Дело № 2- 148 / 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Лысково 4 мая 2011 года Лысковский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Шалунова Н.Ю. с участием прокурора - помощника прокурора Лысковского района Нижегородской области Плесковой О.Ю., при секретаре Колумбаевой С.В., представителя ответчика Сабанова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> об обязании Администрацию <адрес> муниципального района <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности, обеспечения населенных пунктов дорогами с твердым покрытием, средствами пожаротушения, наружным водоснабжением для целей пожаротушения, подъездных путей к естественному водоему для целей пожаротушения, административных зданий системами автоматической пожарной защиты, У С Т А Н О В И Л : Прокурор <адрес> области обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности на территории <адрес> муниципального района <адрес>. По результатам проверки на территории данного муниципального образования выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, ставящие под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц: к естественному водоему, расположенному в населенном пункте <адрес> в 10 м. от моста, проходящего через <адрес> и расположенном на дороге направления <адрес> не оборудован подъезд, площадка или пирс с твердым покрытием размером 12 на 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года для целей пожаротушения; в населенном пункте - <адрес> не обеспечено наружное водоснабжение для целей пожаротушения; не обеспечены переносными пожарными мотопомпами населенные пункты - д<адрес>, <адрес>; не оборудованы системами пожарной защиты пожарные депо, расположенные в <адрес> и в <адрес>; не обеспечены дорогами с твердым покрытием населенные пункты - <адрес>, <адрес>. До настоящего временимеры по устранению вышеуказанных нарушений ответчиком не приняты. Ссылаясь на положения ст.ст.19,34,37 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст.ст.14,18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст.20,41 Конституции РФ, просит обязать ответчика устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности, установив для этого разумный срок, указанный в иске - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3 - 6, 15 ). Участвующий в судебном заседании прокурор в полном объеме поддержал исковые требования. Считает, что исковые требования об обеспечении населенных пунктов дорогами с твердым покрытием, основаны на положениях п.3., п. 23 Правил пожарной безопасности в РФ 01- 03 с учетом положений Строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального района <адрес> согласно Устава и доверенности глава указанной администрации Сабанов А.В. исковые требования признал частично. Не оспаривая указанные в иске нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и обязанности их устранения администрацией <адрес> муниципального района <адрес>, ссылаясь на п. 2 ст. 18 Федерального закона № 131 - ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», недостаточность бюджета <адрес> <адрес>, размер предстоящих расходов на обустройство дорог с твердым покрытием, просит суд установить разумный срок для обеспечения дорогами с твердым покрытием населенных пунктов - <адрес>, <адрес> - до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковые требования прокурора признает полностью. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Главного управления МЧС России по <адрес> и Администрации <адрес> <адрес>, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили. Суд находит возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика Администрации <адрес> муниципального района <адрес> Сабанова А.В., исследовав материалы дела, находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с положениями ст.ст.20,41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Перечень первичных мер пожарной безопасности определен ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии с положениями ст.ст.14,18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения и финансируется за счет средств местных бюджетов. Перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов определен ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности». Судом установлено, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, проведенной прокуратурой <адрес> на основании ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ», были выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории <адрес> муниципального района <адрес>. В соответствии с вышеуказанными нормами Федеральных законов «О пожарной безопасности в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на ответчика Администрацию <адрес> муниципального района <адрес> возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов данного муниципального образования. Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле и материалов дела, в настоящее время на территории <адрес> муниципального района <адрес> не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности: к естественному водоему, расположенному в населенном пункте <адрес> в 10 м. от моста, проходящего через <адрес> и расположенном на дороге направления <адрес> не оборудован подъезд, площадка или пирс с твердым покрытием размером 12 на 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года для целей пожаротушения; в населенном пункте - <адрес> не обеспечено наружное водоснабжение для целей пожаротушения; не обеспечены переносными пожарными мотопомпами населенные пункты - <адрес>; не оборудованы системами пожарной защиты пожарные депо, расположенные в <адрес> и в <адрес>; не обеспечены дорогами с твердым покрытием населенные пункты - <адрес>. (л.д.7-12, 26-27). Факт нарушения вышеуказанных требований пожарной безопасности, ставящих под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается и подтверждается также содержанием информационного письма Администрации <адрес> сельсовета по выполнению противопожарных мероприятий (л.д. 11). Требования к обустройству и строительству дорог, их классификации установлены Строительными нормами и правилами СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», согласно которых дороги в населенных пунктах относятся к категории дорог местного значения. С учетом положений пунктов 3.15, 4.2, а также раздела 7 указанного СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», при строительстве и обустройстве дорог и выбора дорожной одежды, необходимо учитывать осевую нагрузку автотранспортных средств. При этом дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к дороге как транспортному сооружению. Эти требования надлежит обеспечивать выбором конструкции всей дорожной одежды, соответствующих покрытий проезжей части, конструкции сопряжения проезжей части с обочинами и разделительной полосой и типов укрепления обочин, созданием ровной и шероховатой поверхности проезжей части и т.д. Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия следует принимать исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами. Общая толщина дорожной одежды и толщины отдельных слоев должны обеспечивать прочность и морозоустойчивость всей конструкции. При этом основными видами покрытий дорог местного значения являются щебеночные и гравийные покрытия, а также из грунтов малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими материалами. Поэтому требования п. 23 Правил пожарной безопасности в РФ 01-03 необходимо рассматривать с учетом вышеуказанных положений СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». Как следует в суде из пояснений представителя ответчика населенные пункты <адрес> автомобильных дорог в соответствии с предъявляемыми к ним законодательством требованиям - не имеют. Доводы представителя ответчика о том, что устранение нарушений требований пожарной безопасности об обеспечении дорог с твердым покрытием в населенных пунктах в указанные сроки не может быть исполнено ввиду отсутствия возможности финансирования со стороны местного бюджета, суд находит не состоятельными, поскольку выполнение требований Федеральных законов «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Конституции РФ в области пожарной безопасности не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия финансирования, а само по себе отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от устранения допущенных нарушений. В соответствии п. 2 ст. 18 Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Ссылки представителя ответчика на невозможность (затруднительность) выполнения требований пожарной безопасности в части обеспечения населенных пунктов дорогами с твердым покрытием в указанный в исковом заявлении срок - документально ничем не подтверждены, а локальные сметные расчеты о стоимости работ ( л.д.50-61) таковыми не являются. Доказательств того, что ответчик обращался по данному вопросу (о финансировании, софинансировании устранения нарушений) в соответствующие органы, к примеру, в Администрацию Лысковского муниципального района, и у него возникли препятствия к устранению этих нарушений - суду представлено не было. При этом суд учитывает, что при возникновении в дальнейшем обстоятельств, затрудняющих исполнение настоящего решения, данные вопросы могут быть разрешены с использованием правовых механизмов, предусмотренных ст.ст.203, 434 ГПК РФ (отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, изменение способа и порядка исполнения решения). При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и считает необходимым их удовлетворить, обязав ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории <адрес> муниципального района в сроки, указанные в исковом заявлении - до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.,ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> удовлетворить полностью. Обязать Администрацию <адрес> муниципального района <адрес>: оборудовать системами пожарной защиты помещения пожарных депо, расположенные в населенных пунктах <адрес> и <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. обеспечить дорогами с твердым покрытием и переносными пожарными мотопомпами населенные пункты: <адрес>, <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. обеспечить наружным водоснабжением для целей пожаротушения населенный пункт <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. оборудовать к естественному водоему <адрес> в <адрес> в 10 м. от моста проходящего через <адрес>, расположенном на дороги направления <адрес> подъезд, площадку или пирс с твердым покрытием размером 12 м. на 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года для целей пожаротушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Лысковский районный суд Нижегородской области. Судья Шалунов Н.Ю.