Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Лиски 31 мая 2011 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Калугиной С.В.,
при секретаре Польшиковой Е.И.,
с участием
истца Китайгора Геннадия Ивановича,
представителя истца Никитиной А.С.,
представителя ответчика – ГУ-УПФ РФ
по <адрес> Калининой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Китайгора Геннадия Ивановича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении отдельных периодов в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии и досрочном назначении трудовой пенсии по старости, назначении дополнительного социального обеспечения,
у с т а н о в и л :
Китайгора Г.А. с 1978 года по настоящее время работает в должности второго пилота самолета АН-2 в различных предприятиях Министерства транспорта РФ.
ДД.ММ.ГГГГ истец Китайгора Г.И., полагая, что имеет необходимый стаж для назначения пенсии за выслугу лет, обратился в ГУ УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении такой пенсии и назначении выплат дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Решением ГУ УПФ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии досрочно и назначении дополнительного социального обеспечения ему отказано.
Истец Китайгора Г.И. обратился в суд с иском о признании решения ГУ УПФ РФ по <адрес> об отказе в назначении пенсии и дополнительного социального обеспечения незаконным, просит также обязать ответчика назначить ему пенсию досрочно со дня обращения с заявлением о назначении пенсии и назначить выплату дополнительного социального обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснил, что после окончания Омского летно-технического училища гражданской авиации он с 1977 года по настоящее время работает в должности второго пилота самолета Ан-2 в различных предприятиях гражданской авиации Министерства транспорта РФ.
В период с мая 2001 года по ноябрь 2003 года он работал летчиком-испытателем, а затем постовым ВОХР ФГУП «Завод № 67 гражданской авиации» <адрес>. Поскольку на заводе не было летной работы он, по согласованию с начальником летной службы, работал в должности второго пилота самолета Ан-2 в Авиационном учебном центре гражданской авиации ОАО авиашкола «Стриж» АОН <адрес>. В авиашколе «Стриж» он работал по срочным трудовым договорам, которые у него не сохранились, при этом он в качестве второго пилота самолета Ан-2 выполнял производственные полеты. По истечении срока договоров ему выдавались справки о часах налета, на основании которых по основному месту его работы в <адрес> в его летную книжку вносились соответствующие записи о часах налета. Такая практика была обычной, так как по основному месту работы не было возможности летать. В справках о часах налета, выданных школой «Стриж», указано, что основанием для их выдачи служат записи в летной книжке. Так было указано, поскольку в летной службе ему пояснили, что это необходимо для предъявления этих справок в Пенсионный фонд. Все спорные периоды он выполнял летную работу в качестве второго пилота, что и указано в его летной книжке. Полагает, что отказ в назначении пенсии и дополнительного социального обеспечения является незаконным, просит иск удовлетворить.
Представитель интересов истца в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что решение об отказе в назначении пенсии по выслуге лет и назначении дополнительного социального обеспечения не может быть признан законным, поскольку истцом в органы Пенсионного Фонда РФ представлены все необходимые документы, а именно трудовая и летная книжки, в которых содержится необходимая информация о количестве часов налета истца. То обстоятельство, что работодатель истца не производил за спорные периоды начисление и уплату страховых взносов в ПФ РФ, не может повлиять на его право на назначение пенсии досрочно и на назначение выплаты дополнительного социального обеспечения. Кроме того, как видно из сообщения Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ АУЦ ГА ОАО «Авиашкола «Стриж»» являлась эксплуатантом гражданской авиации до 2004 года. Полагает, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика – ГУ УПФ России по <адрес> полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку в представленных истцом в Пенсионный фонд документах имеются существенные разночтения: в спорные периоды времени истец работал в ФГУП «Завод № 67 гражданской авиации» сначала в должности второго пилота, а затем в должности постового ВОХР, летная же книжка заполнена по месту работы, предприятие отчиталось за льготный период работы истца в количестве 24 часов налета. Кроме того, в справках, выданных школой «Стриж» указано, что Китайгора Г.И. находился в командировке, однако, как следует из ответа ФГУП «Завод № 67 гражданской авиации» истца в командировку не направляли. Ни ФГУП «Завод № 67 гражданской авиации», ни АУЦ ГА ОАО «Авиашкола «Стриж»» АОН не производили начисление и уплату страховых взносов в Пенсионный Фонд в спорные периоды. Полагает, что истцом не представлено доказательств того, что он имеет достаточный для назначения пенсии досрочно стаж работы в должности второго пилота судов гражданской авиации, в связи с чем ему обоснованно отказано в назначении пенсии и дополнительного социального обеспечения, просит в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы отказного пенсионного дела №, материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требовании и возражений. При этом истцу надлежало представить доказательства наличия у него специального стажа, а ответчику представить доказательства отсутствия у истца такого стажа.
Согласно подпункта 13 пункта 1 ст.27 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации.
В спорные периоды работы истца в должности второго пилота воздушного судна действовали следующие нормативны акты:
- Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением», в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет имеют члены экипажей воздушных судов.
- Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в закон РФ «О государственных пенсиях в РФ»» из которого следует, что должностью члена летного экипажа, работа в которой дает право на повышение максимального размера пенсии за выслугу лет, является должность второго пилота, а в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги и установления величины повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в закон РФ «О государственных пенсиях в РФ»», утвержденных указанным Постановлением, период работы в качестве членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации подтверждается трудовыми книжками, летными книжками, летными сертификатами (свидетельствами), сертификатами (свидетельствами) эксплуатанта, а при отсутствии этих документов или недостаточности содержащихся в них сведений - справками Федеральной службы воздушного транспорта России по форме согласно приложению, выдаваемыми на основании соответствующих документов.
- Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», из которого следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются: каждые 12 часов налета: в авиации специального применения в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава,- за 1 календарный месяц;
- Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях»», в соответствии с которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами и подтверждено имеющимися в деле доказательствами: копией трудовой книжки, копией летной книжки, что истец имеет 21 год и 2 месяца специального стажа работы в должности второго пилота самолета Ан-2. (л.д.8-9)
Из представленной копии трудовой книжки истца видно, что он работал с мая 2001 года по ноябрь 2003 года летчиком-испытателем, а затем постовым ВОХР ФГУП «Завод № 67 гражданской авиации» <адрес>. (л.д.53-61)
При этом из летной книжки истца, которая осматривалась в судебном заседании и копия которой имеется в материалах дела, следует, что в спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец имел 691 час 38 минут налета в качестве второго пилота самолета Ан-2, что соответствует 4 годам 9 месяцам специального стажа. (л.д.14-20, 62-69)
Летная книжка заполнена по месту работы истца в ФГУП «Завод № 67 гражданской авиации», что не противоречит Правилам ведения летной книжки, а именно : если лицо, на которое ведется летная книжка, не несет постоянной летной работы, но продолжает летную тренировку, летная книжка ведется по месту службы и заполняется на основании официальных сведений, предоставляемых тренирующимся. (л.д.62) При этом часы налета подтверждены справками АУЦ ГА ОАО «Авиашкола «Стриж»» АОН, которая до 2004 года являлась эксплуатантом гражданской авиации. (л.д.11-13)
Указанные справки являются официальным документом, содержат необходимые сведения для внесения данных в летную книжку, не оспорены ответчиком и принимаются судом в качестве допустимого доказательства, подтверждающего факт исполнения истцом работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости.
То обстоятельство, что в справках имеется указание на то, что истец находился в командировке от ФГУП «Завод № 67 гражданской авиации», а администрация завода этого не подтверждает, и то, что основанием для выдачи справок является летная книжка, не может являться основанием для исключения данных о часах налета из летной книжки истца, так как ответственность за правильное ведение летной книжки возложена на командира подразделения, и при заполнении летной книжки указанные Справки были приняты как достоверный и достаточный источник сведений о количестве часов налета истца.
Поскольку период работы в качестве членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации подтверждается трудовыми книжками, летными книжками, суд полагает установленным, что истец в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял производственные полеты в качестве второго пилота самолета Ан-2.
Не может послужить основанием для включения в специальный стаж спорных периодов работы истца и то, что за указанный спорный период времени предприятие-работодатель не начисляло и не уплачивало страховые взносы, так как согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П: «Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.» А положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.»
Следовательно, ответчиком не представлено доказательств того, что истец Китайгора Г.И. не имел на день обращения в органы Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, необходимого 25-летнего стажа работы в должности второго пилота воздушного судна гражданской авиации. Истцом же представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что он имеет такой стаж: трудовая книжка и летная книжка, сведений, содержащихся в которых, достаточно для назначения ему пенсии по старости на основании подпункта 13 пункта 1 ст.27 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых пенсиях в РФ».
Кроме того, Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» предусмотрено право членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающих пенсии, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии. Такая доплата устанавливается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа у мужчин не менее 20 лет. Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 155 "Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии" должность, работа в которой дает право на дополнительное социальное обеспечение является должность второго пилота, при этом периоды работы в должностях, указанных в списке, на воздушных судах гражданской авиации подтверждаются трудовыми книжками, летными книжками, а при отсутствии этих документов или недостаточности содержащихся в них сведений - справками Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации по форме согласно приложению, выдаваемыми на основании соответствующих документов.
Документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке.
Как следует из сообщения Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ и ФГУП «Завод № 67 гражданской авиации» и АУЦ ГА ОАО «Авиашкола «Стриж»» являлись эксплуатантами гражданской авиации. (л.д.50)
То обстоятельство, что Федеральное агентство не подтвердило спорные периоды работы заявителя в качестве пилота воздушного судна гражданской авиации в связи с отсутствием трудовой книжки за указанные периоды времени, не может послужить основанием для отказа в удовлетворении требований о назначении дополнительного социального обеспечения, так как в судебном заседании установлено, что истцом в спорные периоды выполнялась работа в должности второго пилота самолета Ан-2 гражданской авиации.
Согласно ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» назначение и выплата (возобновление выплаты) доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке: с 1 февраля, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.
Поскольку истец обратился с заявлением о назначении дополнительного социального обеспечении о органы пенсионного обеспечения ДД.ММ.ГГГГ, то дополнительное социальное обеспечение должно быть назначено с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.70,71)
Поскольку специальный стаж истца на момент обращения его к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом этих периодов был более 25 лет, что является необходимым условием для досрочного назначения пенсии по старости на основании п.п. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», требования истца о досрочном назначении ему трудовой пенсии и дополнительного социального обеспечения подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
С учетом требований данной нормы и установленных обстоятельств, пенсия истцу подлежит назначению со дня обращения его к ответчику с заявлением о назначении пенсии, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, по указанным выше основаниям решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии и назначении дополнительного социального обеспечения признаются судом незаконным.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.27 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р ЕШИЛ:
Иск Китайгора Геннадия Ивановича - удовлетворить.
Признать незаконными решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж периодов работы в должности второго пилота самолета АН-2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить Китайгора Геннадию Ивановичу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 13 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и досрочно назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконными решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Китайгора Геннадию Ивановичу дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей в соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить Китайгора Геннадию Ивановичу дополнительное социальное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> в пользу Китайгора Геннадия Ивановича судебные издержки в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со его оглашения.
Судья