П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
об административном правонарушении
г. Лысково 15 декабря 2010 года
Лысковский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующей судьи Сильновой М.В.
с участием помощника прокурора Лысковского района Плесковой О.Ю.
при секретаре Дулеповой С.В.,
а также с участием специалиста ФИО1, директора МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений» Соколова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенном юридическим лицом - МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений»,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Лысковского района совместно с отделением государственного пожарного надзора по Лысковскому району Нижегородской области проведена проверка исполнения юридическим лицом - МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно - досуговых учреждений» законодательства о противопожарной безопасности на объектах с постоянным массовым пребыванием людей по итогам которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в помещениях Объекта культуры, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- п. 3 Правил пожарной безопасности РФ (ППБ 01 - 03), утверждённых Приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, НПБ 110-03 табл. 1 п. 9 - помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
- ППБ 01-03 п. 3, НПБ 104-03 табл. 2 п. 9 - помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
- ППБ 01-03 п. 57 - не проведен замер сопротивления изоляции силового и осветительного электрооборудования;
- ППБ 01-03 п. 90 - на здании не вывешены указатели водоисточников для целей наружного пожаротушения в соответствии с требованиями ГОСТ;
- ППБ 01-03 п. 3, ВСН 59-88 п. 2.3 - помещения зрительного зала не оборудованы аварийным освещением;
- ППБ 01-03 п. 53 - допущена установка на путях эвакуации оборудования, препятствующего свободной эвакуации людей;
- ППБ 01-03 п. 3, 36, п. 7.12 СНиП 21-01-97*, п. 1.10 МДС 21-1.98 - не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения;
- ППБ 01-03 п. 108 - не обеспечено первичными средствами пожаротушения помещение котельной;
- ППБ 01-03 п. 57 не приведена электропроводка в помещениях в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Таким образом, юридическим лицом - МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений», совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.
В судебном заседании директор юридического лица - МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений» - Соколов А.П. (приказ Отдела Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), не отрицая факта вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами в помещении Объекта культуры, не согласен с возбуждением в отношении юридического лица МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч 1 ст. 20.4 КоАП РФ, так как считает все доказательства нарушений правил пожарной безопасности недопустимыми, поскольку «местным» прокурором не соблюдён Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно: ч. 5-7, 8, 12 ст. 9; п. 3 ч 2 ст. 10, ч 3 ст. 12, ч 1, 3 ст. 14, ст. 16, ст. 20 вышеуказанного закона, согласно которым все плановые проверки должны быть внесены в общий сводный план, утверждённый Генеральным прокурором РФ и опубликованы на сайте Генеральной прокуратуры РФ в срок до 31 декабря 2009 года, основанием проведения проверки должно служить внутреннее распоряжение или приказ прокурора, копия которого должна быть вручена представителю проверяемого юридического лица не менее чем за 24 часа до предстоящей внеплановой проверки и не менее чем за 3 суток до предстоящей плановой проверки. Кроме этого, считает, что ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности в помещениях Объекта культуры является собственник данного здания, так как договором аренды не возложена данная ответственность на МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений». Так как проверка прокурором Лысковского района проведена с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, при отсутствии оснований для её проведения, считает возбуждение административного дела незаконным. Часть 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не предоставляет право прокурору проводить указанную проверку без соблюдения требований вышеуказанного закона.
В судебном заседании специалист ФИО1 поддержал выводы, изложенные в письменном заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости приостановки эксплуатации помещений Объекта культуры пояснив, что продолжение эксплуатации данных помещений представляет угрозу жизни и здоровью людей, поскольку при возникновении пожара может привести к физическому вреду, влекущему за собой гибель (смерть), увечье и иное повреждение здоровья, постоянную или временную утрату трудоспособности. С учетом выявленных нарушений считает целесообразным приостановить эксплуатацию помещений Объекта культуры на 90 суток.
Помощник прокурора Лысковского района с учетом выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в целях предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций в местах массового пребывания людей, считает необходимым приостановить эксплуатацию помещений Объекта культуры на 90 суток.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений» от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного прокурором Лысковского района Нижегородской области, следует, что в ходе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях Объекта культуры, расположенного по адресу: <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные действующим законодательством, а именно: помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (нарушены п. 3 Правил пожарной безопасности РФ (ППБ 01 - 03), утверждённых Приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, НПБ 110-03 табл. 1 п. 9, НПБ 104-03 табл. 2 п. 9), не проведен замер сопротивления изоляции силового и осветительного электрооборудования (нарушение ППБ 01-03 п. 57), на здании не вывешены указатели водоисточников для целей наружного пожаротушения (нарушен ППБ 01-03 п. 90), помещения зрительного зала не оборудованы аварийным освещением (ППБ 01-03 п. 3, ВСН 59-88 п. 2.3), допущена установка на путях эвакуации оборудования, препятствующего свободной эвакуации людей (ППБ 01-03 п. 53), не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения (ППБ 01-03 п. 3, 36, п. 7.12 СНиП 21-01-97*, п. 1.10 МДС 21-1.98), не обеспечено первичными средствами пожаротушения помещение котельной (ППБ 01-03 п. 108), не приведена электропроводка в помещениях в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (нарушение ППБ 01-03 п. 57) (л.д. 5-7).
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, а также предупреждение административных правонарушений.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Лысковского района Нижегородской области вынесено постановление о возбуждении административного производства в отношении МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений».
Факт нарушения вышеперечисленных требований пожарной безопасности подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, заключением № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости приостановки эксплуатации помещения Объекта культуры, нарушение требований правил пожарной безопасности в судебном заседании директором МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений» не отрицается.
Часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ определяет полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях. В данной части статьи установлены исключительные полномочия прокурора по возбуждению дела. Из смысла ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ следует, что прокурору предоставляется право возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ, в случае если прокурор обнаружил факт такого правонарушения в ходе надзорной проверки.
Названное положение закреплено и в ст. ст. 22 и 25 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которыми прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона (п. 2 ст. 22).
Таким образом, прокурор Лысковского района Нижегородской области наделён полномочиями на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы директора МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений» на нарушение прокурором Лысковского района требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и незаконность проведённой проверки не состоятельны, поскольку частью 3 ст. 1 вышеуказанного Закона выведено из сферы его применения осуществление прокурорского надзора, так как данный вид деятельности регламентирован Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ), то есть положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливающие порядок организации и проведения проверок не применяется при осуществлении прокурорского надзора.
Основаниями проведения прокурором указанной проверки послужило Решение коллегии прокуратуры Нижегородской области от 17 ноября 2010 «О состоянии законности прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства о пожарной безопасности» в целях предотвращения возможный чрезвычайных ситуаций, вызванных несоблюдением законодательства о пожарной безопасности в местах массового пребывания людей, а также сообщение контролирующего органа - ОГПН по Лысковскому району - об имеющихся в ряде организаций и учреждений нарушениях в сфере пожарной безопасности, в соответствии с ст. 28.1 и ст. 28.4, КоАП РФ прокурором возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ответственным за противопожарную безопасность МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений» является - директор Соколов А.П. (л.д. 14).
Согласно, договора от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела (л.д. 16), МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений» принял в безвозмездное пользование нежилое помещение Объекта культуры, расположенное по адресу: <адрес> для использования в целях предоставления досуговой деятельности населению. Из показаний Соколова А.П. следует, что данное помещение ДД.ММ.ГГГГ переходит в собственность МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений», при таких обстоятельствах, ответственность за пожарную безопасность помещений Объекта культуры несет МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений».
При вынесении постановления и назначении наказания судья учитывает характер правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, характер и количество допущенных нарушений Правил пожарной безопасности РФ, которые представляют угрозу жизни или здоровья людей, и в случае пожара могут привести к физическому вреду, влекущем за собой гибель (смерть), увечье и иное повреждение здоровья, постоянную или временную утрату трудоспособности как работников данного Объекта культуры, так и других лиц которые могут находиться в нем, и считает, что иное наказание кроме административного приостановления эксплуатации здания Объекта культуры назначено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 20.4 ч. 1, 23.1, 29.1, 29.4 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо - МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности - эксплуатации помещений Объекта культуры, расположенного по адресу: <адрес> сроком на 90 (девяносто) суток, путем запрета доступа лиц в помещения Объекта культуры, за исключением лиц, уполномоченных устранять нарушения правил пожарной безопасности.
Срок приостановления деятельности исчислять с даты вынесения настоящего постановления - с 15 декабря 2010 года.
Копию настоящего постановления направить юридическому лицу - в МУК «Центр Досуга с межпоселенческим объединением культурно-досуговых учреждений», в отделение государственного пожарного надзора Лысковского района Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области, прокурору Лысковского района Нижегородской области.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Лысковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.В. Сильнова