Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2011 года г. Лиски
Лискинский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего – судьи Шевцова В.В.
при секретаре Черновой Ю.И.
с участием истицы Свиридовой В.А.
представителя ответчика Департамента труда и социального развития <адрес> Тюниной Ю.Г.
представителей ответчика ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» Томилиной Г.Д., Неделиной В.А.
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску Свиридовой Валентины Александровны к Департаменту труда и социального развития <адрес>, ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» о возложении обязанности обеспечить бесплатным санаторно – курортным лечением и бесплатным проездом к месту отдыха и обратно,
У С Т А Н О В И Л :
Свиридова В.А. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социального развития <адрес>, ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>», в котором просила возложить на ответчиков обязанность обеспечить ее бесплатным санаторно – курортным лечением на Черноморском побережье и бесплатным проездом к месту отдыха и обратно. В обоснование иска указывала, что она является инвалидом 3 группы и имеет право на получение бесплатных санаторно – курортного лечения, проезда к месту отдыха и обратно. ДД.ММ.ГГГГ она сдала в Лискинский филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» все необходимые документы для получения путевки. При неоднократном обращении в органы социальной защиты населения ей сотрудники заявляли, что путевок нет, и когда будут неизвестно. ДД.ММ.ГГГГ она направила претензию, и получила на нее ответ из Департамента труда и социального развития <адрес> о том, что она исключена из реестра граждан, ожидающих путевку на санаторно – курортное лечение по причине того, что ДД.ММ.ГГГГ отказалась от получения набора социальных услуг. Она действительно отказалась от получения набора социальный услуг на 2011 год, но требует предоставить ей путевку за 2010 года, так как на тот год от получения путевки не отказывалась(л.д.3).
В последующем Свиридова В.А. подала дополнительное исковое заявление к тем же ответчикам, в котором указывала, что на ее обращения к сотрудникам Фонда социального страхования последние поясняли, что необеспечение ее путевкой в 2010 году явилось недостаточное финансирование и очередность. Однако, согласно законодательства требуемое количество путевок надлежащим образом финансируется из федерального бюджета, поэтому никаких очередей за путевками быть не должно(л.д.44).
Выслушав объяснения Свиридовой В.А., поддержавшей доводы иска, объяснения представителя ответчика Департамента труда и социального развития <адрес> Тюниной Ю.Г., представителей ответчика ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» Томилиной Г.Д., Неделиной В.А., иск не признавших, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Согласно ст. 6.1, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В силу ст. 6.2 того же федерального закона "О государственной социальной помощи" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 195-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2)бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с п.3.3 приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением правительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством <адрес> о передаче правительству <адрес> части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2102-р, утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с п.3 указанного постановления правительства <адрес> уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно определен департамент труда и социального развития <адрес>.
В силу п.п. 1.8, 1.9, 2.9 указанного Порядка граждане, имеющие право на предоставление санаторно-курортной путевки и проезд к месту лечения и обратно, включаются в реестр граждан, ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно (далее - реестр граждан).
Реестр граждан формируется департаментом труда и социального развития <адрес> (далее - Департамент) в хронологическом порядке, исходя из даты подачи заявления на предоставление санаторно-курортной путевки и проезд к месту лечения и обратно (далее - заявление).
Департамент не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка, сообщает гражданину:
- о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда;
- о включении федерального льготника в реестр граждан;
- об отказе в постановке на учет для получения бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Решение о включении федерального льготника в реестр граждан принимается в случае отсутствия у Департамента возможности предоставления санаторно-курортной путевки.
Из личного дела Свиридовой В.А. видно, что в нем имеется заявление Свиридовой В.А. от ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя Департамента с просьбой поставить ее на учет для получения бесплатной путевки на санаторно – курортное лечение(л.д.60). К заявлению прилагалась медицинская справка № от ДД.ММ.ГГГГ установленной формы(л.д. 63). ДД.ММ.ГГГГ Департамент письмом № известил Свиридову В.А. о том, что ее заявление рассмотрено и принято решение о включении ее в реестр граждан для получения путевки на санаторно – курортное лечение(л.д. 66).
В п.п. 4,5 постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что департаменту труда и социального развития <адрес> осуществлять финансирование переданных полномочий по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно за счет субвенций, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, этот нормативный акт действовал на момент подачи Свиридовой заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Департаментом труда и социального развития <адрес> предоставлены доказательства, подтверждающие законность своего решения о включении Свиридовой В.А. в реестр лиц, ожидающих путевку на санаторно – курортное лечение, поскольку не имелось возможности предоставить истице путевку сразу по поступлении от нее соответствующего заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ГУ Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ передало, а Департамент принял заявления отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на предоставление путевки на санаторно – курортное лечение и справок по форме 070/у-04 в количестве 5629 заявлений и 5629 справок, что также подтверждается реестрами этих заявлений и справок(л.д.51-55 ).
Приказом Минздравсоцразвития РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распределение в 2010 году субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43н "О распределении в 2010 году субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно", и <адрес> выделено на эти цели 71153100 рублей(л.д.72-73).
В объяснении на иск за подписью руководителя Департамента ФИО6 указано, что эти денежные средства были израсходованы на следующие цели: 68725820 рублей на приобретение 4194 путевок на санаторно – курортное лечение, 1769455,01 рублей на компенсацию оплаты проезда к месту лечения и обратно. Из Информации о приобретенных в 2010 году путевках на санаторно – курортное лечение с разбивкой по профилям заболеваний следует, что по профилю заболевания - болезни системы кровообращения приобретено 2118 путевок на сумму 34331472 рубля(л.д.46, 56-57).
Согласно выписки из электронного реестра граждан, ожидающих путевку на санаторно – курортное лечение Свиридова В.А. с датой подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ была в очереди под номером №(л.д.58). По указанным мотивам решение о ее включении в реестр ожидающих путевку было принято законно. Этими же доказательствами подтверждается, что ответчик не имел реальной возможности обеспечить истицу путевкой в течение 2010 года. В объяснении на иск приведен пример того, что до конца 2010 года путевки предоставлялись гражданам, ставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Последняя такая путевка выделена гражданину ФИО7 Предоставление путевки Свиридовой нарушало бы права других граждан, состоящих в реестре по очереди ранее истицы, что нарушало бы их права.
В силу ст. 6.3 ч.3 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ ( в редакции Федерального закона №345-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной социальной помощи" гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1.11 Порядка федеральные льготники исключаются из реестра граждан в случае: отказа от набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на очередной финансовый год.
Свиридова В.А. ДД.ММ.ГГГГ подала в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> заявление об отказе от получения с ДД.ММ.ГГГГ набора социальных услуг полностью(л.д.18). На основании этого заявления Департаментом она обоснованно ДД.ММ.ГГГГ исключена из реестра граждан, ожидающих путевку на санаторно – курортное лечение, о чем истица уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д.).
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости. Истица реализовала свои права по своему усмотрению, поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Свиридовой Валентине Александровне в удовлетворении иска к Департаменту труда и социального развития <адрес>, ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» о возложении обязанности обеспечить бесплатным санаторно – курортным лечением и бесплатным проездом к месту отдыха и обратно – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья