Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Лиски 13 мая 2011 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Калугиной С.В.
при секретаре Польшиковой Е.И.
с участием
истца Духанина Ивана Антоновича
представителя ответчика Администрации городского поселения <адрес>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Духанина Ивана Антоновича к администрации городского поселения <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди,
установил:
Духанин И.А. является инвалидом 2 группы из числа военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения Лискинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Духанин И.А. восстановлен в льготный список очереди на улучшение жилищных условий.
Духанин И.А. обратился в суд с иском к администрации городского поселения <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди. В обоснование требований указал, что состоит в льготной очереди с 1987 года на улучшение жилищных условий. В настоящее время он без регистрации проживает в <адрес>. Поскольку дом находится в состоянии непригодном для проживания, просит обязать администрацию городского поселения <адрес> предоставить ему жилье вне очереди. В судебном заседании истец Духанин И.А. исковые требования дополнил, просит также обязать ответчика предоставить ему денежную компенсацию для приобретения новой квартиры.
Представитель ответчика – администрации городского поселения <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что предоставление жилого помещения гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, в случае признания жилых помещений, которые они занимают, непригодными для проживания не подлежащими ремонту и реконструкции, возможно после признания этих помещений таковыми в установленном порядке. Домовладение, в котором проживает Духанин И.А. непризнанно в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции. Кроме того, Духанин И.А. не является собственником домовладения, не является также и нанимателем жилой площади, поэтому нет оснований для предоставления истцу жилого помещения вне очереди. В настоящее время Духанин И.А. состоит в льготной очереди № на первоочередное получение жилой площади под номером 2, у администрации отсутствует необходимый жилой фонд социального использования. По её мнению истцом не представлено доказательств обоснованности заявленных требований, просит в иске отказать.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6 пояснили, что дом, в котором проживает Духанин И.А., старый, непригоден для проживания.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы инвентарного дела, материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлены и не оспариваются сторонами следующие юридически значимые обстоятельства:
Истец Духанин И.А. является инвалидом 2 группы из числа военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10-12)
Постановлением администрации городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения Лискинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Духанин И.А. восстановлен в льготный список очередности очереди на улучшение жилищных условий. В настоящее время Духанин И.А. состоит в льготной очереди № на первоочередное получение жилой площади под номером два. (л.д.17-19, 24)
Истец зарегистрирован по адресу <адрес>, фактически проживает по адресу <адрес>, жилья на праве собственности не имеет. (л.д.8-9,13,14,50,58)
Домовладение № по <адрес> принадлежит на праве собственности дочери истца - ФИО3 на основании договоров дарения, заключенных между ней и истцом Духаниным И.А. в 1997 и 2001 годах. (л.д.71, 78-86)
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П: «Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.»
Статьей 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст.57 ЖК РФ.
Частью второй ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение). Из п.42 Положения следует, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Ни истец Духанин И.А., фактически проживающий в доме, ни собственник дома - ФИО3 с заявлением о признании дома непригодным для проживания в орган местного самоуправление не обращались. В судебном заседании истцу было разъяснено его право на заявления ходатайства об обследовании домовладения в установленном порядке. Однако, истец Духанин И.А. полагал, что представленных им доказательств достаточно. Для того, чтобы занимаемое им жилье было признано непригодным для проживания.
Представленные же истцом доказательства того, что дом, в котором он проживает, непригоден для проживания: решение Лискинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, акт санитарно-эпидимиологического исследования, показания свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, не являются достаточными, поскольку непригодность жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления, в порядке определенном Постановлением Правительства РФ.
Кроме того, в соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ.
Истцом доказательств того, что между ним и собственником жилья ФИО3 заключен какой-либо договор: найма, безвозмездного пользования, иной договор, не представлено. Установить природу этого договора невозможно поскольку истец не представил никаких письменных доказательств условий, на которых он проживает в доме, а собственник жилья ФИО3 от явки в суд уклонилась.
Следовательно, истец Духанин И.А. не является ни собственником жилья, ни нанимателем по договору социального найма, что является обязательным условием для предоставления жилья органом местного самоуправления вне очереди.
Требования же истца обязать ответчика предоставить ему денежную компенсацию для приобретения новой квартиры не основано на нормах законодательства. Кроме того, судом установлено, что на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий», истцу предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. (л.д.44,51-52)
Таким образом, исковые требования Духанина И.А. не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30,57 ЖК РФ, ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в иске Духанину Ивану Антоновичу к администрации городского поселения <адрес> о возложении обязанности по представлению жилого помещения вне очереди, взыскании денежной компенсации – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, с которым можно ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Судья