о назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.11.2011 года г. Лиски

Лискинский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего – судьи Будаевой Л.А.

при секретаре Давыдовой М.В.

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лукьянова Ивана Васильевича к ГУ УПФ РФ по Лискинскому району о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Лукьянов И.В. обратился в суд с данным иском, ссылаясь на то, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении ему трудовой пенсии досрочно, в связи с достижением 58-летнего возраста, наличием необходимого страхового стажа и специального стажа – работал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности механика рефрижераторного вагонного депо, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности начальника рефрижераторного поезда Лискинского рефрижераторного депо, специальный стаж составляет более 6 лет 3-х месяцев, следовательно его пенсионный возраст подлежит уменьшению на два года..

Решением ГУ УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении трудовой пенсии по старости.

Лукьянов И.В. просит признать данное решение незаконным в части невключения указанных периодов в специальный стаж и отказа ему в назначении трудовой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж период его работы в должности начальника рефрижераторного поезда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ему досрочно трудовую пенсию с момента обращения с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец уточнил свои требования, просил суд обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию с момент приобретения права на нее, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что в обоснование своих требований истец ссылается на пп.2 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако, Списком №2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №10 с изменениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №591, не предусмотрены должности механиков рефрижераторных поездов (секций). Несмотря на то, что действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ Списком №2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №1173 предусмотрены должности машинистов (механиков) рефрижераторных поездов (раздел ХХХ), должность начальника рефрижераторного поезда не предусматривалась этим Списком не предусматривалась.. В ст.12 ранее действовавшего Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", такое право на досрочное назначение пенсии предоставлялось пунктом «б» - мужчинам по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона. Однако, в соответствии с самостоятельной нормой - п. «д» указанной статьи, которая предусматривала право рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей на досрочное назначение трудовой пенсии, последним не было предоставлено право на снижение общего пенсионного возраста в связи, если они проработали на указанных должностях не менее половины установленного срока.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ст.27 п.1 п.п.2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Подпунктом 5 п.1 ст.27 Закона предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Данная норма не предусматривает права этих лиц на назначение им трудовой пенсии с уменьшением возраста, как подпункт 2.

В Списке №2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №10, отсутствуют такие должности как механики рефрижераторных поездов (секций) и начальники рефрижераторных поездов (секций).

Должность «механик рефрижераторных поездов (секций)» предусмотрена самостоятельным Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272.

Согласно положениям ст.31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 107-О «ПО ЗАПРОСУ СОРМОВСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА 2 ПУНКТА 1, ПУНКТОВ 2 И 3 СТАТЬИ 27 И ПУНКТОВ 1 И 2 СТАТЬИ 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

2. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Содержание норм ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с тяжелыми условиями труда в период до ДД.ММ.ГГГГ и именно тогда выработал требуемый специальный стаж). При этом из предписаний подпункта 2 пункта 1 и пункта 3 статьи 27, а также иных статей данного Федерального закона не следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с тяжелыми условиями труда (в частности, были включены в Список N 2 1956 года) и до ДД.ММ.ГГГГ засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте.

Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, - принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона.Данные положения не препятствуют правоприменительным органам учитывать при исчислении стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на назначение трудовой пенсии досрочно, время выполнения гражданином работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1173; иное истолкование данных положений противоречило бы их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении. Положения подпункта 2 пункта 1 и пунктов 2, 3 статьи 27, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении.

В соответствии с ранее действовавшим (на период работы истца в указанных должностях) до ДД.ММ.ГГГГ Списком №2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №1173 предусмотрены должности машинистов (механиков) рефрижераторных поездов (раздел ХХХ).

Согласно действовавшему на указанный момент Закону СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях», (статье 9), на льготных условиях имеют право на пенсию по старости:

а) рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет;

б) рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

Рабочие и служащие, предусмотренные в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, имеют право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях (независимо от места последней работы).

В соответствии со ст.14 Закона «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от ДД.ММ.ГГГГ, на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров СССР, и по результатам аттестации рабочих мест:

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 13 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Таким образом, законодатель установил право указанных работников на льготную пенсию, которое они приобрели до последующего изменения пенсионного законодательства.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РСФСР "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР" в связи с началом введения в действие с ДД.ММ.ГГГГ Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" установлено не применять с этого срока на территории РСФСР Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и Постановление Верховного Совета СССР "О порядке введения в действие Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан СССР".

В соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается:

б) мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.

Гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам;

д) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.

Разъяснением, утвержденным Постановлением Министерства труда и занятости населения РФ от 11,06.1992 года N 21и «О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПИСКА ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД, А ТАКЖЕ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕРЕВОЗОК И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И МЕТРОПОЛИТЕНЕ ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ПРАВОМ НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ "Д" СТАТЬИ 12 ЗАКОНА РСФСР "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР", установлено, что механикам рефрижераторных поездов (секций) в специальный стаж для назначения пенсий на льготных условиях включаются периоды их работы в 1978 - 1990 годах в качестве начальников рефрижераторных поездов (секций) при обслуживании рефрижераторных поездов (секций) меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами обслуживания рефрижераторных поездов (секций), и наличии подтверждающих документов о доплате за совмещение должностей.

По смыслу вышеприведенного Разъяснения, фактически установлено тождество профессий – механика рефрижераторных поездов (секций) и начальника рефрижераторных поездов (секций), который выполнял работу механика, если обслуживал рефрижераторные поезда (секции) меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами, и получал доплату за совмещение должностей.

Как видно из справок работодателя, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал начальником рефрижераторные поезда (секции), но обслуживал рефрижераторные поезда меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами (в два лица при норме обслуживания предусматривается 3 человека), и получал доплату за совмещение должностей, т.е. фактически исполнял также трудовые обязанности механика рефрижераторного поезда.

Несмотря на то, что данные разъяснения были даны к п. «д» СТАТЬИ 12 ЗАКОНА РСФСР "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР", а не к ранее действовавшему закону, когда должность механика рефрижераторные поезда (секции) содержалась в Списке № 2, суд находит, что такое формальное толкование указанной нормы, исходя из хронологической даты ее принятия, не соответствует ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которой: 1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ У СУДОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) (п.9).

Поскольку ответчиком в решении от ДД.ММ.ГГГГ засчитаны в специальный стаж периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности механика рефрижераторного вагонного депо, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и требования истца о включении последнего периода не состоятельны, а требования о включении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – не основаны на законе, то в части включения указанных периодов в специальный стаж исковые требования не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, поскольку истец достиг ДД.ММ.ГГГГ 58 лет и имеет необходимый специальный стаж, превышающий 6 лет и 3 месяцев, а также страховой стаж свыше 25 лет, трудовая пенсия должна быть ему назначена с момента приобретения права на нее, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Лукьянова Ивана Васильевича удовлетворить частично.

Обязать ГУ УПФ РФ по <адрес> назначить Лукьянову Ивану Васильевичу трудовую пенсию с момента приобретения права на нее, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска Лукьянову Ивану Васильевичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, которое будет составлено ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов.

Судья