О признании незаконным представления прокурора



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

       05 августа 2011 года                                                              г. Лысково                                                                                                                             

Судья Лысковского районного суда Нижегородской области Кириллов А.В., при секретаре Елизаровой Н.В., с участием представителя заявителя Администрации <данные изъяты> Гришагина А.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, помощника прокурора <данные изъяты> Кравца А.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации <данные изъяты> о признании незаконным представления прокурора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ .

У С Т А Н О В И Л :

Администрация <данные изъяты> обратилась в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , указывая, что ДД.ММ.ГГГГ за прокурор <данные изъяты> Смотраков И.Ю. направил в адрес Главы Администрации <данные изъяты> Представление об устранении нарушений жилищного законодательства, где потребовал:

1. Рассмотреть представление и принять меры к недопущению выявленных нарушений впредь.

2.Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях, и не выполнивших своих прямых служебных обязанностей.

З.О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить прокурору района не позднее, чем в месячный срок с момента получения представления.

Рассмотрев Представление прокурора <данные изъяты> Администрация <данные изъяты> установила, что своим Представлением прокурор <данные изъяты> Смотраков И.Ю. незаконно возложил определенную обязанность на Администрацию <данные изъяты> а именно: указав в Представлении от ДД.ММ.ГГГГ , что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям.

Полномочия администрации МО «г. Лысково» определены п. 2 ст. 31, ст. 4 Устава МО <данные изъяты> согласно которым вопрос принятия решения о признании частных жилых помещений находящихся на соответствующей территории пригодными( непригодными) для проживания в компетенцию администрации МО <данные изъяты> не входит.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО <данные изъяты> письменно сообщила прокурору <данные изъяты> об отсутствии полномочий по принятию решений о признании жилых помещений пригодными( непригодными) для проживания, ответа на указанное сообщение не получено.

ДД.ММ.ГГГГ прокурору <данные изъяты> было направлено повторное письмо и ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <данные изъяты> поступило письмо прокурора <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ в котором указывается что оснований для отзыва мер прокурорского реагирования не имеется.

Заявитель считает что прокурор продолжает незаконно возлагать на него обязанность по принятию решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям, тем самым понуждая нарушить Устав МО <данные изъяты>

Представителя заявителя Администрации <данные изъяты> Гришагин А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Участвующий в деле помощник прокурора <данные изъяты> района Кравец А.Ю. заявленные требования не признал, утверждая, что обжалуемое представление является законным и обоснованным.

Выслушав явившихся, изучив материалы дела суд и установив из представленных доказательств существенные обстоятельства имеющие значение для дела суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

По правилам ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, обязанность по доказыванию законности оспариваемого представления лежит на прокуроре.

Из текста оспариваемого представления ( л.д. 5-6) следует что прокурор указал МО <данные изъяты> на нарушение ч. 1 п. 8 ст. 14 ЖК РФ, а также п.п. 7,8, 42,46,49,51 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года и обязал в кратчайшие сроки создать при администрации МО <данные изъяты> межведомственную комиссию для решения вопроса о признании либо непризнании указанного в представлении дома, расположенного по адресу <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, либо передать полномочия в указанной части иному органу местного самоуправления района для принятия соответствующего решения и проведения дальнейших процедур согласно требованиям действующего законодательства, направить в ГЖИНО информацию в части принятого решения по указанному вопросу с приложением копий указанного заключения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, распоряжения администрации МО <данные изъяты> в части указания дальнейшего использования помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, принять решение по указанному вопросу, издать распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, собственникам указанного дома в дальнейшем направить письменные требования о добровольном сносе дома в разумный срок, после невыполнения собственниками дома указанных требований начать процедуру изъятия земельного участка на котором расположен жилой дом и жилых помещений входящих в состав многоквартирного жилого дома с предложением собственникам выкупной цены за земельный участок и жилые помещения.

В своем представлении, в числе прочего, прокурор потребовал принять меры к недопущению выявленных нарушений впредь.

В судебном заседании судом из объяснений представителя заявителя установлено и прокурором не оспаривается, что <адрес> не числится в реестре муниципальной собственности МО <данные изъяты> и <данные изъяты>, а жилые и иные помещения, места общего пользования и коммуникации указанного дома находятся в собственности физических лиц.

Пункт 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Исходя из текста указанной правовой нормы она не относит к полномочиям органов местного самоуправления признание непригодными для проживания жилых помещений не входящих в муниципальный жилой фонд, то есть в отношении <адрес> эта норма права нарушена заявителем быть не могла.

Таким образом указание в представлении о нарушении администрацией МО <данные изъяты> п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ и обязывание не допускать подобное нарушение впредь незаконно и необоснованно.

Указание в представлении о нарушении администрацией МО <данные изъяты> п.п. 7,8, 42,46,49,51 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года и обязывание не допускать подобное нарушение впредь также незаконно и необоснованно.

Согласно ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Подобный порядок установлен постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ»

Согласно утвержденного указанным Постановлением положения настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Однако п. 3 данного положения устанавливает, что действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Таким образом «ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденное постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Доказательств того, что объект капитального строительства был введен в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, а следовательно обоснованность указания в обжалуемом представлении о нарушении администрацией МО <данные изъяты> п.п. 7,8, 42,46,49,51 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года и обязывания не допускать подобное нарушение впредь, прокурором, на котором в силу ч. 1 ст.249 ГПК РФ лежит обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения - не представлено.

Кроме того, п. 7 «ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года устанавливает, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Как указывалось выше <адрес> не отнесен к муниципальному жилищному фонду, в связи с чем комиссия по его признанию аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не может быть создана администрацией МО <данные изъяты> на основании п. 7 указанного Положения.

Согласно п. 8 «ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Однако требование прокурора фактически обязывающего и понуждающего заявителя воспользоваться правом, не может считаться законным, поскольку согласно ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Согласно ст. 4 Устава МО <данные изъяты> разрешение вопроса о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не отнесен к вопросам местного значения МО <данные изъяты>

Кроме того, как установлено судом из представленных заявителем доказательств Администрацией <данные изъяты>, то есть иным органом местного самоуправления, вынесены постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым создана межведомственная комиссия по признанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, частного жилого помещения, находящегося на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Доказательств об утрате указанными постановлениями законной силы суду не представлено.

Исходя из буквального толкования указанных постановлений, к компетенции созданной в соответствии с постановлениями комиссии относится вопрос о признании как частного жилого помещения пригодными (непригодными) для проживания граждан, частного жилого помещения, находящегося на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан так и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно ст. 2 Федерального закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года :

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

поселение - городское или сельское поселение;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ     осуществляются межведомственной комиссией созданной Постановлением администрации Лысковского муниципального района, созданной в соответствии с п. 7 «ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, в компетенцию которой входит разрешение вопросов указанных в 8, 42,46,49,51 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.

То есть указание в представлении о нарушении администрацией МО <данные изъяты> норм жилищного законодательства и обязывание не допускать подобное нарушение впредь обращено к лицу не имеющему обязанностей по соблюдению, указанных как нарушенные, правовых норм, при наличии иного лица, имеющего полномочия и обязанности по соблюдению тех же норм.

Тот факт, что согласно протоколу заседания межведомственной комиссии по признанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, частного жилого помещения, находящегося на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ было отменено ранее вынесенное той же комиссией заключение от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу юридического значения для рассматриваемого дела не имеет.

При указанных обстоятельсвах заявление Администрации МО <данные изъяты> подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным представление прокурора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства вынесенное в адрес главы Администрации МО <данные изъяты>

Обязать прокурора <данные изъяты>     в течении месяца со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав Администрации МО <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Лысковский районный суд

Судья                                                                              Кириллов А.В.