О признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении спорного периода в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лысково        08 февраля 2011 года

Лысковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи      Сильновой М.В.

при секретаре        Дулеповой С.В.

с участием истца Татьянина В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татьянина В.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении спорного периода в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

У С Т А Н О В И Л:

Татьянин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты> о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении спорного периода в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением деятельности на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований с учетом изложенных в судебном заседании доводов Татьянин В.А. ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в 21 Отряде Государственной противопожарной службы Главного Управления МЧС России по Нижегородской области в должностях, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарной части 21-ОГПС. За период его работы в противопожарной службе подчиненность и наименование пожарной части неоднократно изменялись, а именно:

ППЧ-11 находилась в подчинении Лысковского отряда профессиональной пожарной охраны № 15 Управления пожарной охраны (УПО) Горьковского облисполкома.

Управление пожарной охраны (УПО) Горьковского облисполкома переименовано в Противопожарную аварийно-спасательную службу (ПАСС) УВД Нижегородской области (приказ УВД от ДД.ММ.ГГГГ).

Лысковский отряд профессиональной пожарной охраны - 15 переименован в Лысковский пожарно-спасательный отряд - 15 (приказ УВД Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ)

Противопожарная аварийно-спасательная служба (ПАСС) УВД Нижегородской области переименовано в УГПС УВД Нижегородской области (приказ УВД от ДД.ММ.ГГГГ).

Лысковский пожарно-спасательный отряд - 15 переименован в Лысковский отряд пожарной охраны, (приказ УГПС от ДД.ММ.ГГГГ)

Лысковский отряд пожарной охраны переименован в 21 - Отряд Государственной противопожарной службы, (приказ УГПС от ДД.ММ.ГГГГ)

Государственная противопожарная служба (ГПС) Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ преобразована в ГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Указ президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

На основании Директивы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 сентября 2003 года № 31-23-21 Управление государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.

На основании Приказа Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ 21 Отряд государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Нижегородской области реорганизован в Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий города Лысково и Лысковского района Нижегородской области.

На основании приказа МЧС от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области.

На основании Приказа Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Управление по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий города Лысково и Лысковского района Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в 21 Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области.

Поскольку он достиг возраста 50 лет и его трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составил более 25 лет, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года.

Однако решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа: исключили из специального трудового стажа период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 3 месяца) в должности водителя 130 ПЧ 21 ОГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области, а также периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время нахождения на курсах повышения квалификации (3 дня) и время нахождения в отпусках без содержания ДД.ММ.ГГГГ (1 день) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 29 дней), которые им не оспариваются.

Основанием для исключения спорного периода из специального трудового стажа, дающего право для назначения досрочной трудовой пенсии послужило, то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 21-ОГПС являлся структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности <адрес>, относящегося к противопожарной службе субъекта РФ, сотрудники которых не имеют права на досрочное пенсионное обеспечение.

Данное решение об отказе в назначении досрочной пенсии считает незаконным, поскольку в этот период личный состав пожарной части 21 ОГПС находился в двойном подчинении, то есть Главного управления МЧС России по Нижегородской области и финансировалось за счет средств областного бюджета в Комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. 21 Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области не являлся ведомственной пожарной охраной, для сотрудников которой досрочное назначение трудовой пенсии не предусмотрено.

С ДД.ММ.ГГГГ характер его работы в Государственной противопожарной службе не менялся, в спорный период 21 ОГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области не выходил из состава МЧС России, а следовательно спорный период его работы должен входить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

Представитель ответчика ГУ Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Лысковскому району Нижегородской области с судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 43), направил телефонограмму о рассмотрении дела в его отсутствии, исковые требования Татьянина В.А. не признал (л.д. 46).

Представитель третьего лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области в судебное заседание не явился, согласно письменного отзыва заявленные истцом требования поддерживают в полном объеме (л.д. 29-32). При этом указывают, что Татьянин В.А. в спорные периоды работал в 21 отряде Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области в должности водителя, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. В спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожарная часть 21 отряда Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области не выходила из подчинения Главного управления МЧС России по Нижегородской области. В соответствии с частью 2 ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) в Государственную противопожарную службувходят:

- федеральная противопожарная служба;

- противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В статье 154 указанного закона, регулирующей мероприятия по разграничению полномочий в области пожарной безопасности, установлено, что данные мероприятия будут регулироваться статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 10, 16 и 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ содержит принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения. Статья 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ регулирует Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности.

Из анализа данных норм следует, что полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности разграничены только в области финансирования служб пожарной безопасности. Для выполнения указанных целей Правительством Нижегородской области и был создан «Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области», через которое на протяжении 2005, 2006 годов Правительство Нижегородской области осуществляло финансирование 21-ОГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Однако структурная и функциональная принадлежность данного структурного подразделения всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.

Кроме того, установление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости именно для работников Государственной противопожарной службы обусловлено также видом выполняемых ими функций, характером и условиями деятельности, а также повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой по сравнению с работниками ведомственных пожарных частей.

В спорный период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должности водителя пожарной части, указанной в Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 9 п. 1ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что отражено записями в трудовой книжке.

Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствии не явившихся представителей ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району и третьего лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области.

Выслушав истца, изучив материалы дела и установив юридически значимые обстоятельства, исходя из характера спорных правоотношений, суд считает требования Татьянина В.А. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Содержанием ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пп. 18 п. 1 ст. 27 указанного Закона (в действующей редакции) право на досрочное назначение пенсии по достижении 50 лет имеют мужчины и женщины, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу п. 3 ст. 28 названного Закона Списки соответствующих должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в действующей редакции), утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002г. № 437.

Судом установлено, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который истец просит включить в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, он работал в должности водителя пожарной части 21 отряда Государственной противопожарной службы Главного Управления МЧС России по Нижегородской области.

Указанная должность входит в Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в действующей редакции), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002г. № 437, что не оспаривается ответчиком.

В соответствии с п. 1.3. Положения о 21 отряде Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области - 21 отряд ГПС в спорный период являлся структурным подразделением Комитета Гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области (л.д. 47).

Согласно п. 1.4 указанного Положения структура и штат 21 ОГПС утверждались приказом ГУ МЧС России по Нижегородской области и лишь согласовывались с Комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области (л.д. 47).

Таким образом, 21 отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области фактически находясь в двойном подчинении и являясь структурным подразделением Комитета Гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в части финансирования, не был выведен из состава МЧС России и являлся также подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области, о чем свидетельствует не только наименование указанного ОГПС, но и предусмотренный Положением о 21 ОГПС порядок формирования структуры и штата, назначения на должность и освобождения от должности начальника 21 ОГПС, его заместителей, сотрудников из числа среднего и старшего начальствующего состава, а также подчиненность начальника 21 ОГПС начальнику Главного управления МЧС России по Нижегородской области (л.д. 48, 50-61).

Из письменного отзыва третьего лица установлено, что полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности были разграничены только в области финансирования служб пожарной безопасности, через «Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области» осуществлялось лишь финансирование 21-ОГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Однако структурная и функциональная принадлежность данного структурного подразделения оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области (л.д. 29-32).

Согласно имеющихся сведений исследованной в судебном заседании трудовой книжки, трудовые отношения истца Татьянина В.А. с МЧС России начиная с ДД.ММ.ГГГГ не прерывались, записей об увольнении Татьянина В.А. из органов Государственной противопожарной службы в трудовой книжке не имеется, и в спорный период он состоял в трудовых отношениях с подразделением 21 отряда Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области (л.д. 8-13).

Судом установлено, что 21 ОГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области в рассматриваемый спорный период не являлся ведомственной пожарной охраной, а поэтому включение спорного периода работы истицы в указанном подразделении Государственной противопожарной службы в специальный стаж работы для назначения пенсии обусловлено видом выполняемых им функций, характером и условиями деятельности, а также повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой по сравнению с работниками ведомственных пожарных частей.

Таким образом, период работы Татьянина В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 3 месяца) в должности водителя 130 Пожарной части 21 отряда Государственной противопожарной службы Главного Управления МЧС России по Нижегородской области подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в порядке пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с заявлением об установлении пенсии, копия которого имеется в материалах дела (л.д. 20-21) истец Татьянин В.А. обратился к ответчику за назначением ему досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7) ответчиком зачтено Татьянину В.А. в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 22 года 9 месяцев 03 дня, с учетом включения в специальный стаж спорного периода, специальный стаж истца составит - 25 лет 03 дня (22 года 9 мес. 03 дня + 2 года 3 мес.), в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости подлежит назначению со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Татьянина В.А. - удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Татьянину В.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным.

Включить Татьянину В.А. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя 130 Пожарной части 21 отряда Государственной противопожарной службы Главного Управления МЧС России по Нижегородской области.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <данные изъяты> назначить Татьянину В.А. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Лысковскому району Нижегородской области в пользу Татьянина В.А. в возврат госпошлины <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Лысковский районный суд Нижегородской области.

Судья:         М.В. Сильнова