О признании бездействия администрации сельского поселения незаконным



Дело Номер обезличен 2010 г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2010 года Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Рыжковой О.Е.,

при секретаре Лапшовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействия администрации,

УСТАНОВИЛ:

           Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в  интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействия администрации. В обоснование иска ссылался на то, на территории сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого района в ... допущен сброс отходов на почву у лога: отходов от жилищ несортированных, исключая крупногабаритные (код отхода – 9110010001004) на площади 100 м2 и общей массой около 20 тонн. Согласно п.1ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ", ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, к компетенции администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого района Липецкой области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области в
соответствии с   Постановлением   Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличенаг., к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей привлечена глава сельского поселения Васильевский сельсовет Деева Н.Н.. Последней указанным контролирующим органом в срок до Дата обезличенаг. предписано ликвидировать сброс отходов у лога с.Васильевка.

Отсутствие системы сбора и удаления ТБО ( твердых бытовых отходов ведет к захламлению территории населенных пунктов. Указанная ситуация угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию, окружающей ере села Васильевка Липецкого района. Незаконное размещение свалок ТБО необорудованных местах может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания.

Следует отметить, что круг лиц, в интересах которых подано данное заявление, жителей и гостей вышеуказанного населенного пункта невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Согласно разъяснениям Верховного суда РФ (Бюллетень Верховного суда РФ Номер обезличенДата обезличенаг.) в целях защиты прав неопределенного круга лиц прокурор в силу 4.1 ст.45 ГПК РФ наделен правом обращения в суд с заявлением о признании действий юридических лиц противоправными и о прекращении таких действий. Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ №32-Впр 08 -14 от 15.10.2008г. В связи с этим просил признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов в с.Васильевка возле лога и обязать данную администрацию сельского поселения в срок до Дата обезличенаг. организовать сбор и вывоз отходов, находящихся в указанном месте: отходов от жилищ несортированных, исключая крупногабаритные ( код отхода - 9110010001004 ) на площади 100м2 и общей массой около 20 тонн, и их размещение на специально отведенном месте».

Представитель истца Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него поступило заявление, из которого следует, что он просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца Липецкого межрайонного природоохранного прокурора.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, причину своей неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него поступило заявление, из которого следует, что он просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме.

Судом, с учетом согласия истца, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося ответчика администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района, в соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ, в порядке заочного производства, поскольку ответчик не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие; также судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии истца и третьего лица. 

         Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

            В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

           Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и  единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:            нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

           В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ  «Об охране окружающей среды», с изменениями и дополнениями, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов, производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и     подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.          

            Согласно ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  с изменениями и дополнениями, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

            Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определяются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 г..

Статьей 2 названного закона определено, что объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии со ст.1 ФЗ  «Об отходах производства и потребления», объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

При этом создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г.)

Согласно ст.10 ФЗ «Об отходах производства и потребления», при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона " Об отходах производства и потребления," территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           Судом установлено, что с осени 2009 года до настоящего времени в лог без названия с.Васильевка на территории сельского поселения Васильевский сельсовет вывозятся и сбрасываются отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код отхода – 9110010001004), на почву, на площади 100 м2, общей массой 20 тонн, что является нарушением ч.2ст.51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», согласно которой запрещён сброс отходов на почву, что подтверждается письменными материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении от Дата обезличена года Номер обезличен, составленному государственным инспектором в области охраны окружающей среды Управления экологии и природных ресурсов;  объяснением главы администрации сельского поселения Васильевский сельсовет от Дата обезличена года; предписанием об устранении природоохранного законодательства от Дата обезличена года Номер обезличен; постановлением о назначении административного наказания от Дата обезличена года Номер обезличен.

         Согласно протокола об административном правонарушении от Дата обезличена года Номер обезличен, виновным в данном правонарушении является глава администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Деева Н.Н., к компетенции которого согласно ч.19 ст.5 Устава сельского поселения Васильевский сельсовет относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но не приняла мер по недопущению нарушения природоохранного законодательства.

Таким образом, складирование твердых бытовых отходов на указанном земельном участке, без соответствующих разрешений и исследований с нарушением установленных санитарных норм и правил, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

При изложенных обстоятельствах, суд признает противоправным бездействие администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, выразившееся в  допущении сбора и складирования отходов производства и потребления на земельном участке у лога без названия, расположенном в с. Васильевка, который не был приспособлен для этих целей.

           Согласно ст.14 ч.1 п.18 Федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена г., с изменениями и дополнениями, и в соответствии со ст.5 Устава сельского поселения Васильевский сельсовет, к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза отходов и мусора. 

           В силу изложенного, суд считает необходимым обязать администрацию сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области вывести отходы производства и потребления, расположенные на земельном участке у лога без названия в  с. Васильевка Липецкого района Липецкой области на специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.

Суд считает целесообразным и возможным установить срок для вывоза отходов производства и потребления, расположенных на земельном участке у лога без названия в  с. Васильевка Липецкого района Липецкой области на специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов до Дата обезличена года

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, выразившиеся в допущении сбора и складирования отходов производства и потребления на земельном участке у лога без названия, расположенном в с. Васильевка Липецкого района Липецкой области.

Обязать главу администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области вывести отходы производства и потребления, расположенные на земельном участке у лога без названия, расположенном в с. Васильевка Липецкого района Липецкой области на специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов в срок до Дата обезличена года.

Ответчик вправе подать заявление об отмене данного заочного решения суда в Липецкий районный суд Липецкой области в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Липецкий районный суд Липецкой области.

Судья:                                                                                        О.Е.Рыжкова