Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Лиски 5 сентября 2011 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Калугиной С.В..,
при секретаре Польшиковой Е.И.,
с участием истца Панютиной Ольги Никифоровны,
представителя ответчика – ГУ-УПФ РФ
по <адрес> Калининой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панютиной Ольги Никифоровны к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении отдельных периодов в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии и досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Панютина О.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в различных лечебных учреждениях и осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения.
ДД.ММ.ГГГГ полагая, что имеет необходимый 30-летний специальный стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, Панютина О.Н. обратилась с заявлением о назначении льготной пенсии в ГУ УПФР по <адрес>.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении пенсии Панютиной О.Н. было отказано, в связи с тем, что на день обращения она не имела специального стажа – 30 лет. Решением комиссии установлено наличии специального стажа 23 года 1 месяц 25 дней.
Не подлежали зачету следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога в ордена трудового красного знамени СПК «Лискинский»?поскольку представленная справка о характере работы не подтверждает факт работы в учреждении здравоохранения либо в структурном подразделении учреждения здравоохранения.
Истец Панютина О.Н. обратилась с иском о признании решения об отказе в установлении трудовой пенсии незаконным, о включении спорных периодов работы в стаж, дающий право назначения трудовой пенсии досрочно, и назначении пенсии со дня обращения за её назначением.
В судебном заседании истец Панютина О.Н. исковые требования поддержала, просит их удовлетворить. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности врача-стоматолога в различных медицинских учреждениях. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности врача-стоматолога в Краснознаменской врачебной амбулатории, которая являлась структурным подразделением МУЗ «Лискинская ЦРБ». В ноябре 1996 года в МУЗ «Лискинская ЦРБ» произошла реорганизация, в результате которой врачебная амбулатория была преобразована в фельдшерско-акушерский пункт (далее ФАП), в результате чего должность врача-стоматолога была сокращена. По согласованию руководства больницы и СПК «Лискинский» она работала в штате СПК «Лискинский» в той же должности, в том же помещении, в котором стал располагаться фельдшерско-акушерский пункт ЦРБ.
На протяжении всего времени работы она занималась врачебной деятельностью, при этом обслуживала не только работников хозяйства, но и жителей села: школьников, ветеранов ВОВ, другие категории граждан. Характер её работы не изменился, в связи с чем полагает, что спорные периоды работы были незаконно исключены при подсчете специального стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – ГУ УПФР по <адрес> в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку истец Панютина О.Н. в спорные периоды времени работала не в лечебном учреждении. Просила в иске отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подп.20 п.1 ст.27 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» с последующими изменениями трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения женщинами 55-летнего возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В периоды работы истца в лечебных учреждениях действовали:
- Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в соответствии с которым право на досрочную пенсию по старости имеют врачи независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
- Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
-Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»»,
- Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»».
В Списках должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных как Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, так и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, имеется указание на должность врача, и на фельдшерско-акушерский пункт.
Указанными нормативными документами предусмотрено право на назначение досрочной пенсии при осуществлении лечебной деятельности в должности врача.
В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами, подтверждается имеющимися в материалах дела: копией трудовой книжки истца, решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также обозренным пенсионным делом истца №, что на день обращения за назначением пенсии, без учета спорных периодов, специальный стаж истца составлял 23 года 1 месяц 25 дней. (л.д. 10-14, 22-34)
В специальный стаж истцу не включен период её работы в должности врача-стоматолога в СПК «Лискинский», поскольку сельскохозяйственный производственный кооператив не является лечебным учреждением.
Как следует из представленных суду штатных расписаний СПК «Лискинский» истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача-стоматолога в Краснознаменском ФАП. (л.д.38-46)
Из справки МУЗ «Лискинская ЦРБ» видно, что в связи с реорганизацией Краснознаменской врачебной амбулатории в Краснознаменский ФАП, истец была переведена в ФАП врачом-стоматологом, при этом она продолжала оказывать стоматологическую помощь населению в полном объеме, ежемесячно отчитывалась перед ЦРБ по форме 039/у – «Сводная ведомость учета работы врача-стоматолога стоматологической поликлиники, отделения, кабинета», осуществляла стоматологическую помощь в соответствии с «Программой государственных гарантий оказания медицинской помощи». (л.д.50,59)
Также истцом представлена Лицензия на осуществление медицинской деятельности – стоматологии терапевтической на 1997-2002 года, в которой указано место осуществления данного вида деятельности: МТМО <адрес>. (л.д.51)
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец в спорные периоды времени осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» имеется следующее разъяснение: «При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.»
Следует учитывать, что определяющим в назначении досрочной трудовой пенсии по старости лицу, осуществлявшему деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым лицо состояло в трудовых отношениях, или его структурного подразделения.
Следовательно, то обстоятельство, что истец, осуществляя лечебную деятельность в спорные периоды, состояла в штате СПК «Лискинский», не являющегося лечебным учреждением, не может служить основанием для неназначения ей трудовой пенсии по старости досрочно.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Таким днем считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что с заявлением о назначении пенсии истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ. (л. д.61).
Учитывая изложенное, пенсия истцу должна быть назначена именно с этого времени.
По указанным выше основаниям решение комиссии по назначению пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Панютиной О.Н. в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости спорных периодов работы и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признается судом незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.27 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р ЕШИЛ:
Иск Панютиной Ольги Никифоровны - удовлетворить.
Признать незаконными решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж периода работы в должности врача стоматолога СПК «Лискинский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить Панютиной Ольги Никифоровне в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы с » с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и досрочно назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> в пользу Панютиной Ольги Никифоровны судебные издержки в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме, мотивированное решение будет составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья