Дело № 2 – 248/2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 22 марта 2011 года.
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Шурупова В.А.,
при секретаре Дубровиной Ю.С.,
с участием истца Белякова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Белякова Алексея Андреевича к администрации Лискинского муниципального района <адрес> о включении земельного участка в наследственную массу и признании на него права собственности,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – ФИО1, после смерти которого открылось наследство в виде земельной доли в ГУП СХП «Прогресс» площадью 5,0 га. из земель сельскохозяйственного назначения.
При жизни она свое имущество никому не завещала и единственным наследником первой очереди после смерти ФИО1 является её сын – Беляков А.А., который в установленный законом срок не обратился с заявлением о принятии наследства в нотариальную контору, но фактически его принял, распорядившись вещами, принадлежащими матери.
В настоящее время он обратился в нотариальную контору с заявлением, о выдаче ему свидетельства о праве на наследство на имущество, оставшееся после смерти его матери, однако нотариус в выдаче свидетельства отказал по причине пропуска им срока установленного законом для принятия наследства.
В связи с этим Беляков А.А. обратился в суд с настоящим иском, в котором просит включить в наследственную массу земельную долю в ГУП СХП «Прогресс» принадлежащую его матери и признать за ним на неё право собственности в порядке наследования по закону.
В судебном заседании истец Беляков А.А. дополнил свои исковые требования и попросил суд также установить факт принятия им наследства после смерти матери, поддержав ранее заявленные им требования в полном объеме.
Ответчик о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом извещен, представитель в судебное заседание без уважительных причин не явился.
Суд считает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество.
Как видно из копии свидетельства о смерти – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Истец Беляков А.А. сын покойной и является единственным наследником первой очереди по закону после её смерти, поскольку муж ФИО1 наследство после её смерти не принимал и от его принятия отказался.
Факт принадлежности умершей ФИО1 права на земельную долю в ГУП СХП «Прогресс» подтверждается архивной справкой, выданной администрацией Лискинского муниципального района <адрес>, согласно которой умершая ФИО1 действительно значится в списке колхозников колхоза «Прогресс» <адрес>, которым была выделена земельная доля, под номером 15 (л.д. 7), а также выпиской из протокола заседания правления колхоза «Прогресс», одной из повесток дня которого являлся вопрос об определении размера земельного пая и был установлен в 5,0 га. (л.д. 13, 14).
В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ, моментом возникновения права собственности на земельную долю являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).
Таким образом, поскольку решением администрации <адрес> и <адрес> был утвержден Список лиц, имеющих право на земельную долю в колхозе «Прогресс», в который была включена ФИО1, у её наследников возникло право наследования данной земельной доли.
Как установлено в судебном заседании, Беляков А.А. не принимал наследство после смерти матери – ФИО1 посредством подачи нотариусу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства и наследственное дело не заводилось.
В соответствии с п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно не находилось.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не, доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если он вступил во владение наследственным имуществом и т.д.
Судом также установлено, ни кем не оспорено, что истец Беляков А.А. фактически принял наследство, оставшееся после смерти ФИО1, распорядившись принадлежащими ей вещами, и в настоящее время они находятся в его пользовании.
Таким образом, суд считает установленным факт принятия Беляковым А.А. наследства после смерти его матери ФИО1
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поскольку судом установлено, что Беляков А.А. является наследником после смерти ФИО1, и фактически принял наследство, оставшееся после её смерти, то за ним должно быть признано право собственности на спорное имущество.
С учетом изложенных обстоятельств? суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Белякова Алексея Андреевича полностью удовлетворить.
Установить факт принятия Беляковым Алексеем Андреевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наследства открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, включив в состав наследства земельную долю площадью 5,0 га. из земель сельскохозяйственного назначения в ГУП СХП «Прогресс» <адрес>, что составляет 1/420 долю в праве общей долевой собственности на землю.
Признать за Беляковым Алексеем Андреевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельную долю площадью 5,0 га. из земель сельскохозяйственного назначения в ГУП СХП «Прогресс» <адрес>, что составляет 1/420 долю в праве общей долевой собственности на землю.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение 10 дней.
Судья В.А. Шурупов