Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 августа 2011 года г. Лысково Судья Лысковского районного суда Нижегородской области Кириллов А.В., при секретаре Елизаровой Н.В., с участием представителя заявителя Администрации <данные изъяты> Гришагина А.С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, помощника прокурора <данные изъяты> Кравца А.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации <данные изъяты> о признании незаконным представления прокурора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. У С Т А Н О В И Л : Администрация <данные изъяты> обратилась в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ за № прокурор <данные изъяты> Смотраков И.Ю. направил в адрес Главы Администрации <данные изъяты> Представление об устранении нарушений жилищного законодательства, где потребовал: 1. Рассмотреть представление и принять меры к недопущению выявленных нарушений впредь. 2.Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях, и не выполнивших своих прямых служебных обязанностей. З.О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить прокурору района не позднее, чем в месячный срок с момента получения представления. Рассмотрев Представление прокурора <данные изъяты> Администрация <данные изъяты> установила, что своим Представлением прокурор <данные изъяты> Смотраков И.Ю. незаконно возложил определенную обязанность на Администрацию <данные изъяты> а именно: указав в Представлении от ДД.ММ.ГГГГ №, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям. Полномочия администрации МО «г. Лысково» определены п. 2 ст. 31, ст. 4 Устава МО <данные изъяты> согласно которым вопрос принятия решения о признании частных жилых помещений находящихся на соответствующей территории пригодными( непригодными) для проживания в компетенцию администрации МО <данные изъяты> не входит. ДД.ММ.ГГГГ администрация МО <данные изъяты> письменно сообщила прокурору <данные изъяты> об отсутствии полномочий по принятию решений о признании жилых помещений пригодными( непригодными) для проживания, ответа на указанное сообщение не получено. ДД.ММ.ГГГГ прокурору <данные изъяты> было направлено повторное письмо и ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <данные изъяты> поступило письмо прокурора <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ в котором указывается что оснований для отзыва мер прокурорского реагирования не имеется. Заявитель считает что прокурор продолжает незаконно возлагать на него обязанность по принятию решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям, тем самым понуждая нарушить Устав МО <данные изъяты> Представителя заявителя Администрации <данные изъяты> Гришагин А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Участвующий в деле помощник прокурора <данные изъяты> района Кравец А.Ю. заявленные требования не признал, утверждая, что обжалуемое представление является законным и обоснованным. Выслушав явившихся, изучив материалы дела суд и установив из представленных доказательств существенные обстоятельства имеющие значение для дела суд приходит к следующему: В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. По правилам ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Таким образом, обязанность по доказыванию законности оспариваемого представления лежит на прокуроре. Из текста оспариваемого представления ( л.д. 5-6) следует что прокурор указал МО <данные изъяты> на нарушение ч. 1 п. 8 ст. 14 ЖК РФ, а также п.п. 7,8, 42,46,49,51 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года и обязал в кратчайшие сроки создать при администрации МО <данные изъяты> межведомственную комиссию для решения вопроса о признании либо непризнании указанного в представлении дома, расположенного по адресу <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, либо передать полномочия в указанной части иному органу местного самоуправления района для принятия соответствующего решения и проведения дальнейших процедур согласно требованиям действующего законодательства, направить в ГЖИНО информацию в части принятого решения по указанному вопросу с приложением копий указанного заключения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, распоряжения администрации МО <данные изъяты> в части указания дальнейшего использования помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, принять решение по указанному вопросу, издать распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, собственникам указанного дома в дальнейшем направить письменные требования о добровольном сносе дома в разумный срок, после невыполнения собственниками дома указанных требований начать процедуру изъятия земельного участка на котором расположен жилой дом и жилых помещений входящих в состав многоквартирного жилого дома с предложением собственникам выкупной цены за земельный участок и жилые помещения. В своем представлении, в числе прочего, прокурор потребовал принять меры к недопущению выявленных нарушений впредь. В судебном заседании судом из объяснений представителя заявителя установлено и прокурором не оспаривается, что <адрес> не числится в реестре муниципальной собственности МО <данные изъяты> и <данные изъяты>, а жилые и иные помещения, места общего пользования и коммуникации указанного дома находятся в собственности физических лиц. Пункт 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Исходя из текста указанной правовой нормы она не относит к полномочиям органов местного самоуправления признание непригодными для проживания жилых помещений не входящих в муниципальный жилой фонд, то есть в отношении <адрес> эта норма права нарушена заявителем быть не могла. Таким образом указание в представлении о нарушении администрацией МО <данные изъяты> п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ и обязывание не допускать подобное нарушение впредь незаконно и необоснованно. Указание в представлении о нарушении администрацией МО <данные изъяты> п.п. 7,8, 42,46,49,51 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года и обязывание не допускать подобное нарушение впредь также незаконно и необоснованно. Согласно ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Подобный порядок установлен постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» Согласно утвержденного указанным Постановлением положения настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Однако п. 3 данного положения устанавливает, что действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Таким образом «ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденное постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Доказательств того, что объект капитального строительства был введен в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, а следовательно обоснованность указания в обжалуемом представлении о нарушении администрацией МО <данные изъяты> п.п. 7,8, 42,46,49,51 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года и обязывания не допускать подобное нарушение впредь, прокурором, на котором в силу ч. 1 ст.249 ГПК РФ лежит обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения - не представлено. Кроме того, п. 7 «ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года устанавливает, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Как указывалось выше <адрес> не отнесен к муниципальному жилищному фонду, в связи с чем комиссия по его признанию аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не может быть создана администрацией МО <данные изъяты> на основании п. 7 указанного Положения. Согласно п. 8 «ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Однако требование прокурора фактически обязывающего и понуждающего заявителя воспользоваться правом, не может считаться законным, поскольку согласно ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению. Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан. Согласно ст. 4 Устава МО <данные изъяты> разрешение вопроса о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не отнесен к вопросам местного значения МО <данные изъяты> Кроме того, как установлено судом из представленных заявителем доказательств Администрацией <данные изъяты>, то есть иным органом местного самоуправления, вынесены постановления от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которым создана межведомственная комиссия по признанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, частного жилого помещения, находящегося на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Доказательств об утрате указанными постановлениями законной силы суду не представлено. Исходя из буквального толкования указанных постановлений, к компетенции созданной в соответствии с постановлениями комиссии относится вопрос о признании как частного жилого помещения пригодными (непригодными) для проживания граждан, частного жилого помещения, находящегося на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан так и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно ст. 2 Федерального закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года : городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; поселение - городское или сельское поселение; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; Таким образом, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ осуществляются межведомственной комиссией созданной Постановлением администрации Лысковского муниципального района, созданной в соответствии с п. 7 «ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, в компетенцию которой входит разрешение вопросов указанных в 8, 42,46,49,51 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года. То есть указание в представлении о нарушении администрацией МО <данные изъяты> норм жилищного законодательства и обязывание не допускать подобное нарушение впредь обращено к лицу не имеющему обязанностей по соблюдению, указанных как нарушенные, правовых норм, при наличии иного лица, имеющего полномочия и обязанности по соблюдению тех же норм. Тот факт, что согласно протоколу № заседания межведомственной комиссии по признанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, частного жилого помещения, находящегося на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ было отменено ранее вынесенное той же комиссией заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу юридического значения для рассматриваемого дела не имеет. При указанных обстоятельсвах заявление Администрации МО <данные изъяты> подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Признать незаконным представление прокурора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений жилищного законодательства вынесенное в адрес главы Администрации МО <данные изъяты> Обязать прокурора <данные изъяты> в течении месяца со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав Администрации МО <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Лысковский районный суд Судья Кириллов А.В.