при секретаре Раковой А.Ф., с участием прокурора Гусаровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лыткаринского городского прокурора о признании недействующим в части нормативного правового акта, УСТАНОВИЛ: Лыткаринский городской прокурор (далее – прокурор) обратился в суд с заявлением об оспаривании положения пункта 46 части 8 статьи 26 Устава городского округа Лыткарино (с изменениями и дополнениями, принятыми решением Совета депутатов г.Лыткарино Московской области от 22.01.2010г. № 826/81), согласно которому к компетенции Совета депутатов отнесено согласование предоставления земельных участков, расположенных на территории городского округа в аренду, собственность, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование в соответствии с действующим законодательством. Прокурор находит, что данное положение Устава городского округа Лыткарино (далее – Устав, Устав города) противоречит действующему законодательству, поскольку порядок предоставления земельных участков в пользование и собственность предусмотрен Земельным кодексом РФ, представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность и не допускает вмешательства в нее представительного органа. Просит признать пункт 46 части 8 статьи 26 Устава города противоречащим требованиям федерального законодательства и обязать Совет депутатов городского округа Лыткарино (далее – Совет депутатов, Совет депутатов города) исключить данную норму из Устава. В судебном заседании принимающий участие в рассмотрении дела прокурор Гусарова Т.В. требования уточнила, просила признать пункт 46 части 8 статьи 26 Устава недействующим со дня принятия Советом депутатов решения от 22.01.2010г. № 826/81. Представитель Совета депутатов по доверенности Поляков Е.А. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В предыдущих судебных заседаниях требования прокурора не признал. В обоснование своих доводов указал, что изменение в Устав в части включения в него нормы, предусматривающей согласование Советом депутатов предоставления земельных участков, расположенных на территории города, в собственность и пользование обусловлено необходимостью контроля со стороны представительного органа местного самоуправления – Совета депутатов - за действиями администрации города при рассмотрении последней вопросов о предоставлении земельных участков в границах городского округа.. Полагал, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению, поскольку органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений об установлении форм и методов осуществления муниципального контроля. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Совет депутатов городского округа Лыткарино, в силу положений абзаца 2 части 1 статьи 25 Устава города, является представительным органом местного самоуправления городского округа, к полномочиям которого, согласно пункту 1 части 10 статьи 35, части 3 статьи 44 Закона № 131-ФЗ, а также пункту 1 части 7 статьи 26 Устава города, отнесено принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений. Следовательно, решение Совета депутатов от 22.01.2010г. № 826/81 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Лыткарино, принятого решением Совета депутатов г.Лыткарино от 19.09.2007г. № 423/43 «О принятии Устава городского округа Лыткарино» принято уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Лыткарино. Как видно из материалов дела, 22.01.2010 г. Советом депутатов городского округа Лыткарино Московской области принято решение № 826/81 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Лыткарино, принятого решением Совета депутатов г.Лыткарино от 19.09.2007г. № 423/43 «О принятии Устава городского округа Лыткарино». Пунктом 38 указанного решения часть 8 статьи 26 Устава города, устанавливающая перечень вопросов, относящихся к компетенции Совета депутатов, дополнена пунктом 46 следующего содержания: «согласование предоставления земельных участков, расположенных на территории городского округа в аренду, собственность, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование в соответствии с действующим законодательством». Указанное выше решение Совета депутатов является муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, в связи с чем его принятие должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 28, а также статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ). Согласно положениям статьи 28 Закона № 131-ФЗ, проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав выносится на публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. Устав города Лыткарино содержит аналогичные положения (статьи 21, 39 Устава). Проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, согласно положениям статьи 44 Закона №131-ФЗ, не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом и официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Как видно из материалов дела, пунктом 5 решения Совета депутатов города Лыткарино от 17.06.2009 № 714/68 «Об организационных мероприятиях по обсуждению и внесению изменений и дополнений в Устав городского округа Лыткарино, утвержденного решением Совета депутатов городского округа от 19 сентября 2007 г. № 423/43», опубликованного в газете «Лыткаринские вести» от 17 июля 2009 г. № 29 (808), проведение публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав города назначены на 3 сентября 2009 года в 18 часов в МУ ДК «Мир» по адресу: г.Лыткарино, ул. Ленина, д.2А. Исходя из проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города, опубликованного в указанной выше газете, в нем отсутствует оспариваемое прокурором положение, а именно дополнение части 8 статьи 26 Устава пунктом 46 следующего содержания: «согласование предоставления земельных участков, расположенных на территории городского округа в аренду, собственность, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование в соответствии с действующим законодательством». Из протокола публичных слушаний по данному проекту, проведенных 03.09.2009г., имеющегося в материалах дела, не следует, что данный вопрос был предметом обсуждения. Кроме того, из протокола публичных слушаний, не усматривается, что от кого-либо из участников публичных слушаний поступала инициатива о дополнении положений Устава нормой указанного выше содержания. Решением Совета депутатов города Лыткарино от 05.11.2009г. № 760/73 «О внесении изменений и дополнений в устав городского округа Лыткарино, принятого решением Совета депутатов г.Лыткарино от 19.09.2007 № 423/43» приняты изменения и дополнения в Устав в окончательной редакции, в которой предусмотрено дополнение части 8 статьи 26 Устава пунктом 46 следующего содержания: «согласование предоставления земельных участков, расположенных на территории городского округа в аренду, собственность, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование в соответствии с действующим законодательством». Согласно заключению Управления Минюста РФ по Московской области от 25.12.2009г. № 663-УЮ/О, в связи с нарушением установленных законом сроков предоставления на государственную регистрацию муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав города Лыткарино признан не соответствующим действующему законодательству. Решением Совета депутатов города Лыткарино от 22.01.2010г. № 760/73 «О внесении изменений и дополнений в устав городского округа Лыткарино, принятого решением Совета депутатов г.Лыткарино от 19.09.2007 № 423/43» вновь приняты изменения и дополнения в Устав города в редакции, аналогичной ранее принятой решением Совета депутатов от 05.11.2009г. № 760/73. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав города зарегистрирован в Управлении Минюста РФ по Московской области, согласно штампу на Уставе, 18.02.2010 года и обнародован в газете «Лыткаринские вести» №11(842) 12 марта 2010 г.. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Советом депутатов требования закона относительно процедуры принятия, регистрации и обнародования муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Лыткарино, содержащий оспариваемое прокурором положение, соблюдены. При этом, суд отмечает, что касаемо непосредственно оспариваемого прокурором положения процедура принятия муниципального нормативного акта о внесении дополнений в Устав в этой части соблюдена не была, поскольку указанное положение не содержалось в проекте этого нормативного акта и не подвергалось публичному обсуждению, в связи с чем принято с нарушением требований, предусмотренных ч.4 ст.44 Закона № 131-ФЗ. Оспариваемое прокурором положение пункта 46 части 8 статьи 26 Устава города на момент рассмотрения дела является действующим. Данное положение в части закрепления за Советом депутатов полномочия по согласованию предоставления в собственность или пользование земельных участков, расположенных на территории городского округа Лыткарино, суд находит противоречащим действующему федеральному законодательству по следующим основаниям. Как следует из содержания оспариваемой нормы, Совет депутатов осуществляет согласование предоставления земельных участков, расположенных в границах городского округа Лыткарино, безотносительно формы собственности на данный земельный участок, что влечет за собой расширительное толкование данного положения. В силу положений ст.ст.15-19 Земельного кодекса РФ и ст.3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), земельные участки могут находиться в частной, государственной (собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации), а также в муниципальной собственности. При этом, Вводным законом предусмотрены принципы разграничения права собственности на земельные участки. Согласно п. 10 ст. 3 Вводного закона распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Перечень вопросов местного значения городского округа дан в статье 16 Закона № 131-ФЗ, к числу которых относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что к вопросам местного значения относится лишь владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимся в муниципальной собственности. Владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или частной собственности в компетенции органов местного самоуправления не находится. Распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, также не относится к вопросам местного значения, поскольку данное полномочие, согласно ч.1 ст.19 Закона № 131-ФЗ, является отдельным государственным полномочием. Полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, в силу ч.1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ, наделяется местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Представительный орган местного самоуправления такими полномочиями не наделен. Согласно п.5 ч.10 ст.35 Закона № 131-ФЗ, представительный орган местного самоуправления наделен лишь полномочием по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Таким образом, исходя из приведенных выше положений закона, учитывая, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свою деятельность на основе принципа разграничения полномочий, суд приходит к выводу, что закрепление в Уставе города за представительным органом полномочия по согласованию предоставления администрацией земельных участков, расположенных на территории городского округа в аренду, собственность, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование противоречит действующему законодательству. Доводы представителя Совета депутатов относительно того, что в такой форме представительный орган реализует свое полномочие по осуществлению контроля за деятельностью администрации в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, суд находит несостоятельными, поскольку Уставом города в структуре органов местного самоуправления городского округа Лыткарино предусмотрен контрольный орган – Контрольно-ревизионная палата, за которым закреплено полномочие по осуществлению контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (ч.2 ст.33 Устава города). Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Руководствуясь ч.ч. 2,3 ст.253, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Признать пункт 46 части 8 статьи 26 Устава города Лыткарино (с изменениями и дополнениями, принятыми решением Совета депутатов г.Лыткарино Московской области от 22.01.2010г. № 826/81) недействующим со дня его принятия. Решение суда подлежит опубликованию в газете «Лыткаринские вести». Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд в течение 10 дней. Судья С.А.Рязанцева . .а