Дело № 2/1-1319/2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 сентября 2012 года Орловская область г. Ливны при секретаре Бычок М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области в защиту интересов учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» к администрации Ливенского района Орловской области, Управлению образования администрации Ливенского района Орловской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Никольская средняя общеобразовательная школа» об обязании установить ограждение по периметру территории школы, УСТАНОВИЛ: Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области в защиту интересов учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» обратилась в суд с иском к администрации Ливенского района Орловской области, Управлению образования администрации Ливенского района Орловской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Никольская средняя общеобразовательная школа» об обязании установить ограждение по периметру территории школы. В обоснование требований указано, что Ливенской межрайонной прокуратурой Орловской области совместно с сотрудниками МО МВД РФ «Ливенский» осуществлена проверка безопасности, антитеррористической защищенности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа», расположенной по адресу: <адрес> В ходе проверки установлено, что периметр образовательного учреждения не имеет ограждения. Недостаточность антитеррористической защищенности МБОУ «Никольская СОШ», являющегося объектом массового скопления людей, выраженная в отсутствии ограждения территории, способствует беспрепятственному проникновению на территорию учреждения посторонних лиц и въезду транспортных средств, что влечет нарушение прав обучающихся, находящихся в здании школы. В целях предотвращения возможной террористической деятельности либо иных преступных посягательств в отношении несовершеннолетних, необходима установка ограждения по периметру данного общеобразовательного учреждения. В судебном заседании старший помощник Ливенского межрайонного прокурора Семенов А. В. исковые требования изменил. Просит суд обязать Управление образования администрации Ливенского района Орловской области и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа» установить ограждение по периметру муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При недостаточности денежных средств у Управления образования администрации Ливенского района Орловской области и МБОУ «Никольская СОШ» на выполнение вышеуказанных работ возложить на администрацию Ливенского района обязанность по дополнительному финансированию данных работ. Представитель ответчика администрации Ливенского района Орловской области Селина Е. С. измененные исковые требования признала, пояснила суду, что Управление образования администрации Ливенского района Орловской области подало соответствующую заявку в Управление финансов администрации Ливенского района Орловской области расходы на установку ограждения будут включены в бюджет района и выделены непосредственно Управлению образования администрации Ливенского района Орловской области. В случае недостаточности выделенных средств администрация района осуществит финансирование в недостающей части. Представитель ответчика Управления образования администрации Ливенского района Орловской области Кукина И. Н. исковые требования признала и пояснила суду, что заявка на выделение денежных средств направлена в Управление финансов администрации Ливенского района Орловской области. Данные расходы будут включены в бюджет района на 2013 год. После выделения денежных средств Управление образования администрации Ливенского района Орловской области совместно с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Никольская средняя общеобразовательная школа» осуществит установку ограждения. Представитель ответчика директор МБОУ «Никольская СОШ» Кузнецова Н. С. исковые требования признала и пояснила суду, что собственных средств у школы нет, если будут выделены денежные средства то школа организует работы по установке ограждения. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Настоящий иск заявлен Ливенской межрайонной прокуратурой Орловской области в защиту интересов несовершеннолетних учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа». В соответствии со ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6.03.2006г. № 35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в РФ являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5.10.2009г. основными внутренними факторами, обуславливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются недостаточная эффективность административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму. Основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям, одно из которых осуществление мер организационного, административного, технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. В соответствии с п.3.1 «СанПиН 2.4.2.2821-10. санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Таким образом, действующее законодательство предусматривает наличие забора по периметру территории образовательных учреждений. В свою очередь из акта обследования объекта – МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», усматривается, что территория школы и дошкольной группы не ограждена, что способствует беспрепятственному проникновению посторонних лиц на территорию образовательного учреждения. Согласно представленной представителем ответчика Управления образования администрации Ливенского района Орловской области заявки на включение в бюджет расходов по учреждениям образования на ограждение по периметру на 2013 год, для восстановления ограждения МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» необходимо 225 144 рубля. Рассматривая вопрос о возложении обязанностей по установке ограждения суд исходит из того, что согласно ст.32 Закона от 10июля1992года №3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст.51 вышеназванного Закона, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно ст.31 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Из постановления Главы администрации Ливенского района Орловской области № 260 от 1 сентября 2011 года усматривается, что был изменен тип существующих муниципальных учреждений образования и муниципальное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа» было преобразовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа», т.е. учебному учреждению был присвоен статус бюджетного. В соответствии с ч.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. При этом в соответствии с Федеральным законом от 8.05.2010г. № 83-ФЗ вышеуказанный абзац ч.2 ст.120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года. Таким образом, поскольку обязанность установки ограждения по периметру территории общеобразовательного учреждения возникла до ДД.ММ.ГГГГ субсидиарную ответственность по данному обязательству муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» должен нести собственник соответствующего имущества. Из представленного Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» видно, что учреждение является юридическим лицом (п.1.15). Учредителем МОБУ является муниципальное образование – Ливенский район Орловской области (п.1.5), полномочия которого осуществляются администрацией Ливенского района Орловской области (п.1.6). Собственником имущества учреждения является муниципальное образование – Ливенский район Орловской области (п.1.12). В силу п.7.16 Устава к источникам формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются: субсидии из бюджета Ливенского района на выполнение Учреждением муниципального задания; бюджетные инвестиции из бюджета Ливенского района; имущество, переданное Учреждению его собственником или уполномоченным им органом, а также приобретенное Учреждением и иные источники. На основании п. 8.1 Устава к полномочиям Учредителя, в том числе, относится определение предмета, целей и видов деятельности Учреждения, формирование и утверждение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам, предварительное согласование совершения учреждением крупной сделки; определение порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества в соответствии с общими требованиями; осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания; определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В свою очередь согласно Положению об осуществлении администрацией Ливенского района функций и полномочий учредителя муниципального бюджетного учреждения, утвержденному Постановлением главы администрации Ливенского района Орловской области № 191 от 11.07.2011г., от имени администрации Ливенского района Управление образования осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципального имущества бюджетного учреждения в отношении муниципальных образовательных учреждений Ливенского района, в том числе осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, осуществляет контроль за деятельностью МБУ и др. Таким образом, субсидиарную ответственность за выполнение работ по установке ограждения по периметру территории образовательного учреждения, а также за финансирование данных работ, наряду с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Никольская средняя общеобразовательная школа» должен нести собственник имущества данного учреждения - Ливенский район Орловской области, функции и полномочия которого как учредителя муниципального бюджетного учреждения, делегированы Управлению образования администрации Ливенского района Орловской области. Таким образом, в судебном заседании установлено, что образовательное учреждение - муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Никольская средняя общеобразовательная школа» не имеет ограждения по периметру территории, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних учащихся, на соблюдение установленных санитарно-эпидемиологических требований, а также требований по антитеррористической устойчивости зданий. Обязанность по установке ограждения суд возлагает на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа» и на Управление образования администрации Ливенского района Орловской области. Вместе с тем, в случае если в бюджете Ливенского района на 2013 год на эти цели будет выделен недостаточный объем денежных средств или выделенных денежных средств будет недостаточно суд считает необходимым возложить на администрацию Ливенского района Орловской области, как на орган осуществляющий полномочия учредителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» обязанность по дополнительному финансированию работ по установке ограждения. Таким образом, оценивая представленные доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области в защиту интересов учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить. Обязать Управление образования администрации Ливенского района Орловской области и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа» установить ограждение по периметру территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При недостаточности средств у Управления образования администрации Ливенского района Орловской области и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» для установки ограждения по периметру территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, обязанность по дополнительному финансированию указанных работ возложить на администрацию Ливенского района Орловской области. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме. Судья