Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 июля 2011 года г. Лысково Лысковский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Кириллова А.В., при секретаре Елизаровой Н.В., с участием помощника прокурора <данные изъяты> Плесковой О.Ю., представителя ответчика МУЗ <данные изъяты> Анисимова В.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах Бударин С.Л. к Муниципальному учреждению здравоохранения <данные изъяты> и Министерству здравоохранения <адрес> о признании незаконным действия администрации МУЗ <данные изъяты>, выразившегося в отказе в выписке льготного лекарственного средства Бударин С.Л. , обязании МУЗ <данные изъяты> изыскать необходимые денежные средства в целях обеспечения необходимыми льготными лекарственными средствами Бударин С.Л. У С Т А Н О В И Л : Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения <данные изъяты> и Министерству здравоохранения <данные изъяты> области ( с учетом иска в последней редакции) о признании незаконным действия Муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты> выразившегося в отказе в выписке льготного лекарственного средства Бударин С.Л. , обязании МУЗ <данные изъяты> изыскать необходимые денежные средства в целях обеспечения необходимыми льготными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении Бударин С.Л. В обосновании исковых требований прокурор ссылается, что Бударин С.Л. страдает заболеванием сахарным <данные изъяты>, и в соответствии с Законом Нижегородской области № 121 -З от 8 сентября 2005 года «О мерах социальной поддержки граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих», бесплатно обеспечивается сахароснижающими лекарственными средствами для лечения в амбулаторных условиях, а также средствами диагностики. Бударину С.Л. были назначены препараты «НовоРапид» (<данные изъяты>) и «Лантус» ( <данные изъяты>), являющийся препаратом длительного действия. Препараты «НовоРапид» и «Апидра» являются взаимозаменяемыми препаратами короткоого действия. В ДД.ММ.ГГГГ МУЗ <данные изъяты> Бударину препараты «Апидра» и «Лантус» выписывались бесплатно, в ДД.ММ.ГГГГ Бударину по устному решению руководства МУЗ <данные изъяты> бесплатно был выписан только препарат «Лантус», а препарат «Апидра» было предложено приобретать на собственные средства. С ДД.ММ.ГГГГ Бударин С.Л. в связи с заболеванием <данные изъяты> имеет право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Законом Нижегородской области № 157 -З от 16 декабря 2004 года «О бесплатном обеспечении населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулатном лечении за счет областного бюджета в рамках установленного перечня лекарственных средств, в который входят <данные изъяты>. В соответствии с п. 1.5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 марта 2006 года № 77 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении» финансирование бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении осуществляется за счет областного бюджета, согласно п. 2.1 указанного Постановления основанием для бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения является рецепт врача ( фельдшера). ( л.д.4-5,80-81) Участвующий в судебном заседании прокурор поддержал исковые требования прокурора <данные изъяты>, в том виде, в котором они изложены в иске. Бударин С.Л. надлежащим образом извещен о месте и времнени рассмотрения дела. В судебное заседание не явился.. Представитель ответчика МУЗ <данные изъяты> согласно доверенности Анисимов В.Ю. исковые требования не признал, указывая, что МУЗ <данные изъяты> не является распорядителем финансовых средств по обеспечению лекарственными средствами населения, имеющих право на такой вид социальной помощи, а имеет право и обязано в соответствии с законодательством лишь осуществлять выписку рецептов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в пределах утвержденных лимитов, при этом на период отказа в выписке рецепта Бударину С.Л. имело место исчерпание лимита, в связи с чем льготный рецепт не мог быть выписан. Представитель ответчика Министерства здравоохранения Нижегородской области в суд не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. Представил возражения на иск согласно которым требования прокурора не признал, указывая, в числе прочего, что Министерство здравоохранения Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку не относится к медицинским организациям, осуществляющим медицинские услуги и не нарушало права и свободы Бударина С.Л. (л.д. 196-198) Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. Суд находит возможным рассмотрение дела при имеющейся явке. Выслушав прокурора участвующего в деле, представителя ответчика МУЗ <данные изъяты> исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Указание Министерства здравоохранения Нижегородской области в измененном исковом заявлении в качестве ответчика и привлечение его судом к участию в деле в качестве ответчика, без предъявления к нему со стороны истца соответствующих требований, учитывая диспозитивность гражданского процесса, не предполагает право суда выходить за пределы заявленных исковых требований в отношении лица, к которому данные требования предъявлены. Таким образом, с учетом отсутствия со стороны истца требований к Министерству здравоохранения Нижегородской области, требования истца за счет Министерства здравоохранения Нижегородской области удовлетворены быть не могут. В соответствии со ст. 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, к которым в соответствии с Перечнем «Социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 715 от 1 декабря 2004 года относится и <данные изъяты>. Лицам, страдающим указанным заболеванием оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях. Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), в соответствии с указанными Основами законодательства является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Бударин С.Л., постоянно проживает в <адрес> страдает заболеванием <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ согласно закона Нижегородской области от 16 декабря 2004 года № 157-З «О бесплатном обеспечении населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении» и перечня утвержденного Постановлением правительства Нижегородской области № 8 от 16 января 2008 года «Об утверждении перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении» имеет право на льготное бесплатное обеспечение лекарственными средствами, применяемых при лечении <данные изъяты>. Бударину для лечения его заболевания врачом эндокринологом были назначены препараты <данные изъяты> - «НовоРапид» и <данные изъяты> «Лантус». Согласно с п. 12 ст. 15 Федерального закона № 131 ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первично медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи ( за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов относится к полномочиям местного значения муниципального района Нижегородской области. Медицинская помощь на территории <данные изъяты> оказывается МУЗ <данные изъяты> Порядок бесплатного обеспечения населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в соответствии с указанным Законом Нижегородской области от 28 декабря 2004 года № 157-З, определяется Положением « О порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области № 77 от 14 марта 2006 года, согласно которого отпуск лекарственных средств гражданам, имеющим право на бесплатное обеспечение, осуществляется через аптечные учреждения по рецептам врача (фельдшера). Сроки и порядок поставки лекарственных средств определяется в договорных отношениях между Министерством здравоохранения Нижегородской области, уполномоченной фармацевтической организацией и аптекой. В соответствии с указанным Положением распорядителем денежных средств, предназначенных для финансирования бесплатного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении для лечебно профилактических учреждений является Министерство здравоохранения Нижегородской области. Лечебно профилактическое учреждение осуществляет выписку рецептов на лекарственные средства в пределах утвержденных лимитов. Размер лимитов денежных средств для финансирования бесплатного обеспечения населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на 2010 год установлен приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области № 1554 от 29 декабря 2009 года ( л.д. 35-36), согласно которому ежемесячный размер данных лимитов для <данные изъяты> района установлен в размере 152 961 руб., и на год в размере 1 835 535 руб. Как следует из указаний от ДД.ММ.ГГГГ года, Министерство здравоохранения Нижегородской области обязывало МУЗ <данные изъяты> осуществлять выписку рецептов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения лишь в пределах установленного лимита и недопускать перерасхода данного лимита (л.д.54-55) И в силу данных приказа, указаний и Положения МУЗ <данные изъяты> ограничена в возможности выписать рецепты на бесплатное получение лекарственных средств сверх установленных и израсходованных ежемесячных лимитов. Согласно отчета о бесплатном отпуске лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению Нижегородской области при амбулаторном лечении за счет средств областного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 93) лимит МУЗ <данные изъяты> на 9 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года составил 137694 руб., фактически израсходовано 1436582 руб. 82 коп., то есть имела место выписка лекарственных средств сверх установленных лимитов, то есть не обеспеченных бюджетным финансированием. Таким образом, действия администрации МУЗ <данные изъяты> выразившегося в отказе в выписке льготного лекарственного средства Бударин С.Л. не могут являться незаконными, поскольку указанное муниципальное учреждение здравоохранения в силу действующих и регулирующих выписку лекарственных средств нормативных актов было ограничено в возможности выписать рецепты на бесплатное получение лекарственных средств сверх установленных и израсходованных ежемесячных лимитов. Подобные действия не могут быть расценены как нарушающие права и законные интересы Бударина С.Л., поскольку выписка не обеспеченного финансированием рецепта на получение лекарственных средств не могла привести к получению указанных средств Будариным С.Л.. Из материалов дела установлено, что МУЗ <данные изъяты> в Министерство здравоохранения Нижегородской области, в соответствии с указанием Департамента здравоохранения Нижегородской области № 05-35/16 от 15 мая 2007 года по установленной форме ( л.д. 94-96) в целях улучшения обеспечения льготных категорий жителей Нижегородской области льготными лекарственными средствами при амбулаторном лечении ежеквартально направляются сведения о количестве региональных льготников в соответствии с поставленным им диагнозом. Следовательно Министерству здравоохранения Нижегородской области достоверно известно как о количестве региональных льготников, так и о размере денежных средств, необходимых для их бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на территории Лысковского муниципального района Нижегородской области, в их динамике. Как установлено из материалов дела, записей амбулаторной карты больного - при обращении Бударина С.Л. в МУЗ <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ года ему врачом были бесплатно выписаны рецепты на лекарственные средства: <данные изъяты> - «Апидра» и <данные изъяты> «Лантус». При обращении Бударина в МУЗ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ему был выписан рецепт лишь на лекарственное средство «Лантус». Согласно сообщения заведующей аптекой МУЗ <данные изъяты> согласно прайсу Государственного предприятия Нижегородской области <данные изъяты> стоимость одной упаковки лекарственных средств без учета налоговых наценок препарата «Лантус» составляет 3467 руб. 20 коп., «НовоРапид» - 1551 руб. 90 коп. ( л.д. 101) Как следует из отчета о бесплатном отпуске лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению Нижегородской области при амбулаторном лечении за счет средств областного бюджета Аптеки <данные изъяты> Государственного предприятия Нижегородской области <данные изъяты> в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области № 1554 от 29 декабря 2009 года по состоянию на 1 октября 2010 года израсходовано за 9 месяцев 1 436 582 руб., при лимите за указанный период 1 376 649 руб. ( л.д.93) и лишь после обращения Бударина С.Л. к полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по вопросу льготного лекарственного обеспечения, Министерством здравоохранения Нижегородской области и инициированной Прокуратурой Нижегородской области в связи с этим проверкой, ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Нижегородской области был рассмотрен вопрос об обеспечении Бударина С.Л. страдающим сахарным диабетом лекарственными препаратами «НовоРопид Пенфилл» в количестве 2 упаковок и «Лантус» в количестве одной упаковки в 4 квартале 2010 года за счет средств областного бюджета в рамках лимита <данные изъяты> ( л.д. 34). Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области № 1710 от 16 ноября 2010 года внесены изменения в приказ № 1554 от 29 декабря 2009 года, согласно внесенных изменений лимиты денежных средств для финансирования бесплатного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения для <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году увеличен до 1 886 521 руб. - на 50 986 руб. ( л.д. 37-38). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению в соответствии с указанным выше федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области Бударина С.Л. бесплатно сахароснижающими лекарственными средствами при амбулаторном лечении имеющего у Бударина заболевания сахарный диабет - лежит на Министерстве здравоохранения Нижегородской области, при этом МУЗ <данные изъяты> не является лицом ответственным за финансирование по обеспечению бесплатными лекарственными средствами на основании Положения «О порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области», утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области № 77 от 14 марта 2006 года. Следовательно обязанность по изысканию необходимых денежных средств в целях бесплатного обеспечения Бударина указанными льготными лекарственными средствами на ответчика за МУЗ <данные изъяты> возложена быть не может, поскольку в соответствии с пунктами 3.1.3., 3.1.4., 3.1.8 указанного Положения на Министерство здравоохранения Нижегородской области возложена обязанность по утверждению лимитов денежных средств, предназначенных для финансирования бесплатного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении, для лечебно-профилактических и аптечных учреждений и создание из средств областного бюджета, выделенных на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении, резерва денежных средств, для обеспечения дорогостоящими лекарственными средствами по жизненным показаниям сверх утвержденного лимита денежных средств для муниципальных образований, в том числе лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, не предусмотренными Перечнем, а также для бесплатного обеспечения граждан, страдающих туберкулезом, фенилкетонурией; осуществление контроля за обоснованностью назначения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обеспечение которыми осуществляется за счет средств областного бюджета. В соответствии с п.3.2.1 указанного Положения на лечебно профилактические учреждения к которым относится МУЗ <данные изъяты> возложена обязанность по выписке рецептов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в пределах утвержденных лимитов и осуществление контроля за обоснованностью назначения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обеспечение которыми осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством. Таким образом, требование об обязании МУЗ <данные изъяты> изыскать необходимые денежные средства в целях обеспечения необходимыми льготными лекарственными средствами Бударин С.Л. - удовлетворению не подлежит, поскольку предъявлено к ненадлежащему ответчику, а к надлежащему ответчику не предъявлялось. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска прокурора <данные изъяты> в интересах Бударин С.Л. к Муниципальному учреждению здравоохранения <данные изъяты> и Министерству здравоохранения Нижегородской области - отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский областной суд через Лысковский районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья: Кириллов А.В.