РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 17 февраля 2011 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Трофимовой В.И.,
при секретаре Музыченко М.В.,
с участием истца Миронова Е.Н.,
представителя ответчика Муравлевой О.Д.,
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску Миронова Евгения Никифоровича к ТСЖ «Надежда+» о признании незаконными действий ответчика по проведению перерасчета платы за отопление и аннулировании произведенного перерасчета,
У С Т А Н О В И Л:
Миронов Е.Н. обратился в суд с иском к ТСЖ «Надежда+», в котором указал, что в августе 2010 года ответчик незаконно при отсутствии оснований для изменения нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов произвел перерасчет платы за отопление, включив в квитанцию об оплате коммунальных платежей за август 2010 года сумму перерасчета платы за отопление в размере 1866,76 рублей.
Расценив эти действия как повышение платы за отопление, произведенное с нарушением Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ 306 и 307, истец просил признать действия ответчика по перерасчету платы за отопление за 2009-2010 годы незаконными и обязать его аннулировать произведенный перерасчет, а также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.
В судебном заседании истец, сославшись на доводы, приведенные в исковом заявлении, заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, сославшись на то, что плата за отопление с истца и других потребителей, проживающих в домах, управление которыми осуществляет ТСЖ «Надежда+», взимается (и в отопительный сезон 2009-2010 года также взималась) по тарифам и в размерах, установленных постановлениями главы администрации городского поселения <адрес>.
В августе 2010 года была произведена корректировка размера платы за отопление по указанной в подпункте 2 пункта 2 Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, размер которой для истца составил 2191,82 рубля. Часть этой суммы была погашена поставщику тепловой энергии за счет средств на содержание и ремонт жилых помещений, а часть - 1866,76 руб. – была включена в квитанцию истца об оплате коммунальных платежей за август 2010 года.
Эту сумму скорректированного размера платы за отопление истец не оплатил до настоящего времени.
Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица - МУП «Городской центр жилищных расчетов», надлежаще уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил (л. д. 23).
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей ФИО4 и ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, признано сторонами и подтверждено представленными ими письменными доказательствами, что истец является собственником <адрес> площадью 59 кв.м, расположенной в <адрес>, а ТСЖ «Надежда+» осуществляет функции управляющей компании. Жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, в т. ч. жилой дом, где проживает истец, приборами учета тепловой энергии в отопительный сезон 2009-2010 года оборудованы не были (л. д. 7-9, 69-83).
Установлено судом также и никем не оспаривалось, подтверждено письменными доказательствами, что поставку тепла в жилой дом, где расположена квартира истца, и другие жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, в отопительный сезон 2009-2010 года по договору от ДД.ММ.ГГГГ осуществляло ОАО «РЖД» в лице Лискинской специализированной дистанции тепловых сетей Дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения ЮВЖД - филиала ОАО «РЖД» (далее – поставщик тепловой энергии) по тарифам, утвержденным приказами Управления по государственному регулированию тарифов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 51-56, 87, 90-92).
Судом установлено также, что все операции по расчетам за жилищно-коммунальные услуги с гражданами - потребителями этих услуг выполняет МУП «Городской центр жилищных расчетов» по договору, заключенному с ТСЖ «Надежда+» (л. д.64-68).
Из представленных суду письменных доказательств, объяснений представителя ответчика и показаний свидетелей ФИО4 и ФИО5 следует, что в течение отопительного сезона 2009-2010 года между поставщиком тепловой энергии и ТСЖ «Надежда+» производились ежемесячные сверки объемов, качества и сроков оказания услуг по поставке тепловой энергии, счета за потребленную тепловую энергию выставлялись на основании актов выполненных работ. Каких-либо разногласий при проведении сверок и подписании актов выполненных работ между сторонами договора от ДД.ММ.ГГГГ не имелось. Этот договор никем не оспорен и недействительным не признан (л. д. 34-39, 43-50).
Установлено судом также, никем не оспорено и подтверждено представленными письменными доказательствами, объяснениями представителя ответчика и показаниями свидетеля ФИО5, что за отопительный сезон 2009-2010 года поставщик тепловой энергии выставил ТСЖ «Надежда+» счета на 1064524,8 рубля, населению за этот период по тарифам, утвержденным постановлениями главы администрации городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, было начислено 890802,75 рублей (л. д. 34-37, 43-50, 57-63).
Представитель ответчика в суде утверждал, что в августе 2010 года ответчиком как исполнителем услуги была произведена корректировка размера платы за отопление по формуле, указанной в подпункте 2 пункта 2 Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, размер которой для истца составил 2191,82 рубля.
По решению правления ТСЖ «Надежда+» от ДД.ММ.ГГГГ 325,04 руб. из скорректированного истцу размера платы за отопление было погашено поставщику тепловой энергии за счет средств на содержание и ремонт жилых помещений, а остальная сумма - 1866,76 руб. – была включена в квитанцию истца об оплате коммунальных платежей за август 2010 года и эту сумму истец до настоящего времени не оплатил. Корректировка платы была произведена только один раз в год.
Указанные обстоятельства признаются судом установленными, поскольку они подтверждены письменными доказательствами, показаниями свидетеля ФИО5 (л. д. 24-29, 30-33, 41).
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, - общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Указанная норма в соответствии со ст. 548 ГК РФ применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами местного самоуправления в порядке, установленном законом.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы.
Действие этих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Правилами предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами.
В соответствии с п. 22 Правил в случае отсутствия приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
Подпунктом «а» п. 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № к Правилам.
Правилами предусмотрено также, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (п. 37), исполнителю предоставлено право требовать внесения платы за коммунальные услуги (п.50), на потребителя возложена обязанность своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и договором (п. 52).
В Приложении № к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам приведены формулы расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, в подпункте 2 п. 1 этого же Приложения указана формула корректировки исполнителем размера платы за отопление.
Из анализа составляющих этой формулы следует, что расчет размера корректировки платы производится исходя из размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Корректировка исполнителем размера платы за отопление позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной за фактически поставленную в многоквартирный дом тепловую энергию, и исчисленной по нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных.
В соответствии с п. 27 Правил величина, полученная в результате корректировки размера платы за отопление, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги.
Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ-1770, от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ10-1499, определением от ДД.ММ.ГГГГ № КАС09-27 подтверждена законность п.п. «а» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и подпункта 2 п. 1 Приложения № к этим Правилам, которыми предусмотрено проведение периодической корректировки платы за коммунальные услуги, отмечено, что эти нормы не противоречат федеральным законам «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и ЖК РФ.
Из представленного ответчиком суду расчета следует, что корректировка платы за отопление проведена ответчиком по формуле, указанной в подпункте 2 п. 1 Приложения № к Правилам (л. д. 32-33).
На момент проведения корректировки истец являлся потребителем коммунальной услуги.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности и с учетом требований указанных выше правовых норм, суд приходит к выводу, что в августе 2010 года ответчик произвел не повышение размера платы за отопление, а перерасчет этой платы в связи с ее корректировкой в соответствии с требованиями подпункта «а» п. 19 и по формуле, указанной в подпункте 2 п. 1 Приложения № к этим Правилам.
Поскольку корректировка платы за отопление была произведена ответчиком в точном соответствии с требованиям указанных выше правовых норм, а величина, полученная в результате корректировки, в соответствии с требованиями ст. 27 Правил включена истцу в квитанцию при начислении платы за коммунальные услуги за август 2010 года, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании указанных выше действий ответчика незаконными и аннулировании произведенного перерасчета платы за отопление.
Приходя к такому выводу, по основаниям, указанным выше, суд отвергает доводы истца о том, что ответчик незаконно повысил плату за отопление и незаконно произвел перерасчет платы, расценивает эти доводы истца как субъективное толкование закона и Постановлений Правительства РФ.
Поскольку в силу требований ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, к которым относятся и расходы по оплате госпошлины, взыскиваются стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов, понесенных им в связи с оплатой госпошлины при подаче искового заявления, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Миронова Евгения Никифоровича к ТСЖ «Надежда+» о признании незаконными действий ответчика по проведению перерасчета платы за отопление за 2009-2010 годы и аннулировании произведенного перерасчета отказать.
Мотивированное решение будет составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья