Дело №г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 мая 2012 года г. Ливны Орловской области Ливенский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Андрюшиной Л.Г. при секретаре Петрыкиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Ливенского районного суда гражданское дело по жалобе Катана М.О. на бездействие должностных лиц администрации Ливенского района Орловской области, УСТАНОВИЛ: Катана М.О. обратился в суд с жалобой на бездействие должностных лиц администрации Ливенского района Орловской области, указав, что согласно распоряжению администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как в собственности своего жилья он не имеет. Также данным постановлением он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. С указанного времени и по сегодняшний день жилье ему не предоставлено, на многочисленные жалобы и заявления по поводу предоставления положенного ему жилья, он получает формальные отписки должностных лиц администрации Ливенского района Орловской области. Считает, что своим бездействием должностные лица администрации Ливенского района Орловской области нарушают его права на предоставление жилища, предусмотренные Конституцией РФ и жилищным законодательством. В судебном заседании заявитель Катана М.О. заявленные требования поддержал, просил суд обязать администрацию Ливенского района Орловской области исполнить обязанности по предоставлению ему жилого помещения в установленный законом срок или в случае отсутствия жилья предоставить в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Пояснил, что как малоимущий гражданин, имеет право на предоставление ему жилого помещения безвозмездно. Представитель заинтересованного лица администрации Ливенского района Орловской области Донских И.В. возражала против удовлетворения требований Катана М.О., пояснив, что семья заявителя признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, но не была признана в установленном порядке малоимущей. Катана М.О. было предложено принять участие в программе «Социальное развитие села до 2012 года», он был включен в списки участников программы. Для получения субсидии на приобретение жилья необходимо предоставить документы на приобретаемое жилье, рыночную оценку стоимости данного жилья, подтверждение наличия собственных или заемных средств, чего Катана М.О. несмотря на неоднократные разъяснения, не делает. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст.57 ЖК РФ случаев. В силу ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Согласно ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 858, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 336, утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", в соответствии с которой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разрабатываются и принимаются региональные и муниципальные программы социального развития села до 2013 года, в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов предусматриваются средства на реализацию указанных программ. Данной программой определено, что до 2009 года доля средств федерального бюджета в общем размере средств, направляемых на финансирование мероприятий Программы, будет составлять не более 30 процентов, с 2009 года будет определяться исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. В соответствии с распоряжением главы администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4) Катана М.О. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6) усматривается, что Катана М.О. просит включить его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», жилищные условия планирует улучшить путем приобретения жилья в <адрес>. В соответствии со списком участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности на 2010 год по <адрес> Катана М.О. значится в данном списке. Из списка участников мероприятий из граждан, проживающих в сельской местности и имеющих право на предоставление жилья в рамках федеральной целевой программы Социальное развитие села до 2012 года на 2011 год по Ливенскому району усматривается, что Катана М.О. значится по<адрес>. Согласно сводному списку участников мероприятий получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года на 2012 год по Ливенскому району Катана М.О. значится по<адрес>. Из сообщений начальника отдела по строительству, архитектуре и ЖКХ Ливенского района Катана М.О. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Катана М.О. включен в списки участников программы мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, из федерального и областного бюджетов, и ему разъяснялась необходимость представить копии документов на приобретаемое жилье, рыночную оценку стоимости приобретаемого жилья, подтверждение собственных или заемных средств в размере части стоимости приобретения жилья, не обеспеченной за счет средств социальных выплат. В соответствии с учетным делом Катана М.О., заведенном в администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области ДД.ММ.ГГГГ, Катана М.О. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием собственного жилья распоряжением главы Сергиевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Катана М.О. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что целью постановки на учет является участие в программе социального развития села до 2012 года. Из справки администрации Сергиевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта усматривается, что Катана М.О. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что на основании заявления от Катана М.О. он в 2009 году был включен в предварительные списки участников Федеральной целевой программы социального развития села до 2012 года, с 2010 года включен в программу и ему было предложено искать жилье, часть стоимости которого ему будет возмещена за счет средств государственной поддержки, однако до настоящего времени документы, необходимые для выделения данных средств, Катана М.О. не представлены. Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что Катана М.О. зарегистрирован на территории Сергиевского сельского поселения, не имеет собственного жилья и обратился в администрацию Сергиевского сельского поселения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, пояснив, что решил участвовать в программе социального развития села до 2012 года. Таким образом, заявитель основывает свою жалобу на том обстоятельстве, что ему, поставленному на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2009 году, до настоящего момента не предоставлено жилье, ссылаясь при этом на нормы Конститции РФ и Жилищного кодекса РФ. Вместе с тем, статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Аналогичные положения содержат положения Жилищного кодекса РФ. Как установлено в судебном заседании, Катана М.О. обратился по месту своей регистрации в администрацию Сергиевского сельского поселения Ливенского района с заявлением о принятии его на учет нуждающегося в жилом помещении, при этом указал, что целью такого учета является участие в программе социального развития села, впоследствии он был включен в список участников данной программы. Также в судебном заседании установлено, что Катана М.О. разъяснялись условия получения субсидии на приобретение жилья в рамках вышеназванной программы, предлагалось предоставить необходимые документы, чего им не было выполнено до настоящего времени. Довод о том, что администрация Ливенского района Орловской области несет обязанность по предоставлению ему жилого помещения на условиях социального найма как малоимущему, суд находит ошибочным, поскольку обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, отнесено к ведению сельского поселения, а не района. Кроме того, с заявлением о признании его малоимущим и предоставлении жилого помещения по договору социального найма Катана М.О. не обращался ни в администрацию Ливенского района, ни в администрацию Сергиевского сельского поселения Ливенского района, не предоставлял документы, подтверждающие материальное положение его семьи, а в связи с отсутствием такого заявления данный вопрос не рассматривался органом местного самоуправления и по нему не принималось какое – либо решение в установленном порядке. В связи с изложенным, суд находит доводы жалобы на бездействие должностных лиц администрации Ливенского района Орловской области необоснованными, а саму жалобу – не подлежащей удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований Катана М.О. на бездействие должностных лиц администрации Ливенского района Орловской области отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья