Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Лиски 20 сентября 2011 года
Лискинский районный суд Воронежской области составе:
судьи Трофимовой В.И.
при секретаре Музыченко М.В.,
с участием истицы Обориной Н.В.,
представителя ответчика – ГУ-УПФ РФ
по Лискинскому району Калининой И.Ю.,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обориной Натальи Викторовны к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании незаконным решения руководителя об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, включении отдельных периодов в специальный стаж и досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ, считая, что имеется 25-летний специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Оборина Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (л. д. 42-43).
Решением руководителя ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истицы не были включены периоды нахождения ее в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации (далее – оспариваемые периоды) со ссылкой на то, что включение таких периодов не предусмотрено утвержденными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – Правила) и Разъяснением № «О порядке применения списков профессий, должностей, дающих в соответствии со ст.ст. 12. 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Разъяснения).
Этим же решением истице было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 25-летнего педагогического стажа.
Считая решение ответчика незаконным, нарушающим права, истица обжаловала его в суд, прося признать его незаконным и обязать ответчика включить оспариваемые периоды в педагогический стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии.
В судебном заседании истица, сославшись на доводы, приведенные в исковом заявлении, поддержала свои требования, дополнила их требованием о признании незаконным и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – комиссия) в части невключения оспариваемых периодов в педагогический стаж и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,
Представитель ответчика заявленные требования не признал и в своих возражениях пояснил суду, что комиссией и руководителем ответчика обоснованно по основаниям, изложенным в оспариваемых решениях и письменном ответе на обращение истицы, не включены в педагогический стаж оспариваемые истицей периоды и отказано в досрочном назначении трудовой пенсии.
Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, обозрев отказное пенсионное дело истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из объяснений сторон, копии трудовой книжки истицы и обозренного отказного пенсионного дела, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работала и продолжает в настоящее время работать в МОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа» в должностях, связанных с осуществлением педагогической деятельности, в т. ч. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в должности учителя (л. д. 8-11, 26-27, 44-46).
Судом установлено также, подтверждено объяснениями сторон, записями в трудовой книжке и обозренным отказным пенсионным делом истицы, что к моменту обращения за назначением пенсии (к ДД.ММ.ГГГГ) истица имела исчисленный в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Список), педагогический стаж работы 24 года 7 месяцев и 28 дней (л. д. 44-46).
Установлено судом и то, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице по месту работы предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска в связи с обучением ее в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении – Борисоглебском государственном педагогическом институте, а в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы (л. д. 26-27, 47).
Указанные выше обстоятельства признаны представителем ответчика. Факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за весь период работы истицы сторонами не оспаривался.
Как следует из оспариваемых решений комиссии и руководителя ответчика, в специальный стаж истицы не включены оспариваемые периоды (л. д. 12-17, 44-46).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Ст. 91 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № было предусмотрено, что обучение на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации по переквалификации включается в общий трудовой стаж наравне с работой, указанной в ст. 89 Закона.
Действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № (пунктами 1 и 2), предусматривалось, что учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются время обучения на курсах повышения квалификации по специальности, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Разъяснением, на которое ссылается представитель ответчика, также предусмотрено применение при назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, предусмотрено, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (далее – Федеральный закон) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Этим же законом сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Список и Правила.
Указанным выше и всеми иными, действовавшими в оспариваемые истицей периоды Списками - от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, - предусмотрена должность учителя.
Согласно п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Для отдельных категорий работников – педагогических работников в том числе - в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
С учетом этого периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемые истицей решения признать законными и обоснованными нельзя, поскольку они нарушают право истицы на пенсионное обеспечение и вынесены в противоречие с действующим законодательством и позицией, изложенной в указанном выше постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного требования истицы о включении в педагогический стаж оспариваемых периодов нахождения в учебных отпусков и на курсах повышения квалификации, признании незаконными решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой части и решения руководителя ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» подлежат удовлетворению.
Поскольку с учетом признанных судом подлежащих включению в педагогический стаж периодов этот стаж на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии (на ДД.ММ.ГГГГ) составлял более 25 лет, требования истицы о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости также подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Таким днем считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Истица с заявлением о назначении пенсии к ответчику обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л. д.42-43) и именно с этой даты ей должна быть назначена пенсия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Обориной Натальи Викторовны полностью удовлетворить.
Признать незаконными решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж Обориной Натальи Викторовны периодов нахождения ее в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации и отказа в досрочном назначении пенсии и решение руководителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Обориной Наталье Викторовне в досрочном назначении трудовой пенсии.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить Обориной Наталье Викторовне в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды нахождения ее в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и досрочно назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья