РЕШЕНИЕ
г. Ливны 22 сентября 2010 года
Судья Ливенского районного суда Орловской области Шевелёва Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда протест прокурора на постановление административной комиссии администрации г. Ливны от 26.08.2010г. по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ст.8.6 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» Волченкова В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работающего водителем ИП ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии Администрации г. Ливны от 26 августа 2010года Волченков В.Г. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения», - осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок на городском маршруте без докуметов, подтверждающих право работы на регулярном маршруте.
Прокурор Ливенской межрайонной прокуратуры обратился в Ливенский районный суд Орловской области с протестом на постановление административной комиссии администрации г. Ливны от 26.08.2010г. по делу об административном правонарушении. В протесте указал, что считает вынесенное постановление незаконным, поскольку в результате проверки было установлено, что между Волченковым В.Г. и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен трудовой договор, согласно которому работодатель ФИО1 принимает Волченкова В.Г. на работу с ДД.ММ.ГГГГ водителем на автомашину «Газель» для осуществления пассажирских перевозок. Данная автомашина принадлежит на праве аренды ФИО1, водителю за исполнение трудовых обязанностей выплачивается заработная плата в размере 4300 руб. Считает, что поскольку в соответствии с указанным трудовым договором Волченкову В.Г. не передавались и не вменялись полномочия по оформлению документации для надлежащей организации пассажирских перевозок, то он не может быть субъектом данного административного правонарушения. Считает, что в соответствии со ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Исходя из вышеуказанного законодательства ответственность за надлежащую организацию пассажирских перевозок должен нести индивидуальный предприниматель, поскольку именно он действующим законодательством наделен полномочиями по обращению за получением лицензии на организацию пассажирских перевозок, заключение соответствующего договора с органами местного самоуправления. Наемный работник указанными полномочиями согласно вышеуказанному законодательству не обладает, за исключением определенных случаев (представление интересов в соответствии с доверенностью). В связи с изложенным, в действиях Волченкова В.Г. отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, а постановление о привлечении Волченкова В.Г. к административной ответственности не соответствует требованиям законодательства. В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ просят производство по делу об административном прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Семенов А.В. доводы, указанные в протесте подержал в полном объеме. Считает, что поскольку обязанность по оформлению документов, необходимых для осуществления маршрутных автотранспортных перевозок на городских, пригородных и междугородных маршрутах лежит на индивидуальных предпринимателях и юридических лицах водитель Волченков В.Г., работающий у ИП ФИО1 по трудовому договору не может являться субъетом данного правонарушения..
Просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от 26.08.2010, вынесенное административной комиссией администрации г.Ливны в отношении Волченкова В.Г. по ст.8.6 Закона Орловской области №304-03 от 04.02.2003 «Об ответственности за административные правонарушения», административное производство в отношении Волченкова В.Г. прекратить.
Волченков В.Г. в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения был извещен своевременно и надлежащим образом.
Допрошенный в суде представитель Волченкова В.Г. – Чернышов Р.И. полностью поддержал доводы, изложенные в протесте прокурора. Подтвердил, что Волченков В.Г. согласно трудового договора работает у него водителем с 2004 года, однако пассажирскими перевозками по муниципальным маршрутам не занимается, а является обычным таксистом.
В аренде у него имеется один автомобиль ГАЗ 3221, гос.номер 0229 СР, на котором работае Волченков В.Г., других водителей у него нет. Считает, что Волченков В.Г. не может отвечать за оформление документов, необходимых для осуществления пассажирских перевозок. Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Волченкова В.Г. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Допрошенный в суде в качестве свидетеля секретарь административной комиссии при администрации г. Ливны Степанян Г.А. пояснил суду, что 26.08.2010 года на административной комиссии был рассмотрен материал о привлечении Волченкова В.Г. к административной ответственности по ст.8.6. Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения». Производство по материалу было возбуждено на основании протокола об административном правонарушении от 5.08.2010, составленного начальником отдела ГО и ЧС администрации г. Ливны ФИО2 Необходимость проверки работы водителя Волченкова В.Г. было связано с тем, что на имя главы города Администрации г. Ливны поступили три заявления по проверке законности осуществления деятельности ИП ФИО1 пассажирских перевозок по городскому маршруту водителем Волченковым В.Г. на т/с ГАЗ 3221 № 5. Заявления поступили от ИП ФИО8, ИП ФИО7, водителя маршрутного такси ФИО3
В ходе проведенных проверок было установлено, что Волченков В.Г. осуществляет маршрутные автотранспортные перевозки на городском маршруте № без документов, подтверждающих право работы на регулярном маршруте, в том числе без оформления соответствующего договора с органом местного самоуправления. Волченков В.Г. перевозил пассажиров, которые платили за проезд по муниципальному маршруту № по 10 рублей каждый. Деятельность Волченкова В.Г. по перевозке пассажиров создает угрозу нарушения прав пассажиров при осуществлении перевозок общественным транспортом, безопасности дорожного движения, а также вводит в заблуждение потребителей услуг - пассажиров, поскольку при выпуске на маршрут автобус должен проходить предрейсовый технический осмотр, водитель - проходить предрейсовый медицинский осмотр, кроме того, при составлении расписания компетентными органами учитывается состояние дорог и их обустройство, плотность автомобильного потока и другие критерии, которые в настоящем случае не соблюдались. Считает, что в действиях= гражданина Волченкова В.Г. имеет место состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.6 Закона Орловской области от 4 февраля 2003 года N 304-03 «Об ответственности за административные правонарушения», поскольку у него отсутствовали не только документы по лицензированию и договор с органом местного управления, но так же и документы, подтверждающие техническое состояние автомашины, документы, подтверждающие, что водитель прошел медицинский осмотр. Волченков, осуществляя перевозки пассажиров в г. Ливны Орловской области по регулярным муниципальным маршрутам без соответствующих разрешительных документов с использованием ненадлежащего транспортного средства, без согласованного графика (расписания) движения, допускает нарушение экономических прав и законных интересов перевозчиков осуществляющих законную деятельность в данной сфере в ходе работы по муниципальным маршрутам, а также составляет им недобросовестную конкуренцию. Просит постановление по делу об административном правонарушении от 26.08.2010, вынесенное административной комиссией администрации г.Ливны в отношении Волченкова В.Г. по ст.8.6 Закона Орловской области №304-03 от 04.02.2003 «Об ответственности за административные правонарушения», административное производство в отношении Волченкова В.Г. оставить без изменения, а протест прокурора без удовлетворения.
Выслушав прокурора, представителя Волченкова В.К. –Чернышова Р.И., исследовав материалы дела суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.8.6 Закона Орловской области осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок на городских, пригородных и междугородных внутриобластных маршрутах без документов, подтверждающих право работы на регулярном маршруте, в том числе без оформления соответствующего договора с органом местного самоуправления или органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере транспорта, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ от 10 декабря 1995года «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В ст.5 указанного Закона значатся основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, к ним, в частности, относятся:
-осуществление деятельности по организации дорожного движения,
-регулирование деятельности на автомобильном транспорте
В соответствии со ст. 72 п. 6 Закона РФ «О местном самоуправлении», городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.
В соответствии с п. 3 раздела III Положения об организации автотранспортных пассажирских перевозок в г. Ливны, пассажирские перевозки могут выполняться только по маршрутам, где дорожные условия, оборудование остановочных павильонов и их оформление соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии у перевозчика действующей лицензии и соответствующего договора с администрацией города.
Согласно п. 5 раздела I Положения об организации автотранспортных пассажирских перевозок в г. Ливны, данное Положение действует на территории города и является обязательным для исполнения. Действие настоящего положения распространяется: на водителей транспортных средств, осуществляющих маршрутные перевозки пассажиров в городе.
В п.3 названного Положения указано, что пассажирские перевозки автомобильным транспортом в городе осуществляется при наличии лицензии и договора, заключенного с администрацией города.
Согласно разъяснений Комитета по законодательству и правовому регулированию Орловского областного Совета народных депутатов, ответственность за административные проступки могут нести только граждане, должностные лица и юридические лица. Исходя из этого, статьями 8.6, 8.7, 8.8 Закона Орловской области "Об ответственности за административные правонарушения" предусматривается юридическая ответственность граждан за такие деяния, как осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок без оформления соответствующего договора с органом местного самоуправления, осуществление таких перевозок с отклонением от установленного маршрута либо с нарушением расписания движения. Под «гражданами», указанными в статьях 8.6, 8.7, 8.8 понимаются как владельцы (собственники), так и водители, непосредственно управляющие соответствующим транспортным средством.
В соответствии со ст. 2 Постановления СМ РФ «О правилах дорожного движения», водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случаях изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение; регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа – и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа – и на прицеп – в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Российской транспортной инспекции лицензионную карточку, путевой лист и товарно – транспортные документы; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
В п.6 Положения об организации автотранспортных пассажирских перевозок в городе Ливны значится дополнительное требование, предъявляемое к водителям: «лица, непосредственно осуществляющие маршрутные пассажирские перевозки, должны иметь договор, заключенный с Организатором перевозок».
В соответствии с п. 3 раздела I Положения об организации автотранспортных пассажирских перевозок в г. Ливны, пассажирские перевозки автомобильным транспортом в городе осуществляется при наличии лицензии и договора, заключенного с Администрацией города.
Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Волченков В.Г. ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 40 минут на <адрес> осуществлял маршрутные пассажирские перевозки по городскому маршруту № без документов, подтверждающих право работы на регулярном маршруте.
Согласно трудового договора от 17.08.2004 года, заключенного между работодателем ФИО1 и работником Волченковым В.Г. на неопределенный срок Волченков В.Г. принят на работу в качестве водителя на автомашину «Газель» для пассажирских перевозок. Волченкову установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными, режим работы с 8 до 17 часов, перерыв с 12 до 13 часов.
Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности « Такси», дополнительный - внутригородские автомобильные, автобусные пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию.
Из заявлений водителей ФИО3, ИП ФИО7, ИП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, адресованных главе администрации г. Ливны усматривается, что Волченков В.Г. на Газеле ГАЗ 3221, гос.номер 0229 СР осуществляет маршрутные перевозки по маршрутам № и №, останавливаясь на всех остановках данных маршрутов, забирая пассажиров, чем нарушает графики движения установленных им администрацией маршрутов.
Из объяснений свидетеля ФИО6, следует, что она ДД.ММ.ГГГГ на автобусной остановке «2-я площадка Промприбора» села в маршрутное такси № регион, на лобовом стекле которой установлена была табличка с маршрутом № Такси следовало по городскому маршруту №, она заплатила водителю за проезд 10 рублей и доехала до автобусной остановки «Рабочий посёлок». Данная газель постоянно перевозит пассажиров по муниципальным маршрутам и использует информационные карточки с указанием номера маршрута на протяжении нескольких лет.
Из объяснения свидетеля ФИО5, следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 40 минут на <адрес> т/с ГАЗ 3231 № регион двигалось в направлении «спиртзавода», на лобовом стекле автомашины была установлена информационная табличка с цифрой 2, в ней находились пассажиры.
Административной комиссией установлено, что у т/с ГАЗ 3221 № регион, находящегося в управлении Волченкова В.Г., отсутствует одобрение типа транспортного средства для осуществления перевозок пассажиров по маршрутам общего пользования, согласованный график (расписание) движения, паспорта и схемы маршрутов движения, соответствующая лицензия на перевозку пассажиров, не заключен соответствующий договор с администрацией г. Ливны.
Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает, что административная комиссия администрации г. Ливны правильно пришла к выводу о том, что в действиях Волченкова В.Г. имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 Закона Орловской области "Об ответственности за административные правонарушения", поскольку Волченков В.Г., являясь водителем ИП ФИО1, осуществлял маршрутные автотранспортные пассажирские перевозки на городском маршруте без документов, подтверждающих право работы на регулярном маршруте.
Суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что Волченков В.Г. не может нести ответственность по ст.8.6 Закона, поскольку он не наделен полномочиями по оформлению лицензии и договора на перевозку, поскольку согласно ст.8.6 Закона Орловской области ответственность по данной статье наступает за осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок на городском маршруте без документов, подтверждающих право работы на регулярном маршруте, в том числе без оформления соответствующего договора и лицензии. В связи с чем объективная сторона данного административного правонарушения предусматривает обязанность лица, осуществляющего маршрутные автотранспортные перевозки по муниципальному маршруту не только лицензии и договора, но и документов, подтверждающих ежедневное прохождения медосмотра водителя, прохождение ежедневного технического осмотра транспортного средства, согласованный график движения, согласованную схему движения. Более того, водитель Волченков В.Г., исходя из содержания п.2 Правил дорожного движения, осуществляя маршрутные автотранспортные пассажирские перевозки на городском маршруте обязан иметь при себе лицензию и договор с органом местного управления. В связи с чем, осуществляя перевозку по муниципальному маршруту № Волченков В.Г. как водитель должен был иметь документы, дающие ему право на осуществление перевозки пассажиров по муниципальному маршруту, а поскольку данных документов у него не имелось в отношении него обоснованно был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.6 Закона Орловской области и он обоснованно был привлечен к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Протест прокурора отклонить.
Постановление по делу об административном правонарушении от 26.08.2010, вынесенное административной комиссией администрации г.Ливны в отношении Волченкова В.Г. о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.6 Закона Орловской области №304-03 от 04.02.2003 «Об ответственности за административные правонарушения», в виде штрафа в сумме 4000 рублей оставить без изменения
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 суток с момента провозглашения.
Судья