Об отказе в постановке автомобиля на регистрационный учет и идентификации шасси автомобиля.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2012 года г. Лиски

Лискинский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего – судьи Шевцова В.В.

при секретаре Волобуевой К.Э.

с участием заявителя Прошунина А.В., его представителя Кошелева А.В.

представителя Межрайонного регистрационно – экзаменационного отдела(МРЭО) УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> Колпакова М.В.

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Прошунина Александра Викторовича на действия Межрайонного регистрационно – экзаменационного отдела УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> об отказе в совершении регистрационных действий с транспортным средством,

У С Т А Н О В И Л :

Прошунин А.В. обратился в суд с заявлением на действия МРЭО УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> по отказу в совершении регистрационных действий в отношение принадлежащего ему автомобиля <данные изъяты>. В обоснование заявления указывал, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли – продажи он купил у Кошелева А.В. автомобиль <данные изъяты>», <данные изъяты> года выпуска, тип транспортного средства фургон, двигатель , кабина , у которого на шасси отсутствовал идентификационный номер. В паспорте транспортного средства было указано, что идентификационный номер и номер шасси отсутствует. Он обратился в МРЭО УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> для постановки автомобиля на учет и одновременно просил идентифицировать шасси путем вклейки фотографии в регистрационные документы, но ему ДД.ММ.ГГГГ в совершении этих регистрационных действий было отказано на том основании, что якобы идентификационный номер машины подвергался уничтожению. Считал данный отказ незаконным, так как ранее при постановке этой машины прежним собственником Кошелевым А.В. на учет, а также при ее снятии с учета идентификационного номера на машине и в документах изначально не было. Кошелев А.В. обращался в ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> с заявлением о проведении проверки. В результате проверки экспертным исследованием было установлено, что идентификационная маркировка на шасси не выявлена, номер на шасси не уничтожался и не изменялся, так как его изначально не было. В связи с чем просил обязать МРЭО поставить автомобиль на регистрационный учет и идентифицировать шасси его автомобиля путем вклейки фото в регистрационные документы(л.д.4).

В судебном заседании Прошунин А.В.заявление поддержал.

Представитель заявителя по доверенности Кошелев А.В. заявление также поддержал, пояснил, что ранее спорный автомобиль принадлежал ему на праве собственности. В 2000 году он купил автомобиль «<данные изъяты>», который по документам не имел идентификационного номера(номера шасси), что было указано в паспорте транспортного средства, и поставил на учет в ОГИБДД <адрес>, где проживал ранее. ДД.ММ.ГГГГ в МРЭО УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> снял с учета автомобиль для продажи. ДД.ММ.ГГГГ по договору купли – продажи продал автомобиль гражданину Прошунину А.В. При этом у них состоялась договоренность о том, что он обязуется вклеить фото шасси в регистрационные документы автомобиля, на чем настаивал покупатель. Он обратился с таким заявлением к начальнику МРЭО, который направил его и автомобиль для проведения проверки, после которой ДД.ММ.ГГГГ, ему официально отказано в совершении регистрационного действия по тому основанию, что идентификационный номер подвергался уничтожению. Он обжаловал эти действий в суд, но определением Лискинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по заявлению прекращено в связи с тем, что он уже не является собственником транспортного средства. ДД.ММ.ГГГГ в МРЭО с заявлением о постановке автомобиля на учет и идентификации номера шасси обратился Прошунин А.В., которому также в совершении регистрационных действий отказано по тому же мотиву. Считал действия МРЭО незаконными, так как номера шасси на автомобиле и в ПТС изначально не было. В 2003 году на автомобиле производились ремонтные работы по установке автомобильного фургона, который не соответствовал по установочным местам раме. В связи с этим на раме производились сварочные работы, от которых остались следы. Но преднамеренно идентификационный номер никто не уничтожал, так как его не было, и рама была безномерная.

Представитель МРЭО УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> государственный инспектор Колпаков М.В. заявление считал необоснованным, поскольку при проведении проверки сотрудниками полиции в ходе экспертного исследования выявилось, что номер шасси автомобиля «<данные изъяты>» подвергался уничтожению, что исключает регистрационные действия с таким транспортным средством.

Выслушав объяснения заявителя, его представителя, представителя государственного органа, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из заявления Прошунина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ в МРЭО следует, что он просил зарегистрировать приобретенный по договору купли –продажи от ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты>». На заявлении имеется резолюция начальника МРЭО от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Прошунину А.В. в отказано в регистрации на основании п.3 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.7). Поскольку отказ в регистрации транспортного средства создает препятствия Прошунину в использовании автомобиля на дорогах общего пользования, то такой отказ может быть обжалован в суд на основании абзаца 3 ст. 255 ГПК РФ.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с п.3 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

В то же время согласно п. 51 тех же Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

В ходе судебного разбирательства было установлено, и следует из паспорта транспортного средства <адрес>, что прежний собственник автомобиля <данные изъяты>» Кошелев А.В. ДД.ММ.ГГГГ в МРЭО УГИБДД УВД <адрес> зарегистрировал за собой на основании договора купли-продажи автомобиль «<данные изъяты><данные изъяты> года выпуска, который не имел идентификационного номера и номера шасси. В графах 1 и 7 паспорта транспортного средства указано, что идентификационный номер и номер шасси отсутствует. Автомобилю был присвоен государственный регистрационный знак О 194 АТ 36.

ДД.ММ.ГГГГ Кошелев в МРЭО снял автомобиль с учета для отчуждения, свидетельство о регистрации, государственные регистрационные номера сданы, выдан транзитный номер , о чем имеются соответствующие отметки в паспорте транспортного средства.

Таким образом, эти регистрационные действия подразделениями ГИБДД <адрес> совершены с автомобилем, не имеющим идентификационного номера и номера шасси.

По договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ Кошелев А.В. продал гражданину Прошунину А.В. указанный автомобиль за 1 миллион рублей. В договоре также указано, что автомобиль номера рамы не имеет. В паспорте транспортного средства была сделана отметка об изменении собственника транспортного средства на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная подписями продавца Кошелева А.В. и покупателя Прошунина А.В.

ДД.ММ.ГГГГ Кошелев А.В. обратился с заявлением в Отдел МВД РФ по <адрес> в котором указывал, что при продаже автомобиля у покупателя возникли сомнения в подлинности безномерного агрегата – рамы. В связи с чем просил провести экспертизу и дать заключение на возможность вклейки фото в регистрационные документы.

Согласно экспертного исследования ООО «Центр судебной экспертизы» /О-11 от ДД.ММ.ГГГГ на представленном на исследование автомобиле «<данные изъяты>» идентификационная маркировка на раме не выявлена. Поверхностный слой металла на участке рамы, где предположительно должна находиться идентификационная маркировка имеет ярко выраженные многочисленные следы спила площадки режущим инструментом, следы электрической сварки, газорежущего инструмента. В исследовательской части заключения указано, что в паспорте транспортного средства отмечено в графе на отсутствие идентификационного номера, из чего следует, что рама ранее заменялась и установлена из запасных частей, выпускаемых заводом изготовителем как запасная часть без нанесенной идентификационной маркировки.

Из объяснений Кшелева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что когда автомобиль находился в его собственности был оборудован безномерной рамой, стоял в таком виде на учете в ГИБДД. В 2003 году на автомобиль устанавливался автомобильный фургон нового образца, который не совпадал с заводскими установочными местами. Так как рама была безномерная, то производились сварочные работы по креплению автофургона в месте предполагаемого номера рамы.

Постановлением инспектора по ИАЗ ОГИБДД Отдела МВД РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела в отношение Кошелева А.В. отказано за отсутствием в его действиях состава преступления по п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, установлено, что за время нахождения автомобиля в собственности Кошелева А.В. номер агрегата ни он, никто иной не уничтожал, а экспертным исследованием идентификационная маркировка на раме не выявлена.

Таким образом, по делу установлено, что прежний собственник автомобиля Кошелев регистрировал за собой и снимал с учета автомобиль с отсутствующим идентификационным номером в ПТС. В таком виде он продал автомобиль Прошунину А.В. Проведенной в установленном порядке проверкой установлено, что идентификационная маркировка на машине отсутствует и факт уничтожения маркировки не нашел своего подтверждения. Наличие следов механического воздействия на раме не доказывает уничтожения маркировки номера, поскольку он изначально по документам отсутствовал, а следы обусловлены проведением ремонтных работ по установке автофургона. С учетом конкретных обстоятельств этого дела данный довод Кошелева не опровергнут.

Следовательно, оснований, препятствующих совершению регистрационных действий, указанных в п. 3 Правил не имеется: уничтожения маркировки идентификационного номера не имело места, так как номер изначально отсутствовал. Кроме того, отсутствует несоответствие номерных агрегатов регистрационным документам: в ПТС указано, что идентификационный номер отсутствует, и он фактически на раме отсутствует.

Так как согласно п.51 Правил регистрация прекращается(аннулируется) только в случае установления органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, а таких фактов не имеется, поэтому регистрационный учет должен быть восстановлен. Кроме отсутствия номера на раме, никаких данных о несоответствии автомобиля требованиям безопасности дорожного движения, не имеется.

Согласно п.35.20 "Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденного приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ при совершении регистрационных действий в порядке, предусмотренном подпунктом 35.6 настоящего Административного регламента, в отношении транспортных средств, имеющих признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, и иных случаях, соответствующих законодательству Российской Федерации, в графах "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" паспорта транспортного средства (кроме случаев зарегистрированных изменений), свидетельства о регистрации транспортного средства транспортных средств, карточки учета транспортного средства делаются записи "Номер VIN (кузова, шасси, рамы) изменен" (с указанием конкретного основания изменения маркировки транспортного средства). На внутреннюю сторону свидетельства о регистрации, а также в графы "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" паспорта транспортного средства (кроме случаев зарегистрированных изменений), карточки учета транспортного средства транспортных средств вклеиваются фотографии места измененной маркировки размером 50 x 15 мм.Записи, вносимые в свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт транспортного средства, а также фотографии заверяются подписью начальника регистрационного подразделения, его заместителя и иного уполномоченного должностного лица и печатью регистрационного подразделения.

По делу установлено, что в регистрационных документах автомобиля идентификационный номер не указан. В связи с этим новый собственник автомобиля Прошунин А.В. вправе ставить вопрос о вклеивании фотографии места на раме, где такая маркировка должна быть, в регистрационные документы в целях подтверждения законности владения и пользования транспортным средством. В то же время, так как номера шасси не имеется, следует сделать отметку не «Номер VIN шасси изменен», а «Номер VIN шасси отсутствует». Из этого следует, что требование Прошунина А.В. о вклеивании фотографий в регистрационные документы подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ч.1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать МРЭО УГИБДД ГУ МВД РФ по <адрес> зарегистрировать за Прошуниным Александром Викторовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> автомобиль <данные изъяты> года выпуска, тип транспортного средства фургон, двигатель 238Н1 8815522, кабина 1783548, с внесением в графы "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства транспортных средств, карточки учета транспортного средства записи "Номер VIN шасси отсутствует", на внутреннюю сторону свидетельства о регистрации, а также в графы "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" паспорта транспортного средства, карточки учета транспортного средства транспортного средства вклеить фотографии места размещения маркировки размером 50 x 15 мм. Записи, вносимые в свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт транспортного средства, а также фотографии заверить подписью начальника регистрационного подразделения, его заместителя и иного уполномоченного должностного лица и печатью регистрационного подразделения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья