О признании права собственности на жилое помещение по признаку приобретательской давности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года                                                                 г. Лысково

Судья Лысковского районного суда Нижегородской области Кириллов А.В., при секретаре Елизаровой Н.В., с участием представителя истца - адвоката Галкина В.А., представителя ответчика ООО <данные изъяты> Струнина С.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева Е.А. к ООО <данные изъяты> и ОАО <данные изъяты> о признании частично не действительным соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в части внесения уточнений в акт приемки-передачи имущества в уставной капитал от ДД.ММ.ГГГГ в части указания наименования объекта, признании недействительной записи о государственной регистрации права и признании права собственности на жилое помещение по признаку приобретательной давности.

У С Т А Н О В И Л:

Григорьева Е.А обратилась в суд с иском к ответчикам ООО <данные изъяты> и ОАО <данные изъяты> о признании частично не действительным соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в части внесения уточнений в акт приемки-передачи имущества в уставной капитал от ДД.ММ.ГГГГ в части указания наименования объекта, признании недействительной записи о государственной регистрации права и признании права собственности на жилое помещение по признаку приобретательной давности. в обоснование заявленного иска указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ году ей и ее супругу Григорьеву Г.И. колхозом <данные изъяты> была предоставлена для проживания <адрес>.

Указанный двухквартирный дом был построен колхозом и в ДД.ММ.ГГГГ году введен в эксплуатацию.

В настоящее время в указанной квартире, кроме нее проживают члены ее семьи и в том числе ее муж Григорьев Г.И., их дочь Алиева Г.Г. и внучка Баданва А.Р..

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года и до настоящего времени, она добросовестно, открыто, непрерывно и свободно владеет указанной квартирой, как своей собственной, поддерживая ее в надлежащем состоянии. При этом с ней и членами ее семьи не заключался какой-либо договор на владение указанной квартирой.

В ДД.ММ.ГГГГ году она обратилась в <данные изъяты> сельскую Администрацию <данные изъяты> района с целью определения собственника указанной квартиры. В Администрации ей в устной форме сообщили, что якобы весь двухквартирный дом принадлежит ООО <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ она направила письмо ответчику ООО <данные изъяты> в котором просила решить вопрос о приобретении данной квартиры в собственность.

Ответа на данное письмо она не получила.

После этого она обратилась к депутату <данные изъяты> сельского совета <данные изъяты> района Нижегородской области ФИО4 и тот направил ответчику депутатский запрос, в котором просил разрешить ей приватизацию квартиры. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, из которого следует, что данная квартира является собственностью ответчика и учитывается на балансе Общества, и что квартира не подлежит приватизации в силу закона.

Согласно сообщения Администрации <данные изъяты> данная квартира в реестре муниципальной собственности <данные изъяты> муниципального района отсутствует.

Кроме этого, согласно выписок из реестра в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о государственной регистрации прав на указанную квартиру и земельный участок, на котором расположен жилой дом.

В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо-гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Таким образом, полагает, что приобрела право собственности на указанную квартиру по признаку приобретательной давности, так как давность ее владения указанной квартирой составила более 30 лет.

В судебное заседание ответчиком была предоставлена копия Свидетельства о государственной регистрации права, в соответствии с которой ответчиком была произведена государственная регистрация права на нежилое здание - дом оператора автоматической газораспределительной станции <данные изъяты> (производственное). Основанием для регистрации данного права явились следующие документы - Решение учредителя о создании ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и Акт приемки-передачи имущества в уставной капитал от ДД.ММ.ГГГГ.

Полагает, что данная регистрация является незаконной по следующим основаниям:

Согласно Приложения № 2 к Акту приемки - передачи имущества в уставной капитал от ДД.ММ.ГГГГ в Реестр основных фондов, переданных в уставной капитал ООО <данные изъяты> входил дом оператора 2-х квартирный с двумя сараями (номер порядковый , номер инвентарный ). Указание в реестре на то, что дом оператора является двухквартирным, свидетельствовало о том, что данный объект недвижимости является жилым, так как только жилой дом может иметь квартиры. Кроме этого в <данные изъяты> сельской Администрации <данные изъяты> имеется домовая книга на данный дом, что так же свидетельствует о том, что данный дом является жилым. Кроме этого, она и члены ее семьи зарегистрированы в указанном жилом помещении, а регистрация по месту жительства возможна лишь в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> было заключено соглашение о внесении уточнения к Приложению № 2 к Акту приемки-передачи имущества в уставной капитал от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого пункт № п/п был изложен в следующей редакции - Дом оператора автоматической газораспределительной станции <данные изъяты> - <адрес>

Таким образом, внесением уточнений в Акт приемки-передачи имущества был измен статус объекта недвижимости, а именно из жилого дома он стал нежилым, то есть был осуществлен перевод жилого дома в нежилое помещение. В соответствии со ст. 9 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего в момент возникновения правоотношений, перевод жилых домов и жилых помещений ведомственного фонда в нежилые производится по предложениям соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и центральных органов общественных организаций.

Таким образом, заключением данной сделки (соглашения) был нарушен порядок перевода жилых помещений в нежилые и, следовательно, данная сделка в момент ее заключения не соответствовала закону.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Таким образом, полагает, что государственная регистрация объекта недвижимости, произведенная истцом на основании незаконной сделки, является незаконной.

О существовании указанного соглашения ей стало известно лишь при рассмотрении данного гражданского дела в суде и, следовательно, она не пропустила срок исковой внести.

Просит:

Признать соглашение заключенное ДД.ММ.ГГГГ между ОАО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> о внесении уточнений в Акт приемки-передачи имущества в уставной капитал от ДД.ММ.ГГГГ частично недействительным, в части указания наименования объекта - Дом оператора автоматической газораспределительной станции <данные изъяты> - <адрес>.

Признать запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ недействительной.

Признать за ней, Григорьева Е.А., право собственности по признаку приобретательной давности на квартиру , общей площадью 46,9 кв. метров, жилой площадью 28,1 кв. метров и места общего пользования в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>.

В судебное заседание истица не явилась, направила для участия в деле своего представителя - адвоката Галкина В.А., который заявленные истицей требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.

Ответчик ОАО <данные изъяты> в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил возражения на иск, в которых просит в его удовлетворении отказать (л.д. 82-85), также просил рассмотреть дело без участия своего представителя.

Представитель ответчика ООО <данные изъяты> Струнин С.Л. иск не признал, указывая что истица необоснованно пытается признать за собой право на недвижимое имущество зарегистрированное за данным ответчиком как нежилое здание, входящее в неделимый комплекс газовой сети.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Григорьев Г.И.. Алиева Г.Г., Бадаева А.Р. извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ранее просили рассмотреть дело без их участия.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация <данные изъяты> и Управление <данные изъяты>, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд с учетом мнения явившихся рассмотрел дело при имеющейся явке.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, установив из представленных сторонами доказательств фактические обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, обременения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Судом установлено, что в соответствии с Законом РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрировано право ООО <данные изъяты> на объект недвижимого имущества - нежилое здание - дом оператора газораспределительной станции <данные изъяты> (производственное), площадь 93,3 кв. м. инвентарный , этажность 1, расположенный по адресу <адрес>. (л.д. 31) о чем сделана запись в ЕГРП и выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Требований об оспаривании права указанного ответчика на данное имущество истицей не заявлено, оспаривание записи о государственной регистрации права не тождественно подобному требованию.

Таким образом, государством признано право ответчика ООО <данные изъяты> на объект недвижимого имущества - нежилое здание - дом оператора газораспределительной станции <данные изъяты> (производственное), расположенное по адресу <адрес>.

Оспаривая соглашение, заключенное ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «<данные изъяты> и ООО <данные изъяты> о внесении уточнений в Акт приемки - передачи имущества в уставной капитал от ДД.ММ.ГГГГ частично недействительным, в части указания наименования объекта - Дом оператора автоматической газораспределительной станции <данные изъяты> - <адрес>, истица указывает на то, что в данной части соглашением был измен статус объекта недвижимости, а именно из жилого дома тот стал нежилым, то есть был осуществлен перевод жилого дома в нежилое помещение. В соответствии со ст. 9 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего в момент возникновения правоотношений, перевод жилых домов и жилых помещений ведомственного фонда в нежилые производится по предложениям соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и центральных органов общественных организаций.

Тем не менее, в настоящее время право ответчика ООО <данные изъяты> на спорный объект недвижимого имущества зарегистрировано как на нежилое здание, а ст. 23 ЖК РФ определен порядок перевода нежилых помещений в жилые, в силу которого перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Следовательно, у суда в соответствии с жилищным законодательством, отсутствуют полномочия по переводу нежилого помещения в жилое.

Таким образом, требование признать соглашение заключенное ДД.ММ.ГГГГ между ОАО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> о внесении уточнений в Акт приемки - передачи имущества в уставной капитал от ДД.ММ.ГГГГ частично недействительным, в части указания наименования объекта - Дом оператора автоматической газораспределительной станции <данные изъяты> - <адрес>, удовлетворению не подлежит, как не подлежит удовлетворению и требование о признании записи о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ недействительной, поскольку суду не представлено доказательств того, что при государственной регистрации права, в результате которой произведена оспариваемая запись, были допущены нарушения законодательства, свидетельствующие о ее недействительности.

Не подлежит удовлетворению и требование истицы признать за ней право собственности по признаку приобретательной давности на квартиру , общей площадью 46,9 кв. метров, жилой площадью 28,1 кв. метров и места общего пользования в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>.

Из представленных суду доказательств следует, что такого объекта недвижимости как квартира жилого дома по адресу <адрес> - не имеется, поскольку государством признано право ответчика ООО <данные изъяты> на объект недвижимого имущества - нежилое здание - дом оператора газораспределительной станции <данные изъяты> (производственное), расположенное по адресу <адрес>, поскольку действующим законодательством использование нежилых помещений для проживания не допускается.

Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1).

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования) (ч. 2).

В ст. 16 ЖК РФ закреплен исчерпывающий перечень видов жилых помещений:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

При этом, жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

Из исковых требований истицы следует, что она имеет притязания не на весь объект недвижимого имущества, принадлежащий ООО <данные изъяты> а лишь на его часть, которая в настоящее время не только не признана жилым помещением, но и не является отдельным объектом недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРП, в связи с чем, требование о признании за истицей права по признаку приобретательной давности удовлетворено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Григорьева Е.А. к ООО <данные изъяты> и ОАО <данные изъяты> о признании частично не действительным соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в части внесения уточнений в акт приемки-передачи имущества в уставной капитал от ДД.ММ.ГГГГ в части указания наименования объекта, признании недействительной записи о государственной регистрации права и признании права собственности на жилое помещение по признаку приобретательной давности - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Лысковский районный суд

Судья                                                                                      Кириллов А.В.