об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочную трудовую пенсию



                                     Р Е Ш Е Н И Е

                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2011 года                                                           г. Лиски

Лискинский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего – судьи Шевцова В.В.

при секретаре Черновой Ю.И.

с участием представителя истца – адвоката Никитиной А.С.

представителя ответчика Коротоякской С.И.

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мельникова Олега Ивановича к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Лискинскому району Воронежской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,

                                         У С Т А Н О В И Л :

Мельников О.И. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес>, в котором указывал, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в виду отсутствия необходимого 30-летнего стажа. При этом в стаж не были зачтены периоды его службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в воинской части , а также курсы усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считал данное решение незаконным, поскольку служба в армии по действовавшему на тот момент законодательству включалась в специальный стаж медицинских работников. Во время направления на курсы повышения квалификации за ним сохранялось место работы и заработная плата, отчислялись взносы в пенсионный фонд, а, кроме того, такое обучение являлось обязательным условием выполнения работы. Просил признать решение незаконным в этой части, включить указанные периоды в специальный стаж и назначить ему пенсию с момента обращения за ней с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание Мельников О.И. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддержал.

Выслушав объяснения представителя истца – адвоката Никитину А.С., поддержавшую доводы иска, представителя ответчика Коротоякской С.И., иск не признавшей, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 27 п.1 п.п.20, п.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно копии военного билета на имя Мельникова О.И. он проходил службу в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается копией трудовой книжки.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подп. "г" п. 1 которого предусматривал, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам. Таким образом, вышеназванный период службы Мельникова подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Нахождение Мельникова, как медицинского работника, на курсках повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в воинской части , а также курсы усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается имеющимися в деле свидетельствами(л.д.21-23).

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.

Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Следовательно, из заработка за периоды нахождения работника в командировках работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.

Для медицинских работников в силу ведомственных правовых актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Вопрос о направлении работника в служебную командировку и на курсы повышения квалификации зависит не от воли самого работника, а от действий работодателей. По указанным мотивам эти периоды также подлежат зачету в специальный стаж.

Таким образом, при зачете вышеуказанных периодов деятельности истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, на дату его обращения к ответчику он имел необходимый для назначения льготной пенсии 30-летний стаж, поэтому обрел право на пенсию.

На основании ст. 98 ч.1 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя из расчета по 4000 рублей за подготовку иска и один день участия адвоката в судебном заседании, исходя из минимальных ставок оплаты их труда, поскольку дело не представляло особой сложности, а также государственная пошлина 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                         Р Е Ш И Л :

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> зачесть Мельникову Олегу Ивановичу период службы в Вооруженных силах СССР в воинской части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также курсы усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и назначить Мельникову О.И. такую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> в пользу Мельникова Олега Ивановича судебные расходы 8200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья