о признании права собственности



<данные изъяты> г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ливны 29 сентября 2011 года

Ливенский районный суд Орловской области в составе : председательствующего судьи Окороковой Э.Н.,

при секретаре Шульгиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Морозова В.Н., Морозовой Л.Г. к Управлению муниципального имущества администрации города Ливны о признании права собственности на части жилого дома и земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Морозов В.Н., Морозова Л.Г. обратились в суд с иском, указав в нем, что решением мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ между ними был разделен на реальные части жилой дом и определен порядок пользования земельным участком по адресу: <адрес>.

Апелляционным определением Ливенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решение мирового судьи было уточнено, но порядок раздела дома и порядок пользования земельным участком был сохранен.

ДД.ММ.ГГГГ определением Ливенского районного суда было разъяснено первоначальное решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что Морозовой Л.Г. выделена восточная часть земельного участка, а Морозову В.Н. выделена западная часть земельного участка.

В настоящее время истцы решили провести государственную регистрацию своих прав на части жилого дома и земельные участки. Однако, при обращении в различные инстанции им стало ясно, что зарегистрировать свои права в такой ситуации невозможно по следующим обстоятельствам.

В пользование Морозову В.Н. при определении порядка пользования отошел не один, а два земельных участка, не являющихся смежными. Один из них имеет площадь 37,0 кв.м. и разрешенное использование «индивидуальная жилая застройка», хотя на нем расположен только гараж, а на кадастровом учете стоит целый земельный участок площадью 1156 кв.м. Поставить на учет и зарегистрировать права на землю, на реальные её части невозможно по причине того, что решением мирового судьи участок не разделен, а определен порядок пользования. Кроме того, с имеющимся разрешенным использованием – для индивидуальной жилой застройки, участок под гаражом также невозможно зарегистрировать.

Сохранить участок в долях и зарегистрировать его в общую долевую
собственность нельзя, так как в определении районного суда о разъяснении решения фактически указано, что участок разделен, следовательно, доли не сохранились.

Между истцами нет никаких споров по тем границам, в которых выделены (или определен порядок пользования) земельные участки. В такой ситуации единственной возможностью оформить свои права надлежащим образом является еще одно обращение в суд по вопросу признания права собственности на реальные части земельного участка. Жилой дом принадлежит: Морозову В.Н. - на основании регистрационного удостоверения от 1959 г. и договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Морозовой Л.Г. - на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в соответствии с земельным законодательством и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» они имеют право на получение земельного участка в собственность бесплатно.

Кроме того, после решения суда с 2004 года истцами произведены изменения в их частях жилого дома.

Так, Морозову В.Н. были выделены: часть жилого дома литер «А1»; часть жилого дома литер «А2»; часть жилого дома литер «A3» площадью 29 кв.м.; веранда «а».

Из технического паспорта по состоянию на 27.03.2001 г. видно, что эта часть дома состояла из: кухни площадью 9,1 кв.м.; прихожей площадью 5,9 кв.м.; жилой комнаты площадью 21,6 кв.м.; жилой комнаты площадью 15,4 кв.м.; жилой комнаты площадью 14,0 кв.м.

Общая площадь части дома составляла 66,0 кв.м.

В настоящее время Морозовым В.Н. выполнена перепланировка, в результате которой в его часть жилого дома входят помещения: жилая комната площадью 21,6 кв.м.; жилая комната площадью 15,4 кв.м. ; кухня площадью 7,8 кв.м.; санузел площадью 5,1 кв.м.; прихожая площадью 14,8 кв.м.

Общая площадь части дома в настоящее время в соответствии с данными кадастрового и технического паспорта составляет 64,7 кв.м.

Морозовой Л.Г., в свою очередь, были выделены: часть жилого дома литер «A»; часть жилого дома литер «A3» площадью 23,9 кв.м.; погреб п/А3; веранда «al».

Из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что эта часть дом состояла из: прихожей площадью 9,1 кв.м.; кухни площадью 11,7 кв.м.; жилой комнаты площадью 8,0 кв.м.; жилой комнаты площадью 16,8 кв.м.; жилой комнаты площадью 12,7 кв.м.

Общая площадь части дома составляла 61,4 кв.м.

В настоящее время Морозовой Л.Г. выполнена реконструкция своей части дома, в результате чего в неё вошли: жилая комната площадью 8,0 кв.м.; жилая комната площадью 16,8 кв.м.; жилая комната площадью 12,7 кв.м.; кухня площадью 11,7 кв.м.; прихожая площадью 12,2 кв.м.; жилая комната площадью 12,7 кв.м.; коридор площадью 5,7 кв.м.; санузел площадью 3,2 кв.м.

Общая площадь части дома в настоящее время в соответствии с данными кадастрового и технического паспорта составляет 83,0 кв.м.

В 2003 году Морозовой Л.Г. было получено разрешение на строительство пристройки к дому, однако выполненная реконструкция не в точности соответствует проекту, но имеется техническое заключение, согласно которому, произведенные ими реконструкции не нарушают требований строительных и санитарных норм.

Просят признать за ними, за каждым, право собственности на вышеуказанные реальные части жилого дома и земельные участки.

В судебном заседании представитель истцов Кобылкина М.Н. требования своих доверителей поддержала, дополнив их требованием о признании за Морозовым В.Н. права собственности на гараж, площадью 17,3, расположенный по адресу: <адрес>, пояснив, что на определенном Морозову В.Н. в пользование земельном участке, обособленном от основной части участка, где расположена часть жилого дома, фактически размещен отдельное хозстроение – гараж, а не часть гаража, как это было определено ранее судебными решениями, поскольку это хозстроение имеет только смежную стену с другим гаражом, принадлежащим Морозовой Л.Г., но в остальном это отдельное строение. Так как Морозову В.Н. выделили в отдельное пользование участок по данным строением, то на участке не может располагаться всего лишь часть строения, в таком случае истец не сможет узаконить свои права на выделенный участок, в связи с чем необходимо привести в соотношение цели использования выделенного участка с видом строения, расположенного на нем.

Представитель ответчика - Управления муниципального имущества администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащем образом, предоставил сообщение телефонограммой с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, участвуя в предыдущем судебном заседании исковые требования Морозовых полагал обоснованными и не возражал против их удовлетворения.

Представитель третьего лица - отдела архитектуры и градостроения администрации г. Ливны, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства был извещен, не возражал против удовлетворения требований истца.

Выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу ч.1 ст.252, имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

В соответствии с п. 9.1 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка (л.д. 7), земельный участок, на котором расположено целое домовладение по <адрес>, с кадастровым номером , имеет площадь 1156 кв.м., разрешенное использование – для индивидуального жилого дома.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24), Морозову В.Н. принадлежит на праве долевой собственности ? доля в праве на жилой дом, общей площадью 127,4 кв.м. по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25), наследником к имуществу ФИО3 умершему ДД.ММ.ГГГГ, является его супруга Морозова Л.Г., наследственное имущество состоит из ? доли жилого дома по адресу: <адрес>.

Решением мирового судьи судебного участка <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15), измененным определением Ливенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-19), жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был разделен на реальные части между сособственниками – истцами, разделены надворные постройки и определен порядок пользования земельным участком между Морозовыми.

Из судебных актов усматривается, что решением мирового судьи был определен порядок пользования земельным участком между совладельцами жилого дома, но при этом каждому была выделена в пользование отдельная часть участка, Морозову В.Н. кроме основной части участка под обслуживание жилого дома, была выделена часть участка под обслуживание части гаража, не имеющая смежных граничных линий с основной частью участка, выделенной Морозову В.Н., а разрешенное использование этих двух участков оставлено одно- индивидуальная жилая застройка.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ об индивидуальном строительстве( л.д.26) Морозовой Л.Г. разрешено произвести строительство жилой пристройки к домовладению по <адрес>.

Из кадастрового паспорта помещения (л.д.9), технического паспорта части жилого дома (л.д.10-12) усматривается, что общая площадь всех частей здания и общая площадь жилого помещения реальной части, находящейся во владении и пользовании Морозовой Л.Г. составляет 83,0 кв.м.

Согласно кадастровому и техническому паспортам реальной части жилого дома, выделенной в собственность Морозову В.Н., общая площадь жилого помещения в настоящее время составляет 64,7 кв.м.

Из технического заключения г о соответствии реконструкции квартир в жилом <адрес> строительно- техническим нормам (л.д.29-33) усматривается, что произведённая реконструкция квартир в жилом доме, расположенного по адресу: <адрес> соответствует требованиям СНиП 31-02-2001 « ДОМА ЖИЛЫЕ ОДНОКВАРТИРНЫЕ» п.4,3-4,5; СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* « ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГООДСКИХ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ» п.2.14; СанПиН 2.21/2.1.1.1076-01 « Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий».

Из материалов наследственного дела , предоставленного по запросу суда нотариусом Ливенского нотариального округа ФИО1, следует, что наследником, обратившимся с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ФИО3, является его жена Морозова Л.Г. Наследники- Морозов В.Г., Морозов А.Г. отказались от доли наследства по закону в пользу Морозовой Л.Г., дата принятия наследства Морозовой Л.Г. – ДД.ММ.ГГГГ ( дата обращения в нотариальную контору с заявлением о вступлении в наследство).

В соответствии с планом гаража, предоставленного в судебное заседание представителем истцов, ФИО2 владеет и пользуется хозстроением, имеющим самостоятельный вход, обособленным от другого строения капитальной стеной, что позволяет отнести это строение не к части гаража, а к самостоятельному строению.

Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что на земельном участке по <адрес>, общей площадью 1156 кв.м., представлявшем ранее единый земельный участок с расположенным на нем домовладением, в последующем были сформированы три земельных участка, назначение двух из них – для индивидуального жилого дома, так как на них размещены части жилого дома с хозстроениями, а назначение третьего, общей площадью 37,0 кв.м. – для эксплуатации и обслуживания гаража. Требование истцов о признании за ними права собственности на образованные участки является обоснованным, поскольку право владения и пользования земельным участком, еще единым на то время, возникло до введения в действие нового Земельного кодекса РФ, что означает сохранение за истцами права бесплатного получения в собственность указанных земельных участков. Требования истцов о признании за ними права собственности не реконструированные жилые помещения, а также требование о признании за истцом ФИО2 права собственности на гараж являются также обоснованным и подлежащими удовлетворению, поскольку произведенная ими реконструкция помещений соответствует строительным нормативам и предписаниям, не нарушает прав и интересов других лиц. Строение, эксплуатируемое ФИО2 в качестве гаража представляет собой фактически изолированное строение, в связи с чем требование истца о признании за ним прав именно на строение, а не часть гаража, является также обоснованным.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 218 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Морозовым В.Н. право собственности на реальную часть жилого дома, общая площадь жилого помещения которой составляет -64,7 кв.м., состоящую из жилой комнаты , площадью 21,6 кв.м., жилой комнаты площадью 15,4 кв.м., кухни , площадью 7,8 кв.м.санузла площадью 5,1 кв.м., прихожей площадью 14,8 кв.м., согласно кадастровому и техническому паспортам здания, изготовленным Ливенским отделением Орловского филиала ФГУП « <данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать за Морозовой Л.Г. право собственности на реальную часть жилого дома, общая площадь жилого помещения которой составляет -83,0 кв.м., состоящую из жилой комнаты , площадью 8,0 кв.м., жилой комнаты площадью 16,8 кв.м., жилой комнаты , площадью 12,7 кв.м., кухни , площадью 11,7 кв.м., прихожей площадью 12,2 кв.м., жилой комнаты площадью 12,7 кв.м., коридора площадью 5,7 кв.м., санузла площадью 3,2 кв.м., согласно кадастровому и техническому паспортам здания, изготовленным Ливенским отделением Орловского филиала ФГУП « <данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать за Морозовым В.Н. право собственности на земельный участок общей площадью 541 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>.

Признать за Морозовой Л.Г. право собственности на земельный участок общей площадью 578 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>.

Признать за Морозовым В.Н. право собственности на земельный участок общей площадью 37,0 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания гаража, расположенный по адресу: <адрес>.

Признать за Морозовым В.Н. право собственности на гараж, площадью 17,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: