о признании договора дарения квартиры недействительным



Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2011года г. Ливны

Ливенский районный суд Орловской области

в составе председательствующего Андрюшиной Л.Г.

при секретаре Петрыкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Варнавского И.Н. к Нестеровой В.И. о признании договора дарения квартиры недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Варнавский И.Н. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи за счет социальной выплаты, выделенной ему как ветерану ВОВ, приобрел однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор дарения, согласно которому Варнавский И.Н. подарил Нестеровой В.И. вышеуказанную квартиру.

Варнавский И.Н. обратился в суд с иском к Нестеровой В.И. о признании договора дарения квартиры недействительным, указав, что он находится в преклонном возрасте, практически ничего не видит и не слышит. Помощь в оформлении всех документов на квартиру ему оказывала его дочь Нестерова В.И. Они договорились с дочерью, что после его смерти указанная квартира будет принадлежать ей. При этом она сказала, что нужно подписать завещание, он согласился. Через некоторое время Нестерова В.И. попросила подписать какие-то документы. Он думал, что подписывает завещание. В результате были оформлены все необходимые документы, которые Нестерова В.И. забрала к себе. Он считал себя собственником квартиры, оплачивал коммунальные услуги. В настоящее время отношения с дочерью испортились и он потребовал, чтобы она отдала все документы на квартиру. После неоднократных просьб, документы оказались у него и он с ними пошел в ООО «Гидромашжилсервис Плюс», чтобы прописать в квартиру свою вторую дочь, где ему сказали, что он не имеет права никого прописывать в указанной квартире, так как не является ее собственником. Подписывая договор дарения, он заблуждался и считал, что подписывает завещание и что квартира перейдет к дочери только после его смерти.

В судебном заседании истец Варнавский И.Н. и его представители Дружбина О.В. и Шестопалова Л.Л. исковые требования поддержали, просили признать договор дарения квартиры по адресу: <адрес>, заключенный между Варнавским И.Н. и Нестеровой В.И. недействительным, признать за ним право собственности на указанную квартиру, а также прекратить запись о регистрации права собственности на указанный объект за Нестеровой В.И.

Ответчик Нестерова В.И. в судебном заседании исковые требования не признала.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии со ст. 178 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.

Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.

Согласно справке (л.д. 5), Варнавский И.Н. является <данные изъяты>

Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6) и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) усматривается, что Варнавский О.Н. приобрел в собственность за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты квартиру, назначение: жилое, кадастровый номер , общей площадью 36,4 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>.

Из технического паспорта жилого помещения, изготовленного ОГУП «Орловский центр «Недвижимость» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10) следует, что общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес> составляет 36,4 кв.м., в том числе жилая-16,8 кв.м., правообладателем значится Варнавский И.Н.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), Нестерова В.И. является собственником квартиры общей площадью 36,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно договору дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, Варнавский И.Н. подарил Нестеровой В.И. принадлежащую ему на праве собственности квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 36,4 кв.м.

Согласно справке ООО «Гидромашжилсервис плюс» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) Варнавский И.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из квитанций, приобщенных истцом в судебном заседании, усматривается, что оплату за коммунальные услуги и содержание жилья по <адрес> производит Варнавский И.Н.

Согласно ответа БУЗ «Орловская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ, Варнавский И.Н. был на приеме в областной консультативной поликлинике БУЗ Орловской области «ООКБ» у врача –сурдолога ДД.ММ.ГГГГ. По результатам обследования был выставлен диагноз: двустороннее нейросенсорное снижение слуха 3 степени.

Свидетель ФИО1 – врач - офтальмолог Ливенской ЦРБ, в судебном заседании показал, что имеющаяся у Варнавского И.Н. степень остроты зрения не позволяет ему прочесть текст договора дарения даже в очках.

Свидетель ФИО2 – врач – отоларинголог Ливенской ЦРБ, в судебном заседании показал, что Варнавский И.Н. был направлен на консультацию к сурдологу в связи с выявлением у него двусторонней нейросенсорной тугоухости. При этом, для третьей степени данного заболевания характерно, что больной не слышит обычную разговорную речь, не слышит дверные звонки.

Свидетели ФИО3, ФИО4, ФИО5 пояснили суду, что Варнавский И.Н. плохо видит, не читает газет, слышит обращенную к нему речь вблизи и с повышением голоса. О том, что им получена квартира как участником ВОВ, он рассказывал, о намерении подарить данную квартиру дочери не упоминал, свидетели узнали о дарении непосредственно перед вызовом в суд.

Проанализировав все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Варнавского И.Н. подлежат удовлетворению, поскольку считает, что в судебном заседании было бесспорно установлено, что истец при оформлении договора дарения квартиры в силу своего состояния здоровья заблуждался относительно совершаемого им действия, а именно передачи квартиры в собственность Нестеровой В.И. при своей жизни, в момент оформления договора он не осознавал, что перестает быть собственником квартиры. Данное обстоятельство подтверждают не только показания свидетелей, но и действия истца после заключения договора дарения, продолжавшего использовать квартиру как собственную, получать и оплачивать счета за ее содержание, вселившего в квартиру внучку, его намерения зарегистрировать в квартире свою дочь.

Имеющиеся у Варнавского И.Н. заболевания, не позволяющие ему расслышать разъяснения по поводу заключаемой сделки без повышения голоса и прочитать текст договора без специальных средств, суд считает, подтверждает доводы истца о том, что он полагал, подписывая документы в Регистрационном управлении, что оформляет завещание в отношении квартиры, и таким образом заблуждался относительно природы сделки.

Поскольку на основании договора дарения право собственности на данный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то суд, руководствуясь статьей 167 ГК РФ, признает данную регистрацию недействительной и прекращает запись о регистрации права собственности на квартиру за Нестеровой В.И.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 178, ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Варнавского И.Н. удовлетворить.

Признать договор дарения квартиры по адресу: <адрес>, заключенный между Варнавским И.Н. и Нестеровой В.И. ДД.ММ.ГГГГ, недействительным.

Прекратить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, за Нестеровой В.И..

Признать за Варнавским И.Н. право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 36,4 кв.м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья