Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Лискинский районный суд <адрес> в составе:
судьи Калугиной С.В..,
при секретаре Польшиковой Е.И.,
с участием истца Беляковой Нины Михайловны,
представителя ответчика ГУ УПФР по <адрес> Настенко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляковой Нин Михайловны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении отдельных периодов в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии и досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Белякова Н.М. работает в МУЗ «Лискинская ЦРБ» и осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения.
ДД.ММ.ГГГГ полагая, что имеет необходимый 30-летний специальный стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, Белякова Н.М. обратилась с заявлением о назначении льготной пенсии в ГУ УПФР по <адрес>.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении пенсии Беляковой Н.М. было отказано, в связи с тем, что на день обращения она не имела специального стажа – 30 лет. Решением комиссии установлено наличии специального стажа 27 лет 1 месяц 12 дней.
Не подлежали зачету следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезистки в отделении реанимации стационара МУЗ «Лискинская ЦРБ» в льготном исчислении 1год за 1 год 6 месяцев, поскольку наименование отделения реанимации не предусмотрено Перечнем хирургических отделений (палат), для взрослых и детей в стационарах, номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации - так как данные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства ОФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец Белякова Н.М. обратилась с иском о признании решения об отказе в установлении трудовой пенсии незаконным, о включении спорных периодов работы в стаж, дающий право назначения трудовой пенсии досрочно, и назначении пенсии со дня обращения за её назначением.
В судебном заседании истец Белякова Н.М. исковые требования уточнила, просит иск удовлетворить, просит включить в специальный стаж в льготном исчислении период работы в должности медицинской сестры-анестезистки отделения реанимации стационара МУЗ «Лискинская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении периоды прохождения курсов повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в должности медицинской сестры-анестезистки в отделении, которое на протяжении этого периода времени неоднократно переименовывали. Её должностные обязанности оставались неизменными, то есть она осуществляла работу в соответствии с должностной инструкцией. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации по мнению истца также подлежат включению в специальных стаж, так как во время прохождения курсов за ней сохранялся средний заработок и место работы. Полагает, что спорные периоды были незаконно исключены при подсчете специального стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
Представитель ответчика – ГУ УПФР по <адрес> в судебном заседании пояснил, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств того, что спорные периоды работы исключены необоснованно. Просил в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подп.20 п.1 ст.27 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» с последующими изменениями трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения женщинами 55-летнего возраста лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
В периоды работы истца в лечебных учреждениях действовали: Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранении и сельского хозяйства», Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». Указанными нормативными документами предусмотрено право на назначение досрочной пенсии при осуществлении лечебной деятельности в должностях среднего медперсонала.
В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами, подтверждается имеющимися в материалах дела: копией трудовой книжки истца, решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также обозренным пенсионным делом истца №, что на день обращения за назначением пенсии, без учета спорных периодов, специальный стаж истца составлял 27 лет 1 месяц 12 дней. (л.д.11-13, 16-18)
В специальный стаж истцу не включен период её работы с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезистки в отделении реанимации стационара МУЗ «Лискинская ЦРБ» в льготном исчислении 1год за 1 год 6 месяцев, поскольку наименование отделения реанимации не предусмотрено Перечнем хирургических отделений (палат), для взрослых и детей в стационарах, номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец пояснила суду, что в эти периоды она работала в одном и том же отделении, которое оказывало помощь по общему обезболиванию, реанимации и интенсивной терапии и в разные годы называлось по-разному, в настоящее время называется отделением анастезиологии-реанимации стационара Лискинской ЦРБ. Другого отделения (или отделений), где бы оказывали помощь по общему обезболиванию, реанимации и интенсивной терапии, в структуре Лискинской ЦРБ не было, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она в другие отделения и структурные подразделения больницы не переводилась. В оспариваемые периоды она выполняла обязанности, предусмотренные представленными суду должностными инструкциями медсестры отделения анестезиологии-реаниматологии.
Указанные истцом обстоятельства представителем ответчика не оспорены и подтверждены представленными истцом должностными инструкциями, копией трудовой книжки, штатными расписаниями и справкой работодателя (л. д. 26-28,70, 11-13, 9-10, 29-49).
Из представленных штатных расписаний МУЗ «Лискинская ЦРБ» следует, что на период с 1990 года по 2010 года палата интенсивной терапии, отделение реанимации и отделение анестезиологии-реанимации являлись структурными подразделениями МУЗ «Лискинская ЦРБ» (л.д.29-49).
Минздавсоцразвития РФ и Минтруда РФ на данное время не установлено тождество наименований структурных подразделений и должности, в которых работал истец в оспариваемые периоды, указанному в Перечне наименованию и должности - отделение (палата) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии и должность врача анестезиолога-реаниматолога.
Однако, в соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Учитывая это и приведенные истцом доводы, подтвержденные другими представленными им доказательствами, суд приходит к выводу о тождественности функциональных обязанностей, которые истец выполнял в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезистки с функциональным обязанностям медицинской сестры-анестезистки отделения анестезиологии-реанимации, отделений реанимации и интенсивной терапии, а также о тождественности характера и направлений деятельности структурных подразделений, в которых работал истец в оспариваемые периоды, характеру и направлениям деятельности отделения анестезиологии-реанимации.
Правилами и Перечнем, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, периоды работы в отделении (палате) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии в должности медицинской сестры-анестезистки засчитываются в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год как 1 год и 6 месяцев.
Следовательно, указанный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.
Не зачтены в специальный стаж в календарном исчислении следующие периоды: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации - так как данные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства ОФ от ДД.ММ.ГГГГ №. (л.д.)
Вместе с тем ст. 91 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в РФ» было предусмотрено, что обучение на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации по переквалификации включается в общий трудовой стаж наравне с работой, указанной в ст. 89 Закона.
ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ
В силу п. 4 этих Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Для отдельных категорий работников - медицинских работников в том числе - в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Как установлено в судебном заседании курсы повышения квалификации являются для медицинских работников обязательным условием работы, за период нахождения Беляковой Н.М. работодателем были произведены отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в полном объеме, за ней сохранялось рабочее место и средний заработок по месту работу. (л.д.71-72,78-82)
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому требования истца о включении этих периодов в специальный стаж подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, пенсия истцу должна быть назначена со дня обращения за назначением пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ.
По указанным выше основаниям решение комиссии по назначению пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Беляковой Н.М. в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости спорных периодов работы и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признается судом незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.27 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Беляковой Нины Михайловны - удовлетворить.
Признать незаконными решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж в льготном исчислении периода работы в должности медицинской сестры-анестезистки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить Беляковой Нине Михайловне в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в льготном исчислении периоды работы в должности в должности медицинской сестры-анестезистки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и досрочно назначит трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> в пользу Беляковой Нины Михайловны судебные издержки в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения.
Судья