об отказе в регистрации кандидатом в депутаты



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ливны 11 февраля 2011 года

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего - судьи Репиной Е.Д.,

с участием старшего помощника прокурора Ливенской межрайпрокуратуры Быкова И.В.,

адвоката Дьячковой О.Н.,

при секретаре Казьминой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по заявлению Степашина И.Н. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, об обязании территориальной избирательной комиссии <адрес> зарегистрировать кандидатом в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

Степашину И.Н. ДД.ММ.ГГГГ постановлением территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № <адрес>.

Степашин И.Н. обратился в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты, об обязании территориальной избирательной комиссии <адрес> зарегистрировать кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № <адрес>.

В судебном заседании Степашин И.Н. поддержал заявленные требования и пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в территориальную избирательную комиссию <адрес> для уведомления о своем выдвижении кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов выдвинутого в порядке самовыдвижения, сдав заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу №, приложив к заявлению копию паспорта, копию документа об образовании, копию трудовой книжки и заявление об открытии специального избирательного фонда. Указанные документы были приняты членом избирательной комиссии, после чего ему, Степашину, выдали образец бланка подписного листа.

ДД.ММ.ГГГГ документы – первый финансовый отчет и папка с подписными листами, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов, он, Степашин, представил в территориальную избирательную комиссию <адрес>. При этом никаких замечаний от членов территориальной избирательной комиссии он не получил.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка подписных листов с подписями избирателей по одномандатному избирательному округу №. На заседании рабочей группы по проверке подписных листов, на котором он присутствовал, было установлено, что даты в подписных листах были проставлены одним человеком-сборщиком подписей ФИО1, что он, Степашин, подтвердил. Был составлен Итоговый протокол, где все 28 подписей были признаны недействительными по вышеуказанной причине, после чего, в сроки, установленные действующим законодательством, а именно ДД.ММ.ГГГГ, территориальная избирательная комиссия <адрес> вынесла постановление №, в соответствии с которым ему, Степашину, было отказано в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов.

Он просит отменить постановление территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать территориальную избирательную комиссию <адрес> зарегистрировать его кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №, поскольку сборщик ФИО1 проставила даты в подписных листах за избирателей по их просьбе. Ему было известно, что в соответствии с действующим законодательством дату подписи и подпись избиратель в подписном листе должен проставить собственноручно, однако он считает, что если за избирателей даты подписей проставила сборщик по их просьбе, это не является грубым нарушением закона и не должно влечь недействительность подписей этих лиц, а следовательно, не должно повлечь отказ в его регистрации кандидатом в депутаты.

Представитель Степашина И.Н. Дьячкова О.Н. поддержала требования заявителя. Считает, что несмотря на то, что даты подписей в подписных листах избирателей, поддерживающих выдвижение кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов Степашина И.Н. проставлены не ими собственноручно, а сборщиком подписей ФИО1 по их просьбе, указанное обстоятельство не является существенным нарушением действующего законодательства, которое влечет недействительность этих подписей.

Представители заинтересованного лица – заместитель председателя территориальной избирательной комиссии <адрес> Дедюрин О.А. и Ивлева И.В. заявленные требования Степашина И.Н. не признали, пояснили суду, что ДД.ММ.ГГГГ Степашин И.Н. подал в территориальную избирательную комиссию <адрес> заявление, в котором дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, приложив к заявлению необходимые документы. Степашину И.Н. были выданы подписные листы, которые он предоставил в избирательную территориальную комиссию ДД.ММ.ГГГГ При проверке подписных листов, которая проводилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, рабочая группа обнаружила нарушение- даты внесения подписей избирателей были проставлены одной и той же рукой. При этом количество подписей соответствовало закону, их достоверность сомнений не вызывала.

Степашин И.Н. не отрицал, что даты подписей избирателей проставлены сборщиком подписей ФИО1, а не самими избирателями. В связи с вышеизложенным, избирательная территориальная комиссия <адрес> признала все 28 подписей избирателей недействительными, так как в силу закона, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия вынесла постановление, которым в регистрации кандидату в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № Степашину И.Н., выдвинутому в порядке самовыдвижения, было отказано.

Старший помощник прокурора Быков И.В. считает заявленные требования Степашина И.Н. не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно п.8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Так как даты подписей проставлены не избирателями, а сборщиком подписей ФИО1, они является недействительными.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.44 ст. 2 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

В силу п.1 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

В силу п.8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Согласно п.1 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Согласно п.7 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

В силу п.18 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

В соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п.1 ст.12 Закона Орловской области № 1087-ОЗ « О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области», количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

В соответствии с п.3 ст. 13 Закона Орловской области № 1087-ОЗ « О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области», избирательная комиссия проверяет соответствие порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, выдвижения кандидатов требованиям Федерального закона и настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах, подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов. По решению соответствующей избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона Орловской области № 1087-ОЗ « О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области», проверке подлежат все представленные подписи в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующие им сведения об избирателях, поставивших подписи.

В соответствии с п.5 ст. 13 Закона Орловской области № 1087-ОЗ « О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области», недействительными считаются подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно.

Согласно п.8 ст.13 Закона Орловской области № 1087-ОЗ « О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области», избирательная комиссия в срок, не превышающий 10 дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Федерального закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Согласно постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, кандидату в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № Степашину И.Н., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации (л.д.7).

Из итогового протокола от ДД.ММ.ГГГГ проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов Степашина И.Н. усматривается, что рабочей группой внесено предложение в территориальную избирательную комиссию отказать в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов Степашина И.Н., так как в результате проверки признаны недействительными и 28 подписей, что составляет 28% от общего количества подписей (дата внесений подписей проставлена сборщиком) (л.д.8).

Согласно протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, кандидатом И.Н. Степашиным представлено в избирательную комиссию три подписных листа с 28 подписями (л.д. 9).

Согласно подтверждения принятия документов, представленных для регистрации кандидата в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов Степашина И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, Степашин И.Н. предоставил первый финансовый отчет и три подписных листа (л.д.10).

Из подтверждения принятия документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов, выдвинутого в порядке самовыдвижения видно, что Степашин И.Н. предоставил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу №, копию паспорта, копию документа об образовании, копию трудовой книжки, заявление об открытии специального избирательного фонда (л.д.11).

Из заявления в территориальную избирательную комиссию <адрес> Степашина И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Степашин И.Н. дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения (л.д.12).

Согласно решения <адрес> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, на одномандатном избирательном округе № по выборам депутатов <адрес> городского Совета народных депутатов зарегистрировано 1314 избирателей (л.д.13-19).

Из подписных листов усматривается, что 28 избирателей, проживающих в домах № и № <адрес> поддерживают выдвижение кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов Степашина И.Н.; подписной лист удостоверен лицом, осуществляющим сбор подписей- ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, а также подписан кандидатом Степашиным И.Н. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-22).

Свидетель ФИО1 показала суду, что по просьбе Степашина И.Н. собирала подписи избирателей в его поддержку выдвижения кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № <адрес> ( дома №, № <адрес>). При этом по просьбе избирателей она ставила за них дату проставления подписи, так как у кого-то из них не было очков, кто-то боялся ошибиться, кому-то было неудобно и т.п., хотя каждый из избирателей мог проставить указанные даты своей рукой. Затем она удостоверила подписной лист своей подписью, проставила дату ее внесения, указала свои данные и данные паспорта.

Она не знала, что даты подписей в подписных листах должны ставить избиратели собственноручно.

В судебном заседании установлено, что в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов Степашина И.Н. даты подписей 28 избирателей проставлены ими не собственноручно, а сборщиком подписей ФИО1, что противоречит п.8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Поскольку подписи избирателей собраны с нарушением порядка их сбора, что в соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», с п.5 ст. 13 Закона Орловской области № 1087-ОЗ « О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» влечет их недействительность, оснований для отмены постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов Степашина И.Н., об обязании территориальной избирательной комиссии <адрес> зарегистрировать Степашина И.Н. кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № <адрес> суд не усматривает, поэтому отказывает заявителю Степашину И.Н. в удовлетворении его требований.

При этом к показаниям свидетеля ФИО2, допрошенной по инициативе заявителя, пояснившей суду, что ДД.ММ.ГГГГ она поставила свою подпись в подписном листе в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов Степашина И.Н., а дату проставления подписи попросила поставить девушку- подписчика, что та и сделала, суд относится критически, поскольку в подписных листах, представленных в территориальную избирательную комиссию Степашиным И.Н., отсутствует фамилия, имя, отчество избирателя ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2,37,38 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ст.ст.12,13 Закона Орловской области от 23 июня 2010 года №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Степашина И.Н. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № и об обязании территориальной избирательной комиссии <адрес> зарегистрировать кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №, отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в пятидневный срок с момента изготовления полного текста решения.

Судья