О признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Лысково «30» сентября 2010 г.

Лысковский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Сетракова В.А.,

с участие истца Березиной М.В., представителя ответчика Тюрихиной М.В.,

при секретаре Климашовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березина М.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ <...> о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Березина М.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что с <Дата обезличена> года осуществляет лечебную деятельность, которая даёт ей право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 20 пункта 1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Имея необходимый 30-летний стаж работы с учётом льготного исчисления, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости она <Дата обезличена> года обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Однако, решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ <Номер обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года в специальный трудовой стаж Березиной М.В. не были включены следующие периоды:

-отпуск по уходу за ребенком с <Дата обезличена> г. - по <Дата обезличена> г.;

- отпуска без сохранения заработной платы: с <Дата обезличена> г. - по <Дата обезличена> г.,

с <Дата обезличена> г. - по <Дата обезличена> г., <Дата обезличена> г.;

- время нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя : с <Дата обезличена> г. - по <Дата обезличена> г., с <Дата обезличена> г. - по <Дата обезличена> г., с <Дата обезличена> г. - по <Дата обезличена> г.,

а также период с <Дата обезличена> г. - по <Дата обезличена> г. - работы медсестрой хирургического отделения <...> районной больницы, который УПФР необоснованно счел периодом нахождения на курсах повышения квалификации.

В связи с чем, указанным решение в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в виду отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа.

Отказ в назначении пенсии считает незаконным в части исключения из специального трудового стажа вышеуказанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периода работы медсестрой хирургического отделения <...> районной больницы с <Дата обезличена> г. - по <Дата обезличена> г. и просит устранить допущенное нарушение, включив оспариваемые периоды в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначить пенсию с момента обращения к ответчику, т.е. с <Дата обезличена> г. (требования изложены в окончательном виде с учетом заявлений об их уточнении -л.д.61,76).

В судебном заседании истец Березина М.В. свои исковые требования с учетом их уточнений поддержала в полном объеме. Пояснила, что во время нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя за ней сохранялась заработная плата и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, а следовательно, указанные периоды должны включаться в специальный стаж в календарном исчислении из расчета один к одному. В оспариваемом решении ответчиком был неправильно указан один из периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г., поскольку в данный период она работала медсестрой хирургического отделения <...> районной больницы, а курсы фактически проходила с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г., в связи с чем, период работы медсестрой хирургического отделения с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г. также должен быть засчитан в ее стаж в льготном исчислении из расчета 1 год 9 месяцев за 1 год работы, поскольку данное отделение относится к отделениям хирургического профиля. Иные периоды, исключенные ответчиком из ее специального трудового стажа, не оспаривает.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по <...> Тюрихина М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что истице обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику в виду отсутствия необходимого 30-летнего стажа.

Представитель третьего лица- МУЗ «<...> центральная районная больница», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела л.д.73), в судебное заседание не явился, при этом представил письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя ЦРБ л.д.74-75).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом».

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

С 01 января 2002 г. вступил в силу ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Подпунктом 20 пункта 1 ст.27 указанного Закона установлено, что «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

При установлении пенсии до 01 января 2002 г. применялись нормы Закона РФ от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст.81 Закона «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников, при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001 года.

К таким нормативным правовым актам, в частности, относится постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических" учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может производиться по условиям и нормам, установленным вышеназванным правовым актом.

Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, и в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. №464, периоды работы после 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а периоды работы с 12.11.2002 г. в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.

Судом установлено, что Березина М.В. осуществляет лечебную деятельность с <Дата обезличена> года, что подтверждается записями в трудовой книжке л.д.17-19).

Считая, что имеет необходимый 30-летний стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости истица <Дата обезличена> г. обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии, что подтверждается заявлением о назначении пенсии и не отрицается в судебном заседании представителем ответчика л.д.29).

Однако, решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ <...> от <Дата обезличена> г. <Номер обезличен> л.д.13-16) Березиной М.В. в назначении досрочной пенсии отказано, исключены из специального стажа работы следующие периоды:

- с <Дата обезличена> г. - по <Дата обезличена> г.,

- с <Дата обезличена> г. - по <Дата обезличена> г.,

- с <Дата обезличена> г. - по <Дата обезличена> г. - время нахождения на курсах повышения квалификации, а также иные периоды, которые истцом не оспариваются.

Между тем, с доводами ответчика о не включении оспариваемых периодов в специальный стаж для назначения досрочной пенсии согласиться нельзя по следующим основаниям.

Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подтверждается приказами о направлении на такие курсы л.д.9-11), архивной выпиской и справкой <...> районной администрации л.д.6-7), а также справками МУЗ «<...> ЦРБ» л.д.8,12,78). При определении периода нахождения истицы на курсах в <Дата обезличена> суд считает необходимым руководствоваться данными архивной выписки <...> районной администрации и приказа <...> ЦРБ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г. л.д.6,10), в соответствии с которыми этот период устанавливается с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г., считая неверным указанный в оспариваемом решении период с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г. При определении периода нахождения истицы на курсах в <Дата обезличена> суд руководствуется приказом <Номер обезличен> по <...> больнице от <Дата обезличена> г. л.д.9), содержанием справок МУЗ «<...> ЦРБ» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г. и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г. л.д.8,78), в соответствии с которыми этот период устанавливается с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г., а указание начала периода прохождения курсов- с <Дата обезличена> г. в справке МУЗ «<...> ЦРБ» л.д.12) является технической ошибкой, что никем из сторон не оспаривается.

Курсы усовершенствования и повышения квалификации по направлению работодателя являются трудовой обязанностью работников, непосредственно связанными с их лечебной деятельностью.

В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в частности ст.2 данного закона, основным принципом включения в страховой стаж работника периодов работы и иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Поскольку из пояснений самого истца и содержания вышеперечисленных документов судом было установлено, что в периоды повышения квалификации и усовершенствования по направлению работодателя за Березиной М.В. сохранялась средняя заработная плата и, следовательно, уплачиваются страховые взносы, то указанные периоды подлежат зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в календарном исчислении.

Кроме того, как это указано выше, в оспариваемом решении ответчиком был неправильно указан один из периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации- с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г., не включенный в специальный трудовой стаж. Из пояснений самой Березиной М.В., а также записи в ее трудовой книжке л.д.18) следует, что в данный период она работала медсестрой в хирургическом отделении <...> районной больницы, на курсы ездила в <Дата обезличена>. с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г., каких-либо доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Таким образом, в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, работа истца в период с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г. в должности медицинской сестры хирургического отделения <...> районной больницы является основанием для включения указанного периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении- из расчета 1 год 9 месяцев за 1 год работы (п.5 Правил).

Постановление №464 от 06.09.1991 г. и Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 также предусматривают льготное исчисление стажа для среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля.

При таких обстоятельствах, спорный период работы истицы с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г. подлежит зачету в специальный трудовой стаж в льготном исчислении - 1 год 9 месяцев за 1 год работы.

Таким образом, суд находит подлежащими включению в стаж следующие периоды:

-с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г. период работы в должности медицинской сестры хирургического отделения <...> районной больницы, что составит в календарном исчислении 19 дней, а подлежит зачету в льготном исчислении 1 год за 1 год 9 месяцев - 1 месяц 3 дня,

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г. - 1 месяц 3 дня, с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г.- 1 месяц 2 дня, с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г.-1 месяц 2 дня подлежат зачету в календарном исчислении, что составит всего по 3-м периодов курсов - 3 месяца 7 дней.

Однако, даже с учетом специального стажа для назначения досрочной пенсии, зачтенного ответчиком, а также включения в специальный стаж периода работы истца с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г. в льготном исчислении и периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г., с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г., с <Дата обезличена> г. по <Дата обезличена> г. в календарном исчислении, специальный стаж Березиной М.В. и на момент вынесения решения составляет всего 29 лет 10 месяцев 10 дней, вместо положенных 30 лет, как это следует из подробного расчета стажа истца по состоянию на <Дата обезличена> г.л.д.81-83, ошибок в составлении которого судом не усматривается, и правильность которого истцом не оспаривается (на день вынесения решения необходимо прибавить к рассчитанному стажу еще три дня).

Следовательно, оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии с момента обращения с заявлением к ответчику, т.е. с <Дата обезличена> г. - не имеется, и в удовлетворении исковых требований в этой части следует отказать.

От взыскания уплаченной государственной пошлины истец в судебном заседании отказалась.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Березина М.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ <...> удовлетворить частично.

Решение ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по <...> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г. об отказе в назначении Березина М.В. досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным в части исключения из специального стажа периодов, обозначенных в этом решении как периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Включить в стаж Березина М.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды:

  • с <Дата обезличена> года - по <Дата обезличена> года, с <Дата обезличена> года - по <Дата обезличена> года, с <Дата обезличена> года - по <Дата обезличена> года - нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении;
  • с <Дата обезличена> года - по <Дата обезличена> года - работы медсестрой хирургического отделения <...> районной больницы в льготном исчислении из расчета 1 год 9 месяцев за 1 год работы.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский областной суд через Лысковский районный суд Нижегородской области.

Судья Сетраков В.А.