АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Лиски 05.07.2011 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Подакиной Е.Н.,
при секретаре Молодых Е.Ю.,
с участием представителя истца Никитиной А.С.,
представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ
представителей ответчиков
ОГУ Центр занятости населения г. Лиски Гончаровой М.И.,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
Министерства финансов РФ Волковой И.Н.,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
представителя третьего лица Калининой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титарева Ивана Петровича к Областному государственному учреждению Центр занятости населения <адрес>, Федеральной службе по труду и занятости и Министерству финансов РФ о взыскании недополученной пенсии по апелляционной жалобе Титарева Ивана Петровича на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Титарев И.П. обратился к мировому судье с иском, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоял на учете в ОГУ Центр занятости населения <адрес> в качестве безработного. Поскольку ранее с занимаемой должности был уволен по сокращению штата, достиг возраста 53 лет и в течение 18 месяцев он не был трудоустроен, то ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ОГУ Центр занятости населения <адрес> с заявлением об оформлении его на досрочную трудовую пенсию по старости. В удовлетворении его заявления ОГУ Центром занятости населения <адрес> Титареву И.П. было отказано. Данный отказ решением Лискинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был признан незаконным, и на ответчика была возложена обязанность оформить предложение в ГУ УПФР о назначении Титареву И.П. досрочной трудовой пенсии. Данную обязанность ОГУ Центр занятости населения <адрес> исполнило ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ Титареву И.П. назначена пенсия по старости. Считая, что незаконными действиями ОГУ Центр занятости населения <адрес> незаконными, Титарев И.П. просил взыскать с ОГУ Центр занятости населения <адрес> убытки, причиненные ему незаконным отказом в назначении досрочной пенсии, в сумме 36155 рублей 82 копеек, а также судебные расходы по оплате госпошлины в размере 1697,87 рублей и оплате услуг представителя в размере 2000 рублей.
В дальнейшем Титарев И.П. дополнил исковые требования требованием о взыскании с ОГУ Центр занятости населения <адрес> пенсии, недополученной им из-за незаконного отказа в назначении досрочной пенсии, в сумме 39 949 рублей 38 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска Титареву И.П. было отказано. Не согласившись с принятым решением, Титарев И.П. обжаловал его в суд.
Истец Титарев И.П. надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Представитель истца Никитина А.С. требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала в полном объеме, в их обоснование сослалась на доводы, приведенные в жалобе.
Представители ответчиков ОГУ Центр занятости населения <адрес> и Министерства финансов РФ, представитель третьего лица - ГУ УПФ РФ по <адрес> согласившись с решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения требований истца возражали.
Представитель ответчика – Федеральной службы по труду и занятости, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Мировым судье при рассмотрении иска Титарева И.П. правильно определены юридически значимые обстоятельства, а именно то, что ДД.ММ.ГГГГ Титарев И.П. был уволен с прежнего места работы на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ - по сокращению численности штата работников.
ОГУ Центром занятости населения <адрес> Титарев И.П. был поставлен на учет и признан безработным. В связи с тем, что подходящая работа для трудоустройства ему не была предоставлена, то ДД.ММ.ГГГГ Титарев И.П. обратился в ОГУ Центр занятости населения <адрес> с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии. В оформлении досрочной трудовой пенсии истцу было отказано.
Решением Лискинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказ ОГУ Центр занятости населения <адрес> в назначении Титареву И.П. досрочной трудовой пенсии признан незаконным и на ответчика была возложена обязанность оформить предложение о назначении Титареву И.П. досрочной трудовой пенсии (л.д.7-8).
ДД.ММ.ГГГГ ОГУ Центр занятости населения <адрес> направило в ГУ УПФ РФ по <адрес> предложение о назначении досрочной пенсии и ДД.ММ.ГГГГ Титареву И.П. назначена досрочно трудовая пенсия в размере 9 027,66 рублей (40-42,47,63).
Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3) и право на социальное обеспечение (статья 39, часть 1).
По смыслу указанных статей Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать лицам, временно лишившимся работы и, следовательно, заработка, трудового дохода, эффективную государственную защиту, направленную на поддержание по крайней мере минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка и на содействие в трудоустройстве, на равных основаниях.
Устанавливаемые законодателем в соответствии с конституционными предписаниями государственные гарантии реализации конституционного права на защиту от безработицы должны быть основаны на универсальных принципах справедливости и юридического равенства; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых форм дискриминации в сфере труда и занятости, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения и реализации отдельными категориями граждан того или иного права не должны устанавливаться произвольно: как следует из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 55 (часть 3), такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Защита от безработицы обеспечивается путем создания системы мер содействия занятости и материальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка, трудового дохода и официально признанных безработными. Соответствующая система мер предусмотрена Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", определяющим правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Одной из таких форм защиты является предложение органов службы занятости о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Согласно п.2 ст. 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стажна соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2) пункты 2 и 3 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" подлежат применению с ДД.ММ.ГГГГ какне противоречащие Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом определение размера досрочной пенсии безработным и выплата этой пенсии осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст.18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсии.
Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, являются территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку в функции органов службы занятости населения не входит назначение пенсии, и они не отнесены к органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, то мировой судья правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании с ОГУ Центр занятости населения <адрес> пенсии в размере 39 949 рублей 38 копеек, недополученной Титаревым И.П. из-за незаконного отказа в ее назначении.
Статьей 16 ГК РФ предоставлено право гражданину, которому незаконными действиями (бездействиями) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному акту акта государственного органа причинены убытки, требовать их возмещение.
В соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из приведённых выше нормативных положений в их взаимосвязи истец должен был доказать, что факт причинения вреда не наступил бы при отсутствии предшествующего во времени незаконного решения ОГУ Центр занятости населения <адрес> об отказе внести в ГУ УПФ РФ по <адрес> предложение о назначении досрочной пенсии.
Между тем, решением Лискинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылается истец в обосновании своих требований, отказ ОГУ Центр занятости населения <адрес> внести в ГУ УПФ РФ по <адрес> предложение о назначении Титареву И.П. досрочной пенсии не признан незаконным, с такими требованиями истец не обращался.
Таким образом Титарев И.П. не доказал причинно-следственную связь между отказом ОГУ Центр занятости населения <адрес> внесениюв ГУ УПФ РФ по <адрес> предложение о назначении Титареву И.П. досрочной пенсии и возникшими у истца убытками, а потому мировым судьей правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований истца о взыскании с ответчика причиненных убытков.
С учетом изложенного, суд полагает, что решение мирового судьи законно и обоснованно, в связи с тем, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, подлежащие применению. Нарушений процессуального законодательства, влекущего отмену решения, в ходе рассмотрения дела мировым судьей допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по иску Титарева Ивана Петровича к Областному государственному учреждению Центр занятости населения <адрес>, Федеральной службе по труду и занятости и Министерству финансов РФ о взыскании недополученной пенсии оставить без изменения, а апелляционную жалобу Титарева Ивана Петровича – без удовлетворения.
Судья