об обжалований действий начальника управления эксплуатации жилищного фонда МинЖКХ МО



Дело № 2-306/11_________________________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Лыткарино Московской области 15 апреля 2011 года

Лыткаринский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Рязанцевой С.А.,

при секретаре Ермиловой Е.Е.,

с участием заявителя Головянца Г.И. и его представителя Головянца Л.Г.,

представителя администрации г. Лыткарино Московской области по доверенности Маринич Л.Г.,

представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры (УЖКХ и РГИ) администрации г.Лыткарино Московской области по доверенности Жигаревой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Головянца Георгия Ивановича об обжаловании действий начальника Управления эксплуатации жилищного фонда Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области П.Н. Андреева,

у с т а н о в и л:

Головянц Г.И. обратился в Лыткаринский городской суд с заявлением об обжаловании действий начальника Управления эксплуатации жилищного фонда Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее – МмнЖКХ МО) П.Н. Андреева.

В своем заявлении, а также в объяснениях, данных в судебном заседании, указал, что, являясь инвалидом Великой Отечественной войны (ВОВ), после смерти своей жены и двоих сыновей в 2010г. вынужден был переехать из г.Ташкента в г.Лыткарино к сыну, поскольку в силу инвалидности и преклонного возраста нуждается в уходе. В г.Лыткарино он проживает с семьей сына, состоящей из трех человек, в жилом помещении площадью 18 кв.м., другого жилья не имеет.

В декабре 2010 г. он обратился в администрацию г.Лыткарино с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для получения жилья в соответствии с Указом Президента РФ об обеспечении жильем ветеранов ВОВ.

Не приняв решение по существу, администрация г.Лыткарино направила запрос в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (МинЖКХ МО) о предоставлении разъяснений относительно наличия к него оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На данный запрос в администрацию г.Лыткарино из МинЖКХ МО направлен ответ от 16.03.2011г. № 1138 за подписью начальника Управления эксплуатации жилищного фонда Андреева П.Н., согласно которому основания для постановки его на учет отсутствуют, поскольку на территории Московской области он проживает менее пяти лет.

Полагая, что применение к нему «ценза оседлости» является неправомерным, нарушает его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов ВОВ, а также препятствует реализации его жилищных прав, заявитель обжалует данный ответ в судебном порядке.

Начальник Управления эксплуатации жилищного фонда МинЖКХ МО Андреев П.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания по делу извещен, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал.

В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание должностного лица, чьи действия обжалуются, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Представитель администрации г.Лыткарино по доверенности Маринич Л.Г. оставила разрешение заявления на усмотрение суда.

Представитель УЖКХ и РГИ администрации г.Лыткраино по доверенности Жигарева Г.А. против удовлетворения требований заявителя возражала.

Пояснила, что Головянц Г.И. ранее являлся гражданином Узбекистана, получил гражданство России в декабре 2010 г., зарегистрировался по месту жительства в г.Лыткарино в феврале 2011г.. С 2010г. обращается в администрацию г.Лыткарино по вопросу получения жилья.

В соответствии с законодательством Московской области (ч.4 ст.1 Закон МО № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», ч.1 ст.2 Закона МО №260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»), постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях всех категорий граждан, в том числе и ветеранов ВОВ, осуществляется при условии постоянного проживания гражданина на территории Московской области не менее пяти лет.

В связи с тем, что Головянц Г.И. на территории Московской области проживает менее пяти лет, а предоставление ему, как инвалиду ВОВ жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета, распорядителем которых является МинЖКХ МО, то администрация г.Лыткарино направило в МинЖКХ МО запрос о предоставлении соответствующих разъяснений.

Полагает, что условие о пятилетнем сроке проживания на территории Московской области для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (в предоставлении жилых помещений) распространяется на всех граждан, проживающих в Московской области, независимо от их статуса, поэтому ответ в лице начальника Управления эксплуатации жилищного фонда МинЖКХ МО Андреева П.Н. является законным и обоснованным. Просила в удовлетворении требований заявителя отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч.ч.1, 2 ст.46 Конституции РФ и ст.1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов и органов местного самоуправления нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, которые могут быть обжалованы в суд, согласно положениям ст.2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также ст.255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.

Как установлено судом, в декабре 2010 года Головянц Г.И. 1924 года рождения, являясь инвалидом Великой Отечественной войны, обратился в администрацию г.Лыткарино с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с целью получения жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.20058 г. (в редакции Указа № 30 от 09.01.2010г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» (далее – Указ Президента РФ №714) и Федеральным законом «О ветеранах».

Заявление Головянца Г.И. 16.02.2011г. заместителем Главы г.Лыткарино направлено для рассмотрения в МинЖКХ МО, являющееся уполномоченным органом и распорядителем средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мер социальной поддержки ветеранов ВОВ (ст.3 Закона МО № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»).

За подписью начальника Управления эксплуатации жилищного фонда МинЖКХ МО Андреева П.Н. в администрации. г.Лыткарино дан ответ от 16.03.2011 г. № 1138, в котором разъяснено, что в отношении ветеранов ВОВ отсутствуют исключения, касающиеся 5-летнего периода проживания на территории Московской области для решения вопроса о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В результате указанных действий вопрос о постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для последующего предоставления ему жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» остался не разрешенным.

Таким образом, обжалуемыми действиями заявителю созданы препятствия в осуществлении прав на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов ВОВ.

Указом Президента Российской Федерации №14 от 07.05.20058 г. (в редакции Указа № 30 от 09.01.2010г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», постановлена задача завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Обеспечение жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно пп. 4 п.1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах», осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.23.2).

В силу положений ст.12 Федерального закона «О ветеранах» настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2-4 настоящего Федерального закона. Каких-либо ограничений относительно периода проживания на территории России указанных категорий граждан, к числу которых относятся инвалиды ВОВ, закон не предусматривает.

Отсутствуют такие ограничения и в ст. ст.51 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

При этом суд принимает во внимание, что в силу положений п.3 и п.6 ст.12 Жилищного кодекса РФ, определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что период проживания инвалида ВОВ на территории Московской области или на территории любого иного субъекта РФ для решения вопроса о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий значения не имеет, поскольку обеспечение жильем данной категории граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, на основании и в порядке, предусмотренных федеральными законами, и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Суд также учитывает, что исходя из публичности данных правоотношений, принцип правового регулирования «что не запрещено, то разрешено» применению не подлежит, поскольку регулирование публичных отношений осуществляется в соответствии с принципом «разрешено только то, что прямо предусмотрено».

Отказ в постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушает его права на получение мер социальной поддержки как инвалида Великой Отечественной войны, а также создает ему препятствия в реализации жилищных прав.

Принимая во внимание изложенное, суд находит ответ, данный в администрацию г.Лыткарино от 16.03.2011г. № 1138 за подписью начальника Управления эксплуатации жилищного фонда Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Андреева П.Н., необоснованным и нарушающим права заявителя.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая, что принятие решения о постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов ВОВ (ст.4.1 Закон МО № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов») в Московской области относится к компетенции органов местного самоуправления, а заявителем обжалуются действия только начальника Управления эксплуатации жилищного фонда Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Андреева П.Н., т.е. органа государственной власти субъекта РФ, суд считает возможным возложить на указанное должностное лицо обязанность повторно рассмотреть обращение администрации г.Лыткарино по вопросу обеспечения жильем заявителя Головянца Г.И..

Руководствуясь ст.ст.194-198, ч.ч.1-3 ст.258 ГПК РФ, ст.ст.7, 8 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,

р е ш и л:

Заявление Головянца Георгия Ивановича об обжаловании действий начальника Управления эксплуатации жилищного фонда Московской области П.Н. Андреева признать обоснованным.

Обязать начальника Управления эксплуатации жилищного фонда Московской области П.Н. Андреева повторно рассмотреть обращение администрации г.Лыткарино по вопросу обеспечения жильем Головянца Г.И..

В суд и заявителю должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд в течение 10 дней.

Судья С.А.Рязанцева