О признании незаконным бездействия должностных лиц органов государственной власти и взыскании материального ущерба



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года                                                                 г. Лысково

                                                                                                                          

Судья Лысковского районного суда Нижегородской области Кириллов А.В., при секретаре Елизаровой Н.В., с участием истца Савельевой Г.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савальева Г.В.     к ФБУ <данные изъяты> и ЗАО <данные изъяты> о признании незаконным бездействия должностных лиц органов государственной власти и взыскании материального ущерба

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась с рассматриваемым иском к ФБУ <данные изъяты>, к участию в деле в качестве соответчика по заявленным требованиям привлечено ЗАО <данные изъяты>

В обоснование требований Савельева Г.В. указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ в свой выходной день в <данные изъяты> в присутствии мужа ФИО1 и знакомой ФИО2 получила травму, не связанную с исполнением служебных обязанностей в виде закрытого перелома правой лодыжки справа с небольшим смещением, что в соответствии с разделом 2 Перечня, Утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 855, относится к лёгкому увечью.

ДД.ММ.ГГГГ ей была выдана справка о временной нетрудоспособности для военнослужащих и работников МВД РФ № 109

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 3 Инструкции об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС, утверждённой Приказом ФСИН России от 17.03.2009 года № 104, ею в учреждение поданы сведения о получении травмы, а именно подан рапорт, очевидцами происшедшего написаны объяснительные на имя руководства ФБУ <данные изъяты> об обстоятельствах получения увечья.

Далее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учреждением собирались необходимые документы.

В соответствии с частью III Инструкции об организации проведения служебных проверок (учреждениях и органах УИС, утверждённой Приказом ФСИН России от 17.03.2009 года № 104 служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня решения о её проведении.

В нарушение приказа ФСИН РФ № 104 от 17.03.2009 года фактически проверка по данному факту не проводилась, так как учреждением не издавался приказ о создании комиссии проведению проверки, о чём свидетельствует заключение от ДД.ММ.ГГГГ ода, в котором отсутствует какая либо информация о дате и номере приказа о проведении проверки.

Только лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть через год после поступления в ФБУ <данные изъяты> сведений о полученной мной травме, в страховую компанию ЗАО <данные изъяты> направлены материалы для решения вопроса о выплате страховой суммы в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ.

Результатом бездействия должностных лиц ФБУ <данные изъяты> стал отказ ЗАО <данные изъяты> в выплате ей страховой выплаты в сумме <данные изъяты>. по причине того, что документы поступили в ЗАО <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть после окончания срока действия Государственного контракта, у ЗАО <данные изъяты> отсутствуют законные основания для страховой выплаты.

Об отказе в выплате страховой суммы должностные лица ФБУ <данные изъяты>, ответственные за это, ей своевременно, то есть ДД.ММ.ГГГГ, не сообщили, об этом ей стало известно от третьих лиц в конце ДД.ММ.ГГГГ года.

В результате бездействия ФБУ <данные изъяты> ей причинён материальный вред на сумму <данные изъяты>.

Просит признать незаконным бездействие ФБУ <данные изъяты> и его должностных лиц по оформлению документов, необходимых для при решения и выплате страховых сумм.

Взыскать с ФБУ <данные изъяты> ее пользу материальный вред в размере пяти окладов месячного содержания, установленных на день выплаты страхов сумм, а всего не менее <данные изъяты>.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования по основаниям указанным в иске, правом на изменение оснований или предмета иска, уточнения исковых требований воспользоваться не пожелала.

Ответчики своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Ранее ответчиком ФБУ <данные изъяты> предоставлялся письменный отзыв на исковое заявление, в котором данный ответчик просит отказать в заявленных требованиях.

Прокурор <данные изъяты> извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Суд с учетом мнения истицы рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав истицу, установив из представленных доказательств фактические обстоятельства имеющие значение для дела суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, на которую истица ссылается в иске гражданин вправе обратиться в суд с заявлением и оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как установлено из иска о нарушении своих прав Савельева Г.В. узнала в ДД.ММ.ГГГГ, в ходе судебного заседания истица каких-либо обстоятельств препятствующих ей обратиться за судебной защитой прав в установленный трехмесячный срок не привела. В связи с чем суд полагает что подобных уважительных причин не имелось и требование о признании незаконным бездействия ФБУ <данные изъяты> и его должностных лиц по оформлению документов, необходимых для при решения и выплате страховых сумм удовлетворению не подлежит в связи с пропуском без уважительных причин сроков на обращение в суд.

Кроме того отсутствуют основания для удовлетворения указанного требования и не в связи с пропуском указанного срока, поскольку Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 апреля 2006 г. N 114 утверждена ИНСТРУКЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Согласно п. 17 данной инструкции для получения страховой суммы застрахованный (выгодоприобретатель) запрашивает в соответствующем кадровом подразделении, финансовой (пенсионной) службе, ВВК и представляет страховщику необходимые документы (перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855).

Таким образом обязанность по запрашиванию необходимых для получения страховых выплат документов и направлении их страховщику лежит на самой истице.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 установлено, что в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии) оформляются:

заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы;

справка командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об обстоятельствах наступления страхового случая и размере оклада денежного содержания застрахованного лица;

справка военно-врачебной комиссии о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом;

заявление об отказе застрахованного лица от получения страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, право на которые он имеет в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наступлении указанных страховых случаев. Страховая организация, получившая такое заявление, направляет его копии страховым организациям, осуществляющим страхование жизни и здоровья указанных лиц по этим законам и нормативным правовым актам

Пунктом 17.5 ИНСТРУКЦИИ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, установлено, что в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии) для получения страхового возмещения предоставляются :

а) заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы (приложение N 4);

б) справку начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об обстоятельствах наступления страхового случая, сведениях о застрахованном лице и размере оклада месячного денежного содержания застрахованного лица (приложение N 5);

в) справку ВВК о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом (приложение N 6);

г) заявление об отказе застрахованного лица от получения страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, право на которые он имеет в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации при наступлении указанных страховых случаев (приложение N 3). Страховщик, получивший такое заявление, направляет его копии страховым организациям, осуществляющим страхование жизни и здоровья указанных лиц по этим законам и нормативным правовым актам.

Таким образом ни один из указанных нормативных документов не требует проведения для получения страхового возмещения каких-либо служебных проверок.

Как установлено судом из рапорта истицы от ДД.ММ.ГГГГ года Савельева просила начальника <данные изъяты> провести служебную проверку для оформления документов на выплату страховой суммы, а не запросила необходимые для обращения за страховой выплатой документы, как того требует вышеназванные Инструкция и постановление Правительства РФ.

Как установлено судом из представленной истицей доказательств предусмотренные ИНСТРУКЦИЕЙ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ документы датированы ею ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года направлены в страховую компанию, что подтверждается сопроводительным письмом.

При этом нарушения сроков установленных п. 21 ИНСТРУКЦИИ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ со стороны должностных лиц ФБУ <данные изъяты> не допущено.

Таким образом несвоевременное обращение за страховой выплатой связано не с действиями ( бездействием) должностных лиц указанного ФБУ, а с действиями самой истицы, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных истицей требований, в том числе и о возмещении материального ущерба за счет ФБУ <данные изъяты> отсутствуют.

ЗАО <данные изъяты> было привлечено к участию в деле в качестве соответчика, поскольку спор фактически касается суммы невыплаченного страхового возмещения, однако законные основания для удовлетворения требований истицы о взыскании денежных средств за счет указанного соответчика отсутствуют, поскольку правом на предъявление требований к указанному ответчику истица не воспользовалась, что однако не лишает ее права предъявить их в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Савальева Г.В.     к ФБУ <данные изъяты> и ЗАО <данные изъяты> о признании незаконным бездействия должностных лиц органов государственной власти и взыскании материального ущерба- отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Лысковский районный суд

Судья                                                                                           Кириллов А.В.