об обжаловании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помщения по договору социального найма



Дело № 2-486/11________________________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Лыткарино Московской области 11 июля 2011 года

Лыткаринский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Рязанцевой С.А.,

при секретаре Раковой А.Ф.,

с участием заявителя Головянца Г.И. и его представителя Головянца Л.Г.,

представителя администрации г.Лыткарино Московской области по доверенности Маринич Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Головянца Георгия Ивановича об обжаловании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Головянц Г.И. обратился в Лыткаринский городской суд с заявлением об обжаловании отказа администрации городского округа Лыткарино Московской области (далее – администрация) в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма (далее по тексту также – учет).

В своем заявлении, а также в объяснениях, данных в судебном заседании, Головянц Г.И. указал, что, является инвалидом Великой Отечественной войны (ВОВ) 1 группы. После смерти своей жены и двоих сыновей в 2010г. вынужден был переехать из г.Ташкента в г.Лыткарино к сыну, поскольку в силу инвалидности и преклонного возраста нуждается в постоянном уходе. В г.Лыткарино он проживает с семьей сына, состоящей из трех человек, в однокомнатной квартире жилой площадью 18 кв.м., другого жилья не имеет.

С декабря 2010 г. он обращается в администрацию по вопросу обеспечения его жилой площадью. В июне 2011г. администрацией принято решение об отказе в принятии его на учет по тем основаниям, что на территории Московской области он проживает менее пяти лет, поэтому не имеет права состоять на учете. Считает отказ администрации в принятии его на учет незаконным, создающим препятствия в реализации его права на получение жилья, в связи с чем обжалует его в судебном порядке.

В судебном заседании заявитель Головянц Г.И. и его представитель требования, изложенные в заявлении, поддержали, просили обязать администрацию принять Головянца Г.И на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

Представитель администрации по доверенности Маринич Л.Г. требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявление.

Дополнительно пояснила, что в принчятии на учет Головянцу Г.И. было отказано по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.3 Закона МО № 260/2005-ОЗ от 12.12.2005г. «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон МО № 260/2005-ОЗ), т.е. в связи с тем, что представленные Головянцем Г.И. документы не подтвердили наличие у него права состоять на учете. В частности, из представленных Головянцем Г.И. документов следует, что он зарегистрирован по месту жительства и проживает на территории Московской области с февраля 2011г.. Ранее проживал в г.Ташкенте Республики Узбекистан и являлся гражданином этой Республики. Со слов Головянца Г.И. в г.Ташкенте он имел 3-х комнатную квартиру, которую при переезде в Россию продал. Документами о стоимости квартиры, проданной Головянцем Г.И. в г.Ташкенте, администрация не располагает, в связи с чем считает, что Головянц Г.И. намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью постановки его на учет и получения жилья. По мнению представителя администрации в соответствии с ч.1 ст. 2 Закона МО №260/2005-ОЗ право на принятие на учет имеют граждане, проживающие на территории Московской области не менее пяти лет. Поскольку Головянц Г.И. проживает на территории Московской области менее пяти лет, право состоять на учете у него не возникло. Просила в удовлетворении заявления Головянца Г.И. отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений ч.ч.1, 2 ст.46 Конституции РФ и ст.1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов и органов местного самоуправления нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, которые могут быть обжалованы в суд, согласно положениям ст.2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также ст.255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.

Согласно положениям ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Указом Президента Российской Федерации №14 от 07.05.20058 г. (в редакции Указа № 30 от 09.01.2010г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», постановлена задача завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Обеспечение жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно пп. 4 п.1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах», осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.23.2).

В силу положений ст.12 Федерального закона «О ветеранах», настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2-4 настоящего Федерального закона.

Порядок реализации ветеранами ВОВ, проживающими на территории Московской области, прав по обеспечению их жилыми помещениями осуществляется в соответствии с положениями Закона Московской области от 26.07.2006г. № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее – Закон МО № 125/2006-ОЗ).

Согласно положениям преамбулы и ст.1 Закона МО № 125/2006-ОЗ, жилыми помещениями обеспечиваются инвалиды ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ). Перечень оснований является исчерпывающим.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ, имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, в силу положений п.3 и п.6 ст.12 ЖК РФ, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Как усматривается из пенсионного удостоверения и удостоверения участника войны, заявитель Головянц Г.И. 1924 года рождения является инвалидом Великой Отечественной войны первой группы инвалидности, проживающим на территории Московской области с сентября 2010г.. Согласно паспорту гражданина РФ, выданному 10.12.2010г., Головянц Г.И. с декабря 2010г. является гражданином РФ.

Из объяснений заявителя следует, что в декабре 2010г. он обратился в администрацию г.Лыкарино по вопросу получения жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.20058 г. (в редакции Указа № 30 от 09.01.2010г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» и принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Московской области осуществляется в соответствии с положениями ст.52 Жилищного кодекса РФ, а также в соответствии с Законом МО № 260/2005-ОЗ от 12.12.2005г. «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон МО № 260/2005-ОЗ).

Согласно ч.ч. 3, 4 ст.52 ЖК РФ и ч.ч.2, 3 ст.2 Закона МО №260/2005-ОЗ, принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данного гражданина, к которому прикладываются документы, подтверждающие право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов (ч.5 ст.53 ЖК РФ, ч.7 ст.2 Закона МО №260/2005-ОЗ).

В соответствии с положениями Устава города Лыткарино Московской области (пп.11 п.1 ст.32 Устава), ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к компетенции администрации.

Из материалов дела усматривается, что заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, и соответствующие документы, подтверждающие жилищно-бытовые условия, приняты администрацией г.Лыткарино от заявителя Головянца Г.И. 02.06.2011г..

Постановлением Главы города Лыткарино Московской области от 29.06.2011г. № 3230п (далее – Постановление) в принятии на учет Головянцу Г.И. отказано.

Отказ в принятии на учет создает заявителю препятствия в осуществлении его конституционного права на жилище, поскольку исключает возможность предоставления ему жилья.

Разрешая вопрос о законности обжалуемых заявителем действий администрации, суд исходит из следующего.

Как видно из материалов дела, заявление Головянца Г.И. о принятии на учет от 02.06.2011г. и представленные документы администрацией г.Лыткарино рассмотрены, 29.06.2011г. по заявлению принято решение об отказе в принятии на учет.

Исходя из приведенных выше положений действующего законодательства, решение об отказе Головянцу Г.И. в принятии на учет принято администрацией в установленном законом порядке, с соблюдением предусмотренных законом сроков и в рамках предоставленных полномочий.

Из содержания Постановления следует, что заявитель Головянц Г.И. является инвалидом ВОВ, проживает с семьей сына в составе 3-х человек в однокомнатной квартире общей площадью 31,1 кв.м. по адресу: <адрес> принадлежащей на праве собственности жене сына Кузнецовой Л.Б..

В Постановлении также указано, что Головянц Г.И. в г.Лыткарино Московской области зарегистрирован по месту жительства с 03.02.2011г., т.е. проживает в Московской области менее пяти лет. Ранее проживал в г.Ташкенте, где с его слов имел 3-х комнатную квартиру, которую продал.

Из указанных обстоятельств администрацией сделан вывод о намеренном ухудшении Головянцем Г.И. своих жилищных условий. При этом указано, что какие-либо документы, подтверждающие данные обстоятельства, в распоряжении администрации отсутствуют.

Со ссылкой на положения ст.53 ЖК РФ и ч.1 ст.2 Закона МО №260/2005-ОЗ, в принятии на учет Головянцу Г.И. отказано.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно объяснениям Головянца Г.И., на заседание жилищной комиссии он не приглашался и участия в заседании не принимал, сведения о наличии у него в г.Ташкенте 3-комнатной квартиры, которую он, якобы, продал, являются ложными и бездоказательными. Гражданство РФ он приобрел в декабре 2010 г., до этого времени проживал в г.Ташкенте и являлся гражданином Республики Узбекистан, в России жилья никогда не имел.

Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений), в силу положений ч.2 ст.6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», возлагается на государственные органы, органы местного самоуправления, действия (решения) которых обжалуются гражданином.

Как следует из объяснений заявителя и подтверждается представленными им в администрацию документами, он, будучи инвалидом ВОВ первой группы 1924 года рождения в связи со смертью жены и двоих сыновей вынужден был переехать к сыну, проживающему в г.Лыткарино Московской области, как нуждающийся в постороннем уходе.

Инвалидом, согласно положениям ст.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности есть полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Обязанность содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них, в соответствии со ст.87 Семейного кодекса РФ, возложена на трудоспособных совершеннолетних детей.

В материалах дела имеются документы, подтверждающие возраст заявителя (86 лет), его инвалидность 1 группы, факт смерти в 2010г. жены заявителя – Головянц М.К. и сына – Головянца С.Г., а также документы, подтверждающие, что заявитель Головянц Г.И. приходится отцом Головянцу Л.Г., проживающему по адресу: г.Лыткарино, ул.Октябрьская, д.16, кв.17.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нетрудоспособности Головянца Г.И., его нуждаемости в постороннем уходе и социальной защите.

Таким образом, из документов, представленных Головянцем Г.И. в администрацию для рассмотрения заявления о принятии на учет, не следует вывод о намеренности ухудшения им жилищных условий с целью постановки на учет.

Доводы о том, что Головянц Г.И. в г.Ташкенте имел 3-х комнатную квартиру, которую продал, документально не подтверждаются и опровергаются самим заявителем.

Кроме того, суд учитывает, что обстоятельство наличия у заявителя жилища в другом государстве, из которого он вынужден был выехать, правового значения в данном случае не имеет. Гарантии обеспечения жилищных прав заявителя установлены Конституцией РФ и федеральными законами РФ, в связи с чем возникновение и прекращения его жилищных прав на территории другого государства не могут служить основанием к их ограничению на территории Российской Федерации.

Отсутствие у заявителя другого жилья на территории России администрацией не оспаривается и подтверждается сведениями из Росреестра, представленными заявителем в администрацию наряду с другими документами для рассмотрения его заявления о принятии его на учет.

Ссылка администрации в Постановлении на отсутствие у Головянца Г.И. права состоять на учете в связи с тем, что на территории Московской области он проживает менее пяти лет, основана на неправильном толковании и применении закона.

Согласно ч.1 ст.2 Закона МО №260/2005-ОЗ право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством РФ, имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.

При этом, основанием для отказа в принятии на учет, предусмотренным п.2 ч.1 ст.3 Закона МО №260/2005-ОЗ, является предоставление документов, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Речь о документах, не подтверждающих права на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, в данной норме закона не идет.

Исходя из смысла приведенных выше норм действующего законодательства, пятилетний срок проживания на территории Московской области имеет правовое значение только для разрешения вопроса о предоставлении жилья, и не связан с основаниями принятия граждан на учет.

Поскольку доказательств наличия иных оснований для отказа Головянцу Г.И. в принятии на учет администрацией не представлено, суд находит отказ в принятии его на учет незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

р е ш и л:

Заявление Головянца Георгия Ивановича об обжаловании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, признать обоснованным.

Отказ администрации г.Лыткарино Московской области в принятии Головянца Г.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, от 29.06.2011г. признать незаконным.

Обязать администрацию г.Лыткарино Московской области принять Головянца Георгия Ивановича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

В суд и заявителю должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд в течение 10 дней.

Судья С.А.Рязанцева

.

.а