Дело № 2 - 147 / 2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Лысково 3 мая 2011 года
Лысковский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Шалунова Н.Ю.
с участием прокурора - помощника прокурора <адрес> Плесковой О.Ю.,
при секретаре Колумбаевой С.В.,
представителя ответчика Хрипкина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> сельского Совета Лысковского муниципального района <адрес> об обязании Администрацию <адрес> сельского Совета Лысковского муниципального района <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности, обеспечения населенных пунктов дорогами с твердым покрытием, средствами пожаротушения, наружным водоснабжением для целей пожаротушения, административных зданий системами автоматической пожарной защиты,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности на территории <адрес> сельского Совета Лысковского муниципального района <адрес>. По результатам проверки на территории данного муниципального образования выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, ставящие под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц: здания администрации <адрес> сельсовета Лысковского муниципального района <адрес>, расположенные в <адрес> не оборудованы системами автоматической пожарной защиты; населенные пункты - <адрес> не обеспечены дорогами с твердым покрытием и не обеспечены переносными пожарными мотопомпами; населенные пункты - <адрес> не обеспечены наружным водоснабжением для целей пожаротушения. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> внесено соответствующее представление в адрес ответчика, однако до настоящего времени должных мер по устранению вышеуказанных нарушений им не принято. Ссылаясь на положения ст.ст.19, 34, 37 ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст.14, 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст.20, 41 Конституции РФ, просит обязать ответчика устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности, установив для этого разумный срок, указанный в иске: для оборудования административных зданий системами автоматической пожарной защиты и обеспечения указанных населенных пунктов наружным водоснабжением для целей пожаротушения до 1 декабря 2011 года, для обеспечения населенных пунктов переносными пожарными мотопомпами и дорогами с твердым покрытием - до 1 декабря 2012 года. (л.д. 3 - 6, 16 ).
Участвующий в судебном заседании прокурор в полном объеме поддержал исковые требования. Считает, что исковые требования об обеспечении населенных пунктов дорогами с твердым покрытием, основаны на положениях п.3, п. 23 Правил пожарной безопасности в РФ 01- 03 с учетом положений Строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
Представитель ответчика администрации <адрес> сельсовета Лысковского муниципального района <адрес> согласно Устава и доверенности глава указанной администрации Хрипкин Н.В. исковые требования признал частично. Не оспаривает допущенные нарушения требований пожарной безопасности на территории муниципального образования указанные в исковом заявлении. Полностью признает исковые требования об оборудовании административных зданий Администрации сельского Совета в селах <адрес> системами автоматической пожарной защиты в сроки указанные в исковом заявлении. Не оспаривая отсутствие какого либо дорожного покрытия (дорожной одежды) на дорогах в указанных в иске населенных пунктах, считает, что в иске на ответчика необоснованно со ссылкой на требования п. 23 Правил пожарной безопасности в РФ 01 - 03 возлагается обязанность обеспечения населенных пунктов дорогами с твердым покрытием, поскольку в соответствии с требованиями указанных Правил пожарной безопасности - дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. Кроме того указывает, что положения п. 23 Правил пожарной безопасности в РФ не содержат требований по обеспечению дорог с твердым покрытием. Ссылаясь на недостаточность бюджета <адрес> сельского Совета Лысковского района просит суд увеличить срок для обеспечения населенных пунктов переносными пожарными мотопомпами, наружным водоснабжением для целей пожаротушения. В остальной части исковые требования прокурора признает полностью.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Главного управления МЧС России по <адрес> и Администрации <адрес> района <адрес>, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Суд находит возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика Администрации <адрес> сельского Совета Лысковского муниципального района <адрес> Хрипкина Н.В., исследовав материалы дела, находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст.20,41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Перечень первичных мер пожарной безопасности определен ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии с положениями ст.ст.14,18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения и финансируется за счет средств местных бюджетов.
Перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов определен ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Судом установлено, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, проведенной прокуратурой <адрес> на основании ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ», были выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории <адрес> сельского Совета <адрес>.
В соответствии с вышеуказанными нормами Федеральных законов «О пожарной безопасности в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на ответчика Администрацию <адрес> сельсовета Лысковского муниципального района <адрес> возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов данного муниципального образования.
По результатам данной проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой внесено представление в адрес ответчика об устранении выявленных нарушений в области пожарной безопасности (л.д. 9)
Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле и материалов дела, в настоящее время на территории <адрес> сельского Совета Лысковского муниципального района <адрес> не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности: здания администрации <адрес> сельского Совета Лысковского муниципального района <адрес>, расположенные в <адрес> не оборудованы системами автоматической пожарной защиты; населенные пункты - <адрес> не обеспечены дорогами с твердым покрытием и не обеспечены переносными пожарными мотопомпами; населенные пункты - <адрес> не обеспечены наружным водоснабжением для целей пожаротушения. ( л.д. 7-13, 54-56)
Факт нарушения вышеуказанных требований пожарной безопасности, ставящих под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается и подтверждается также содержанием ответа Администрации <адрес> сельсовета на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Доводы представителя ответчика о том, что исковые требования прокурора об обеспечении населенных пунктов дорогами с твердым покрытием не основаны на положениях п. 23 Правил пожарной безопасности в РФ 01 - 03 суд находит несостоятельными, поскольку требования к обустройству и строительству дорог, их классификации установлены Строительными нормами и правилами СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», согласно которых дороги в населенных пунктах относятся к категории дорог местного значения. С учетом положений пунктов 3.15, 4.2, а также раздела 7 указанного СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», при строительстве и обустройстве дорог и выбора дорожной одежды, необходимо учитывать осевую нагрузку автотранспортных средств. При этом дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к дороге как транспортному сооружению. Эти требования надлежит обеспечивать выбором конструкции всей дорожной одежды, соответствующих покрытий проезжей части, конструкции сопряжения проезжей части с обочинами и разделительной полосой и типов укрепления обочин, созданием ровной и шероховатой поверхности проезжей части и т.д. Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия следует принимать исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами. Общая толщина дорожной одежды и толщины отдельных слоев должны обеспечивать прочность и морозоустойчивость всей конструкции. При этом основными видами покрытий дорог местного значения являются щебеночные и гравийные покрытия, а также из грунтов малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими материалами. Поэтому требования п. 23 Правил пожарной безопасности в РФ 01- 03 необходимо рассматривать с учетом вышеуказанных положений СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
При этом представителем ответчика в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ суду не было представлено доказательств и необходимых расчетов в обосновании своих возражений о том, что для проезда автомобильной пожарной техники в целях пожаротушения в указанных населенных пунктах необязательно устройство дорог с твердым покрытием и данные доводы ответчика ничем документально не подтверждены.
Доводы представителя ответчика о том, что устранение части нарушений требований пожарной безопасности в указанные в иске сроки не может быть исполнено ввиду отсутствия возможности финансирования со стороны местного бюджета, суд находит не состоятельными, поскольку выполнение требований Федеральных законов «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Конституции РФ в области пожарной безопасности не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия финансирования, а само по себе отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от устранения допущенных нарушений.
В соответствии п. 2 ст. 18 Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Ссылки представителя ответчика на невозможность (затруднительность) выполнения требований пожарной безопасности в указанные в исковом заявлении сроки - документально ничем не подтверждены. Доказательств того, что ответчик обращался по данному вопросу (о финансировании, софинансировании устранения нарушений) в соответствующие органы, к примеру, в Администрацию <адрес> муниципального района <адрес>, и у него возникли препятствия к устранению этих нарушений - суду представлено не было.
При этом суд учитывает, что при возникновении в дальнейшем обстоятельств, затрудняющих исполнение настоящего решения, данные вопросы могут быть разрешены с использованием правовых механизмов, предусмотренных ст.ст.203, 434 ГПК РФ (отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, изменение способа и порядка исполнения решения).
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и считает необходимым их удовлетворить, обязав ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории <адрес> сельского Совета Лысковского муниципального района в сроки, указанные в исковом заявлении: для оборудовании административных зданий системами автоматической пожарной защиты и обеспечения вышеуказанных населенных пунктов наружным водоснабжением для целей пожаротушения до 1 декабря 2011 года, для обеспечения населенных пунктов переносными пожарными мотопомпами и дорогами с твердым покрытием - до 1 декабря 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.,ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> сельского Совета Лысковского муниципального района <адрес> удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию <адрес> сельского Совета <адрес>:
оборудовать системами автоматической пожарной защиты здания администрации <адрес> сельского Совета <адрес> расположенные по <адрес> в срок до 1 декабря 2011 года.
обеспечить дорогами с твердым покрытием и переносными пожарными мотопомпами населенные пункты: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес> в срок до 1 декабря 2012 года.
обеспечить наружным водоснабжением для целей пожаротушения населенные пункты <адрес> в срок до 1 декабря 2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Лысковский районный суд Нижегородской области.
Судья Шалунов Н.Ю.