Дело № №_______________________________________________________________ Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е 000 2010 г. г.Лыткарино Московской области Лыткаринский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Рязанцевой С.А., при секретаре Раковой А.Ф., с участием прокурора Зайцева Э.В., представителей истца Бакулиной Г.И., Полякова Е.А., ответчика А. представителей третьего лица по делу – администрации городского округа Лыткарино Московской области – по доверенности Устюжаниной О.А., Акимочевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Совета депутатов городского округа Лыткарино Московской области (далее – Совет депутатов) к А., МУП «Лыткаринское специализированное предприятие коммунального хозяйства» (далее – МУП «ЛСПКХ») о расторжении договора социального найма и выселении из жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Совет депутатов обратился с иском к ответчикам, указав, что распоряжением Главы г.Лыткарино от 21.10.2008г. № 653-р жилое помещение по адресу: <адрес> (далее - спорное жилое помещение) передано на баланс МУП «ЛСПКХ». Данное жилое помещение в приложении к указанному распоряжению Главы значится как лифтерная, перевод помещения из нежилого в жилое в установленном законом порядке не осуществлялся. 23.12.2005г. между ответчиком А.. и МУП «ЛППГХ» заключен договор социального найма, предметом которого являлось спорное жилое помещение. Жилое помещение было предоставлено А. с нарушением положений Жилищного кодекса РФ, поскольку А.. не состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений. Ссылаясь на незаконность предоставления ответчику А.. в пользование спорного жилого помещения по договору социального найма, истец просит расторгнуть договор социального найма, заключенный между ответчиками 23.12.2005г., и выселить А. из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В судебном заседании представители истца Бакулина Г.И., Поляков Е.А. иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что Совет депутатов действующего созыва был сформирован осенью 2005г.. К полномочиям Совета депутатов относится осуществление контроля за использованием и распоряжением муниципального имущества. В Совете депутатов созданы комиссии, в том числе комиссия по жилищным вопросам, депутаты также присутствуют на заседаниях жилищной комиссии, действующей в администрации города и занимающейся вопросами распределения муниципального жилья очередникам. В 2007 году депутатами был разработан проект решения о порядке отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду, однако данный муниципальный нормативный акт не был подписан Главой города и не был в дальнейшем принят. Муниципальные предприятия предоставляли жилье с нарушением норм жилищного законодательства. Совет депутатов проведенной проверкой в 2008-2009 годах выявил множество жилых помещений, предоставленных незаконно администрацией города, в том числе и ответчику А... Незаконное предоставление жилья и заключение договора социального найма в нарушение порядка предоставления жилых помещений, предусмотренного Жилищным кодексом РФ, ущемляет права очередников города и является основанием для расторжения такого договора и выселения незаконно вселившегося гражданина из этого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. По этим основаниям представители истца просили иск удовлетворить. Ответчик А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил суд применить срок исковой давности. Пояснил, что другого жилого помещения для постоянного проживания на территории Российской Федерации он не имеет. Родился и проживал ранее в г.Алма-Ате, в дальнейшем пребывал на военной службе, по окончании которой с 1999 года проживал и был зарегистрирован по месту жительства у своего друга в Белгородской области. В 2003 году приехал в г.Лыткарино, устроился на работу в предприятие жилищно-коммунального хозяйства, проживал в г.Лыткарино на частных квартирах. С 2005 года работал главным инженером в МУП «ЛППКХ», руководство которого предоставило ему спорное жилое помещение для постоянного проживания и заключило оспариваемый договор социального найма. В спорное жилое помещение он вселился в 2005 году, зарегистрирован там по месту жительства с января 2006 года, проживает в этом жилом помещении до настоящего времени, своевременно оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления требований о его выселении. Также пояснил, что МУП «ЛСПКХ» не является правопреемником МУП «ЛППКХ», поскольку МУП «ЛППКХ» было ликвидировано, а имущество, находящееся на его балансе, передано в муниципальную казну. Просил в удовлетворении иска отказать. Возражая против доводов ответчика А. об истечении срока исковой давности, представители истца указали, что о нарушении закона при предоставлении жилья А. им стало известно только в 2009 году в ходе проведенной депутатами проверки, в связи с чем срок исковой давности в данном случае должен исчисляться с момента, когда истцу стало известно о нарушении права. Представитель ответчика – МУП «ЛСПКХ» - в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания по делу извещен, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем дело слушается в его отсутствие. Представитель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Лыткарино (далее - КУИ г/о Лыткарино) и представитель администрации городского округа Лыткарино в судебном заседании поддержали иск Совета депутатов. Представитель КУИ г/о Лыткарино Акимочева О.А. суду пояснила, что спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность города Лыткарино в порядке разграничения государственной собственности в 1994 году. Право муниципальной собственности на это жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке 06.05.2003г.. На баланс МУП «ЛСПКХ» данная квартира передана распоряжением Главы города от 21.10.2008г. № 653-р. Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении иска ввиду пропуска истцом срока исковой давности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу положений ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Как следует из объяснений сторон и подтверждается имеющимися в материалах дела договором социального найма жилого помещения, заключенного между МУП «ЛППКХ» и ответчиком А. 23.12.2005г. (л.д.5-9), а также выпиской из домовой книги (л.д.14), жилищные правоотношения, связанные с использование спорного жилого помещения на основании социального найма возникли у ответчика А.. со дня подписания договора социального найма, т.е. с 23.12.2005г.. Доводы представителей истца о том, что спорное помещение по документам значится как нежилое (лифтерная), опровергаются материалами дела. Из свидетельства о государственной регистрации права (л.д.54) видно, что спорный объект представляет собой 1-комнатную квартиру жилой площадью 12 кв.м., т.е. является жилым помещением. Исковое заявление Совета депутатов о расторжении договора социального найма жилого помещения и выселении Зацепина К.В. из жилого помещения подано в суд 02.03.2010г., то есть по истечении более 4-х лет с момента возникновения у ответчика права пользования спорным жилым помещением, которое в данном случае оспаривается. Ответчиком А. в судебном заседании заявлено о применении срока исковой давности. Возражая против его доводов, представители истца указали, что данный срок необходимо исчислять с момента, когда им стало известно о нарушении закона при предоставлении жилья А. С доводами представителей истца суд не может согласиться по следующим основаниям. Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Течение срока исковой давности, в силу положений ст.200 ГК РФ, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Совет депутатов, в силу положений п.6 ч.1 ст.16, ст.34, ч.1-3 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), пп.11 п.1 ст.12 Устава городского округа Лыткарино (далее – Устав города), является коллегиальным представительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделен определенным кругом полномочий и осуществляет публичную деятельность по решению вопросов местного значения, к числу которых относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления, в силу п.п.5, 6 ст.2 Жилищного кодекса РФ, относится обеспечение контроля за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях. В соответствии с п.9 ч.10 ст.35 Закона № 131-ФЗ, пп.9 п.7 ст.26 Устава города к исключительной компетенции Совета депутатов относится осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Таким образом, учитывая, что Совет депутатов действующего созыва осуществляет свои полномочия с осени 2005 г., наделен полномочиями по контролю за деятельностью должностных лиц в сфере распределения жилья из муниципального жилищного фонда и является органом коллегиальным, ссылка представителей истца о том, что о нарушении установленного законом порядка предоставления спорного жилого помещения А.. им стало известно лишь в 2009 году, несостоятельна. При этом, суд отмечает, что в результате нарушения установленного законом порядка предоставления спорного жилого помещения А.. какие-либо права непосредственно Совета депутатов, как представительного органа местного самоуправления, не нарушены. Совет депутатов в данном случае выступает в рамках предоставленных ему полномочий в качестве публичного субъекта жилищных правоотношений, в связи с чем при условии надлежащего и своевременного контроля за исполнением жилищного законодательства на территории городского округа Лыткарино должен был знать об имеющих место нарушениях при предоставлении спорного жилого помещения с того года, когда данное нарушение было допущено. Срок исковой давности, согласно ст.199 ГК РФ, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Учитывая, что ответчиком А. в судебном заседании заявлено о применении судом срока исковой давности, принимая во внимание, что срок исковой давности в данном случае следует исчислять со дня заключения оспариваемого договора социального найма, т.е. с 23 декабря 2005 года, суд отказывает в удовлетворении иска Совета депутатов по причине истечения срока исковой давности. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Совета депутатов городского округа Лыткарино Московской области к А., МУП «Лыткаринское специализированное предприятие коммунального хозяйства» о расторжении договора социального найма и выселении из жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд. Судья С.А. Рязанцева