Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года Лысковский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Сильновой М.В.
при секретаре Дулеповой С.В.
с участием истицы Чугровой А.В., представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области Смирновой, действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чугровой А.В. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении спорных периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения
У С Т А Н О В И Л:
Чугрова А.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Лысковскому району о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении спорных периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения.
В обоснование исковых требований Чугрова А.В. ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности, которая даёт ей право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 пункта 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Имея необходимый стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Однако Решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Лысковскому району от ДД.ММ.ГГГГ за № в назначении указанной пенсии ей отказано в виду отсутствия требуемого 25-летнего стажа работы, исключили из специального стажа следующие оспариваемые ею периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 05 дней)
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 01 день), а всего 2 месяца 06 дней нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 дня) отгулы за донорские дни.
Решение ответчика о не включении в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения указанных спорных периодов считает незаконным, данным отказом нарушается ее право на получение досрочной пенсии.
В судебном заседании Чургова А.В. поддержала исковые требования, указав, что курсы повышения квалификации по направлению работодателя и отгулы по донорской справке подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, поскольку в эти дни за ней сохранялась заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Лысковскому району Смирнова В.Ю. исковые требования Чугровой А.В. не признала, не оспаривая специальный стаж истицы в количестве 24 лет 10 месяцев 18 дней, считает невозможным зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации и нахождение в отгулах по донорским справкам.
Представитель третьего лица МУЗ «Лысковская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. 18), возражений по существу заявленных требований не представили.
С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица МУЗ «Лысковская ЦРБ».
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Чугровой А.В. подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 19 Конституции РФ «равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии с ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации.
Согласно подпункта 20 пункта 1 ст. 27 указанного Закона установлено, что «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Как установлено в судебном заседании истица Чугрова А.В. осуществляет лечебную деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, что подтверждается записями в трудовой книжке, копия которой имеется в материалах гражданского дела (л.д. 10-11).
Считая, что имеет необходимый 25-летний стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии, что не отрицается в судебном заседании представителем ответчика.
Решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Лысковскому району от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 6-9) в назначении указанной пенсии ей отказано в виду отсутствия требуемого 25-летнего стажа работы, исключили из специального стажа следующие оспариваемые ею периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 05 дней)
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 01 день), а всего 2 месяца 06 дней нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 дня) отгулы за донорские дни, а также периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 8 месяцев 03 дня) - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и 2 месяца 11 дней отпусков без сохранения заработной платы, которые истицей не оспариваются.
Основанием отказа явилось отсутствие у истицы требуемого 25-летнего специального стажа, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, ответчиком зачтено в специальный стаж для назначения досрочной пенсии - 24 года 10 месяцев 18 дней, что не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании.
Между тем с указанной позицией ответчика согласиться нельзя по следующим основаниям.
Курсы усовершенствования и повышения квалификации по направлению работодателя являются трудовой обязанностью работников, непосредственно связанными с их лечебной деятельностью.
В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в частности ст. 2 данного закона, основным принципом включения в страховой стаж работника периодов работы и иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
При этом принимается во внимание, что согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательной условие выполнения работы.
Нахождение истицы на курсах повышения квалификации подтверждаются справкой МУЗ «Лысковская ЦРБ» (л.д. 16), приказами о направлении на курсы повышения квалификации (л.д. 14, 15), сертификатом и свидетельствами о повышении квалификации (л.д. 12, 13).
Таким образом, спорные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат зачёту в стаж для назначения досрочной пенсии
Согласно положениям Трудового кодекса РФ в стаж (специальный стаж) работы включается время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодно оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха. То есть трудовым законодательством РФ прямо предусмотрено, что время ежегодного оплачиваемого отпуска, а также дополнительные дни отдыха, предоставляемые работнику, в период которых работодатель сохраняет за работником место работы (должность) и его средний заработок, включаются в стаж работы (специальный стаж).
Статьей 186 ТК РФ установлено, что в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течении года после сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Исходя из системного анализа приведенных норм, можно сделать вывод, что при определении стажа работы (специального стажа) законодатель определяет обязательным условием тот факт, что во время ежегодно оплачиваемого отпуска, нерабочих праздничных дней, выходных дней и других предоставляемых работнику дней отдыха, в том числе дополнительных дней отдыха, предоставляемых работнику в связи со сдачей им крови и ее компонентов, за работником должны сохраняться и место работы (должность) и его средний заработок.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что дополнительные дни отдыха в количестве 2 дней, предоставленные Чугровой А.В. в связи со сдачей крови и ее компонентов, подлежат включению в специальный стаж, предоставляющий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Предоставление Чугровой А.В. дней отдыха за сдачу крови подтверждается справкой работодателя (л.д. 16).
В соответствии с ст. 19 п. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Ответчиком зачтено в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, истицы 24 года 10 месяцев 18 дней, с учетом включения в специальный стаж спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации в количестве 2 месяцев 6 дней, периодов нахождения в отпуске по донорским справкам в количестве 2 дней, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии специальный стаж истицы составлял более25 лет, следовательно досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности истице необходимо назначить с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чугровой А.В. - удовлетворить.
Решение ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Лысковскому району № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Чугровой А.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения - признать незаконным.
Включить в стаж Чугровой А.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 05 дней)
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 01 день), а всего 2 месяца 06 дней нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 дня) отгулы за донорские дни.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области назначить Чугровой А.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области в пользу Чугровой А.В. в возврат госпошлины <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский областной суд через Лысковский районный суд Нижегородской области.
Судья: М.В. Сильнова.