О признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Лысково 13 сентября 2010 года

Судья Лысковского районного суда Нижегородской области Песков В.В.,

с участием истицы Баластаева В.И.,

представителя ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области Смирнова В.Ю. по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года,

при секретаре Салтыковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баластаева В.И. к ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Баластаева В.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В обоснование исковых требований Баластаева В.И. ссылается на то, что с 01 августа 1979 года осуществляет лечебную деятельность, которая даёт ей право на назначение пенсии в соответствии с пунктом 20 ч. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Имея необходимый стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости она Дата обезличена года обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.

Однако Решением комиссии при ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области Номер обезличен от Дата обезличена года в назначении указанной пенсии ей отказано в виду отсутствия требуемого 30-летнего стажа работы, исключили из специального стажа следующие оспариваемые ей периоды:

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности медсестры детского комбината совхоза «...» (01 года 07 месяцев 07 дней);

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности медсестры лечебного профилактория совхоза «...»;

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя в количестве 3 месяца 9 дней.

Всего ответчиком может быть зачтено в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии 25 лет 03 месяца 18 дней.

Отказ в назначении пенсии считает незаконным, просит устранить допущенное нарушение, включив указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении и обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения, то есть с Дата обезличена года.

В судебном заседании Баластаева В.И. поддержала исковые требования, указав, что в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года она работала в должности медсестры детского комбината совхоза «...», а запись в трудовой книжке о том, что она работала в детском комбинате, по её мнению, является ошибочной, так как наименование детского дошкольного образовательного учреждения, детский комбинат, является ненормативным. Фактически детское дошкольное учреждение являлось детским садом, а это учреждение входит в список «Наименование учреждений» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Работа с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности медсестры лечебного профилактория совхоза «...», так же, по мнению истицы, должна быть включена в стаж, поскольку в соответствии с Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения...» с изменениями от 03 августа 1972 года, действовавшими до 30 сентября 1993 года, работа медсестрой в санитарно-профилактических учреждениях входила в перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам право на пенсию за выслугу лет.

Курсы повышения квалификации являлись ее трудовой обязанностью и одним из требований к постоянному поддержанию уровня квалификации, связанному с ее трудовой деятельностью в учреждении здравоохранения, в эти периоды за ней сохранялась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд, что является основанием для включения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области Смирнова В.Ю. действующая на основании доверенности исковые требования истицы не признала, указав, что в виду отсутствия необходимого 30-летнего стажа истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику отказано.

Специальный стаж истицы составил на момент обращения 25 лет 03 месяца 18 дней при требуемом стаже работы 30 лет.

Представитель МУЗ «Больница» ФИО1, действующий на основании доверенности, полагает необходимым удовлетворить исковые требования Баластаева В.И. в полном объеме по указанным истицей основаниям.

Свидетель Свидетель1, показала, что истицу знает в связи с работой в должности медицинской сестры детского комбината совхоза «...», а затем в профилактории совхоза «...», так же медицинской сестрой.

Свидетель Свидетель2, показала, что знает истицу с 80-х годов, когда она работала в профилактории совхоза «...» медицинской сестрой. Профилакторий располагался в помещении детского сада. Работники совхоза часто обращались в профилакторий, делали уколы, измеряла давление.

В профилактории два раза в неделю работал зубной кабинет, кроме этого приезжали врачи: терапевт, гинеколог и другие. Баластаева В.И., постоянно была медицинской сестрой и помогала на приеме.

Выслушав стороны, представителя МУЗ «Больница», свидетелей, изучив материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства суд приходит к следующему.

Согласно, ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

С 01 января 2002 года вступил в силу ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 указанного Закона установлено, что «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

При установлении пенсии до 01 января 2002 года применялись нормы Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно, ст. 81 Закона «О государственных пенсиях в РФ» пенсия, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 ст. 27 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям…).

Судом установлено, что Баластаева В.И. осуществляет лечебную деятельность с 01 августа 1979 года, что подтверждается записью в трудовой книжке л.д. 5 оборот).

Считая, что имеет необходимый тридцати летний стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, истица Дата обезличена года обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии, что подтверждается заявлением о назначении пенсии и не отрицается в судебном заседании представителями ответчика.

Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации Пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области Номер обезличен от Дата обезличена года, Баластаева В.И. в назначении досрочной пенсии отказано, исключили из специального стажа работы, следующие оспариваемые истицей периоды:

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности медсестры детского комбината совхоза «...» (01 года 07 месяцев 07 дней);

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности медсестры лечебного профилактория совхоза «...»;

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя в количестве 3 месяца 9 дней.

Между тем, с доводами ответчика о не включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя в количестве 3 месяцев 9 дней в специальный стаж для назначения досрочной пенсии согласиться нельзя по следующим основаниям.

Нахождение Баластаева В.И. на курсах повышения квалификации подтверждаются выписками из приказов по Больница, справкой МУЗ «Больница», согласно которой в периоды повышения квалификации истице выплачивалась заработная плата и работодателем производились отчисления в Пенсионный Фонд л.д. 17-23).

Курсы усовершенствования и повышения квалификации по направлению работодателя в силу специальных нормативных актов являются трудовой обязанностью медицинских работников, непосредственно связанной с их лечебной деятельностью. При этом принимается во внимание, что согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, что дает основание для включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в календарном исчислении.

Суд соглашается с доводами истицы и включает в медицинский стаж истицы период с Дата обезличена года по Дата обезличена года работы в должности медсестры детского комбината совхоза «...», так как до 06 сентября 1991 года, когда Советом Министров РСФСР было принято постановление № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения...», в соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения утвержденной постановлением Совета Министров СССР от 31 октября 1949 года № 5036, с последующими изменениями «Детские ясли», «Детский сад» (то есть детские учреждения) входили в учреждения охраны материнства и детства и являлись лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения.

На основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет «Право на исчисление медицинского стажа имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности».

Поскольку истица работала медицинской сестрой в детском учреждении, детский комбинат совхоза «...» с Дата обезличена по Дата обезличена годы, то у нее в этот период исчислялся медицинский стаж.

Неправильное указание наименования учреждения, по мнению суда в данном случае не может являться основанием к отказу в назначении истице пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Так же подлежит включению в стаж период с Дата обезличена года по Дата обезличена года работы в должности медсестры лечебного профилактория совхоза «...», по указанным выше основаниям.

С учетом специального стажа для назначения досрочной пенсии, который по мнению ответчика может быть зачтен для назначения досрочной пенсии, в количестве, 25 лет 03 месяца 18 дней, и не оспариваемого представителем ответчика в судебном заседании, включения в специальный стаж спорного периода работы истицы:

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности медсестры детского комбината совхоза «...» (01 года 07 месяцев 07 дней);

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности медсестры лечебного профилактория совхоза «...» (03 года 03 месяца 01 день);

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя в количестве 3 месяца 9 дней, специальный 30-летний стаж истицы наступает с Дата обезличена года и с этого времени ей необходимо назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Баластаева В.И. удовлетворить.

Решение ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в назначении Баластаева В.И. досрочной трудовой пенсии по старости, признать незаконным.

Включить в стаж Баластаева В.И., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды:

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года, (01 год 07 месяцев 07 дней), в должности медсестры детского комбината совхоза «...»;

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года, (03 года 03 месяца 01 день), в должности медсестры лечебного профилактория совхоза «...»;

- с Дата обезличена года по Дата обезличена года, (01 месяц 02 дня), с Дата обезличена года по Дата обезличена года (01 месяц 05 дней), с Дата обезличена года по Дата обезличена года (01 месяц 02 дня) нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя, 03 месяца 09 дней, а всего 05 лет 01 месяц 17 дней.

Обязать ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области назначить Баластаева В.И. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с Дата обезличена года.

Взыскать с ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области в пользу Баластаева В.И. в возврат госпошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области

Судья: В.В.Песков