФСИН России по Орловской области гражданское дело по жалобе Никитина Р.В. на действия администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области,

УСТАНОВИЛ:

Никитин Р.В.- отбывающий наказание в ФКУ ИК – 2 УФСИН России по Орловской области, обратился в суд с жалобой на действия администрации ФКУ ИК- 2 УФСИН России по Орловской области.

В обоснование жалобы указал, что он признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен на строгие условия отбывания наказания в запираемое помещение. Должностные лица ИК-2 принудительно, с применением физической силы и спец.подразделений заставляют выполнять незаконные требования, а именно: с подъема в 06.00 часов выгоняют из помещения в локальный участок, заставляют становиться строем и выполнять элементы физической зарядки по 30 минут. В 6.00 часов и 20.00 часов выгоняют в локальный участок для проведения проверки, что является незаконным в соответствии с УИК РФ, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. Кроме того, во время проведения совета профилактики (СП) в локальном участке при помещении ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, вызванные на комиссию осужденные подвергаются унижениям, издевательствам, а именно: их ставят на растяжки вдоль стены, время может исчисляться от 1 часа до 3 часов. За невыполнение этих незаконных требований осужденные выдворяются в ШИЗО, подвергаются избиениям. Для пыток используется радио-установка. В помещениях ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, СУОН установлены магнитофонные колонки, которые через усилитель включают на полную громкость и на протяжении 16 часов работают на полную мощь.

Считает, что должностными лицами ИК нарушаются режим исправительной колонии и законные интересы, установленные уголовно-исполнительным законодательством, федеральным законом и ст. 71 Конституции РФ, просил обязать администрацию ИК-2 устранить допущенные нарушения и впредь их не допускать.

В судебном заседании истец Никитин Р.В. исковые требования уточнил, просил устранить нарушения его прав и законных интересов: право беспрепятственно пользоваться комнатными бытовыми услугами, иметь свободный доступ к оконным рамам (для проветривания помещения), свободный допуск к регулятору громкости радио, устранить незаконные возложенные на него обязанности по выполнению физической зарядки в запираемых помещениях и в локальном участке.

Представитель ФКУ ИК – 2 УФСИН России по Орловской области по доверенности Скуридин А.В. заявленные требования не признал. В обоснование своих возражений пояснил, что физическая зарядка предусмотрена внутренним распорядком учреждения, выполнять который осужденные обязаны. При этом выполнение самих элементов зарядки является личным делом осужденных, они лишь обязаны в определенное время покинуть помещение отряда и выйти на определенное для проведения зарядки место. Радио работает в помещении не непрерывно, уровень громкости невысокий. Допуск осужденных к регулятору громкости будет провоцировать конфликтные ситуации среди осужденных. Допуск осужденных к окнам с целью проветривания помещения невозможен в силу оборудования помещения таким образом, чтобы обеспечить изоляцию осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях, от остальных категорий осужденных.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему:

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в статье 10 устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Согласно ст.12 ч.1 УИК РФ при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 82 ч.1 УИК РФ, режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Глава 5 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) предусматривает, что в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.

Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени.

Распорядок дня, разработанный на основе примерного (приложение N 4), утверждается приказом за подписью начальника ИУ и доводится до сведения персонала и осужденных.

Согласно Глава 22 Правил, регулирующей особенности содержания осужденных в строгих условиях отбывания наказания, помещения, в которых проживают осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях.

В соответствии со статьей 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (статья 110 УИК РФ).

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО2, ФИО4, ФИО3 суду пояснили, что помещение, в котором содержится заявитель Никитин Р.В., регулярно проветривается дневальным или сотрудником учреждения, который постоянно находится на посту в отряде. Радио включено в помещении с 6 часов и до 8 вечера, исключая время проведения лекций и радиолекций, а также просмотра телевизора. По вопросу громкости звучания радиоточки вопросов ранее не возникало. Утром в течение пятнадцати минут проводится физическая зарядка, на которую осужденные должны выйти и построиться, элементы зарядки выполняются осужденными по желанию.

В соответствии с протоколом проведения измерений шума от ДД.ММ.ГГГГ, шум в помещении отряда является колеблющимся, широкополосным, уровень звука составляет от 56 до 70 дБА.

В соответствии с пояснениями специалиста ФИО1 в судебном заседании, данный уровень шума не превышает предельно допустимые нормы.

Таким образом, из анализа вышеприведенных положений законодательства вытекает вывод о том, что по сравнению с осужденными, отбывающими наказание на обычных или облегченных условиях, права осужденных, находящихся на строгих условиях, существенно ограничены. Прежде всего, это заключается в том, что указанная категория осужденных проживает в запираемых помещениях. Они оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях.

Данные ограничения направлены на индивидуализацию и дифференциацию условий отбывания наказания и создают предпосылки для достижения целей наказания, которыми согласно части второй статьи 43 УК Российской Федерации являются восстановление справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения им новых преступлений.

Правом свободного выхода из помещений осужденные, находящиеся на строгих условиях отбывания наказания, не обладают, и достаточно существенные ограничения установлены для таких осужденных в других сферах уголовно-исполнительных правоотношений.

В связи с изложенным, суд считает, что оборудование помещения, в котором содержится заявитель, отбывающий наказание в строгих условиях, соответствует тем требованиям изоляции, которые предусмотрены для данной категории осужденных, поэтому его требование об обеспечении беспрепятственного пользования бытовыми услугами, доступа к оконным рамам для проветривания помещений и доступа к регулятору громкости радио, находящимся за пределами изолирующей решетки, не подлежит удовлетворению.

Кроме того, установка регулятора громкости радио в доступном для осужденных месте, по мнению суда, приведет к возможности возникновения конфликтных ситуаций между осужденными.

Также суд считает, что действия администрации по включению в распорядок дня осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях, физической зарядки, не противоречат положениям действующего законодательства, напротив, исходя из положений Уголовно – исполнительного кодекса РФ, физическое воспитание является одной из форм воспитательной работы с осужденными, направленной на их исправление.

Исполнение осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, положений установленного распорядка является их обязанностью, которая не противоречит также принципу гарантии осужденным их прав и свобод с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством.

В связи с изложенным, учитывая также объяснения сторон о том, что осужденный в обязательном порядке должен выйти на зарядку, однако выполнение ее элементов является правом осужденных, что нельзя расценить как насилие над осужденным, суд находит и требования Никитина Р.В. относительно физической зарядки не подлежащим удовлетворению.

При этом довод осужденного о том, что пребывание его именно на строгих условиях отбывания наказания освобождает об обязанности выхода на физическую зарядку, так как для данной категории осужденных предусмотрен отдельный режим лишь с полуторачасовой прогулкой в течение дня, суд находит необоснованным, поскольку в действующем законодательстве, в том числе и в Приказе Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, не предусмотрены изъятия для указанных осужденных в части выполнения ими физической зарядки.

Поскольку решение суда выносится не в пользу истца, который при обращении в суд не уплатил госпошлину, то суд считает необходимым взыскать с Никитина Р.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей в доход местного бюджета муниципального округа г.Ливны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 82 УИК РФ, ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы Никитина Р.В. на действия администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, отказать.

Взыскать с Никитина Р.В. государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей в доход местного бюджета муниципального округа г.Ливны Орловской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья