о признании незаконными действий должностных лиц



Дело  Номер обезличен/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2010г. с. Доброе

         Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи                        Панченко Т.В.

при секретаре Кремневой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Третьякова Владимира Борисовича о  признании незаконными действий должностных лиц администрации сельского поселения Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области по непредоставлению справки о  составе семьи, отказа в  открытии  (восстановлении)  лицевого счета, нарушения порядка и  срока рассмотрения заявления, взыскании убытков и  компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Третьяков В.Б. обратился в суд с заявлением о  признании незаконными действий должностных лиц администрации сельского поселения Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области по непредоставлению справки о  составе семьи, отказа в  открытии  (восстановлении)  лицевого счета, нарушения порядка и  срока рассмотрения заявления, взыскании убытков и  компенсации морального вреда, мотивируя тем, что 21.06.2010г. представитель администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области вручил ему ответ от 29.04.2010г.  № 99 на его заявление, в  котором ему отказано в  предоставлении справки о  составе семьи и  открытии  (восстановлении)   лицевого счета в  похозяйственной книге. 09.02.2010г. он обратился в  администрацию сельского поселения с  заявлением о  предоставлении справки о  составе семьи и  открытии  (восстановлении)  лицевого счета, однако, официального ответа на данное заявление ему не предоставили. Также в  установленный срок не поступил ответ из администрации и  на повторное обращение от 31.03.2010г. Выборы главы администрации сельского поселения, проходившие в  марте 2010г., не могли повлиять на деятельность администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области, т.к. все работники исполняли свои обязанности. Администрацией сельского поселения был нарушен порядок рассмотрения его обращения, ответ был им получен через 4  месяца со дня обращения. Поводом для обращения с  заявлением в  администрацию послужило требование судьи Липецкого районного суда Липецкой области в  связи с  рассмотрением его иска, а  также необходимость предоставления справок о  составе семьи в  дошкольные учреждения его внука. Нравственные страдания, переживания от необоснованного и  незаконного прекращения прав на земельный участок вызывало отклонение в  здоровье и  нормальной жизни. Закрытие лицевого счета осуществлено в  нарушение закона. Просит признать действия главы администрации сельского поселения Добровского сельсовета Добровского района Липецкой области Золотарева А.И., его заместителя Безбородова О.В., самой администрации сельского поселения незаконными в  части, касающейся не предоставления ему справки о  составе семьи, отказе в  открытии  (восстановлении)  лицевого счета, нарушения порядка и  срока рассмотрения его заявлений, а  также определить ответственность лиц, виновных в  нарушении Федерального закона от 02.05.2006г.  № 59-ФЗ, взыскать убытки и  компенсацию морального вреда, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления при рассмотрении его обращения.         

  В судебное заседание Третьяков В.Б. не явился о  времени и  месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в  его отсутствие.

Глава администрации сельского поселения Добровского сельсовета Добровского района Липецкой области Золотарев А.И. в  судебное заседание не явился, о  времени и  месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представители администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области Гребенщикова И.С. и  Храбров А.В., заместитель главы администрации сельского поселения Безбородов О.В. требования Третьякова В.Б. не признали, указав, что деревянный дом, находящийся по адресу:  Липецкая обл., с. Доброе, ул. Набережная, д. 18, в  котором Третьяков В.Б. зарегистрирован со своей семьей, списан по акту от 27.08.2008г., фактического места жительства не существует, поэтому лицевой счет в похозяйственной книге на данное домовладение был закрыт, восстановить его не возможно. Также Третьяковым В.Б. на протяжении многих лет эксплуатируется жилой дом, построенный на земельном участке, на котором ранее находился списанный дом, который он умышленно из своих соображений не вводит в  эксплуатацию, ему неоднократно рекомендовалось сдать новый жилом дом в  эксплуатацию и  зарегистрироваться в  нем всей семьей и  открыть новый лицевой счет на домовладение. 

Выслушав представителей администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области, свидетеля Полунину Л.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

         В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

         Согласно ст. 2  Федерального закона от 02.05.2006г.  № 59-ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»  (далее – Закон) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу  (ст. 8  Закона).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению  (ст. 9 Закона).

В соответствии с  п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения  (ст. 12 Закона).

Судом установлено, что по договору дарения от 29.04.1990г. Фурсова И.М. подарила Третьякову В.Б. деревянный жилой дом, расположенный по адресу:  Липецкая обл., с. Доброе, ул. Набережная, д. 18. Также по договору дарения от 21.04.1993г. Фурсова И.М. подарила Третьякову В.Б. недостроенный кирпичный дом, 60%  готовности, расположенный по тому же адресу. Оба договора были удостоверены нотариусом. Третьяков В.Б. обратился в  администрацию сельского поселения Добровский сельсовет с  заявлением о  выдаче акта на списание деревянного строения  (дома)  № 18 по ул. Набережная в  с. Доброе в  связи с тем, что он не пригоден для проживания. О  том, что указанный деревянный дом подлежит сносу, свидетельствует также и  план размещения строений на земельном участке Фурсовой И.М., составленный 23.07.1991г. По результатам обследования домовладения оно признано непригодным для дальнейшего проживания и  было исключено из жилого фонда, о  чем составлен акт на списание жилого дома от 27.08.2008г., который подписан членами комиссии и  Третьяковым В.Б. В  связи с  чем, лицевой счет  №  2362 в    похозяйственной книге за 2002г. – 2008г. на хозяйство Третьякова В.Б., расположенное по адресу:  с. Доброе, ул. Набережная, д. 18, был закрыт.

Из представленного в  суд ОГУП  «Липецкоблтехинвентаризация»   инвентарного дела на домовладение, расположенное по адресу:  с. Доброе, ул. Набережная, д. 18, следует, что последний технический паспорт составлялся по состоянию на 10.10.1991г., собственником указана Фурсова И.М. Сведения о  том, что после 21.04.1993г.  -  дарения Третьякову В.Б. недостроенного кирпичного жилого дома, дом был достроен и  введен в  эксплуатацию, или иным образом был включен в  жилой фонд, отсутствуют. В  ходе проведенных проверок инспекцией государственного строительного надзора Липецкой области установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу:  с. Доброе, ул. Набережная, д. 18, Третьяковым В.Б. осуществляется строительство 3-х этажного нежилого здания, пристроенного к  существующему 2-х этажному жилому дому, на 2-м этаже строящегося здания предусмотрен проем для пробивки и  установки двери в  существующем жилом доме, что подтверждается актами от 12.05.2009г. и  18.05.2009г., а  также материалами фотосъемки. 

Таким образом, из представленных в  суд материалов следует, что по адресу:  с. Доброе, ул. Набережная, д. 18, имеются объекты недвижимости Третьякова В.Б., что не оспаривалось сторонами. 

Судом также установлено, что Третьяков В.Б. обратился в  администрацию сельского поселения Добровского сельсовета Добровского района Липецкой области с  заявлением от 09.02.2010г., в котором просил представить ему справку о  составе семьи, а  также открыть новые лицевые счета или сообщить о  восстановлении ранее существующих в  похозяйственных книгах на его имя. При этом, как следует из текста заявления, Третьяков В.Б. ранее также обращался администрацию с  просьбой о  выдаче ему справок о  составе семьи, но ему было отказано в  их предоставлении. Исполнение заявления Третьякова В.Б. главой администрации Полуниной Л.В. было поручено работникам администрации, о  чем свидетельствует соответствующая надпись на заявлении и  подпись главы. Однако, данное заявление Третьякова В.Б. от 09.02.2010г. зарегистрировано в  администрации сельского поселения не было, что подтверждается журналом регистрации предложений, заявлений, жалоб граждан администрации Добровского сельсовета за 2010г.

В судебном заседании свидетель Полунина Л.В., являвшаяся главой администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области до 14.03.2010г.  (очередных выборов главы администрации), подтвердила, что резолюция на заявлении Третьякова В.Б. выполнена ею в  период осуществления полномочий главы администрации, но дату поступления заявления в  администрацию, а  также причины его не регистрации пояснить не смогла.       

  Таким образом, в  силу ст. 249 ГПК РФ, суду не представлены органом местного самоуправления какие-либо доказательства, подтверждающие дату поступления в  администрацию сельского поселения заявления Третьякова В.Б. от 09.02.2010г. В  связи с  чем, суд приходит к  выводу, что заявление Третьякова В.Б. поступило в  администрацию сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области в  период с  09.02.2010г. по 14.03.2010г. И, следовательно, руководствуясь ст. 12 Федерального закона  № 59-ФЗ, должно быть рассмотрено в  срок от 13.03.2010г. по 15.04.2010г.

Судом установлено, что Третьяков В.Б. в  связи с  неполучением ответа на обращение о  выдаче справок о  составе семьи и  открытии лицевого счета обратился в  администрацию сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области с  досудебным предупреждением от 31.03.2010г. Данное заявление зарегистрировано за  № 9 26.04.2010г., что подтверждается журналом регистрации заявлений, обращений, жалоб граждан, а  также отметкой на самом заявлении. Доказательств того, что заявление Третьякова В.Б. от 31.03.2010г. поступило в  администрацию сельского поселения ранее 26.04.2010г., суду не представлено.

   Администрация сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области письмом от 29.04.2010г. сообщило Третьякову В.Б. о  том, что справка о  составе семьи не может быть ему предоставлена, в  связи с  тем, что деревянный дом, в  котором он остается зарегистрированным, списан по акту 27.08.2008г., лицевой счет  № 2362 в  похозяйственной книге  № 24 закрыт, восстановить его не возможно. Также разъяснено, что семьей Третьякова В.Б. на протяжении многих лет эксплуатируется построенный жилой дом, после ввода которого в  эксплуатацию, может быть открыт новый лицевой счет на его домовладение. Данный ответ был вручен Третьякову В.Б. 21.06.2010г., в  связи с  тем, что ранее конверт с  данным ответом, направленный в  адрес Третьякова В.Б., вернулся обратно в  администрацию сельского поселения, что в  судебном заседании пояснил представитель ответчика Храбров А.В.

Таким образом, суд приходит к  выводу о  том, что заявление Третьякова В.Б. от 09.02.2010г. не было рассмотрено в  установленный законодательством срок, поскольку фактически ответ Третьякову В.Б. был подготовлен 29.04.2010г., в  котором указано на невозможность выдачи справки о  составе семьи и  восстановлении лицевого счета.  

 Судом установлено, что до выборов главы сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области 14.03.2010г. главой сельского поселения являлась Полунина Л.В., после выборов – Золотарев А.И. При этом, Золотарев А.И. вступил в  должность главы сельского поселения 23.03.2010г.

Согласно распоряжения главы администрации сельского поселения Добровский сельсовет от 05.03.2010г.  № 25-р на должность заместителя главы администрации сельского поселения принят Безбородов О.В.

Учитывая, что суду не представлено сведений о  том, что несвоевременное рассмотрение обращения Третьякова В.Б. от 09.02.2010г. произошло по вине главы администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области Золотарева А.И. и  заместителя главы Безбородова О.В., поскольку установить конкретную дату поступления заявления в  администрацию сельского поселения не представилось возможным, оно должно было быть рассмотрено в  период с  13.03.2010г. по 15.04.2010г., рассмотрение данного заявления не поручалось зам. главы Безбородову О.В., оснований для признания незаконными действий главы администрации Золотарева А.И. и  заместителя главы Безбородова О.В. по нарушению срока рассмотрения заявления Третьякова В.Б. от 09.02.2010г. у  суда не имеется.

Вместе с  тем, учитывая, что факт нарушения срока рассмотрения заявления Третьякова В.Б. от 09.02.2010г. органом местного самоуправления – администрацией сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области в  судебном заседании установлен, суд считает необходимым признать незаконными действия администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области по несвоевременному рассмотрению заявления Третьякова В.Б. от 09.02.2010г.

Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990г.  №  69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в  сельских Советах народных депутатов  (далее – Указания). Согласно п. 6  Указаний сельские Советы один раз в пять лет производят закладку похозяйственных книг (форма N 1) и алфавитных книг хозяйств (форма N 3) по состоянию на 1 января. Закладка похозяйственных книг производится путем сплошного обхода дворов и опроса населения в период с 1 по 15 января. В последующие четыре года ежегодно сельские Советы проводят сплошную проверку и уточнение записей в ранее заведенных похозяйственных книгах. Проверка и уточнение записей производится по состоянию на 1 января с 1 по 15 января.

Лицевые счета хозяйств в похозяйственной книге (форма N 1) открываются во время закладки книг по состоянию на 1 января на всех постоянно проживающих на территории сельского Совета лиц. Все записи в лицевых счетах производятся непосредственно в хозяйствах  (п. 9 Указаний).

Во всех случаях, когда хозяйство ликвидируется или все члены хозяйства выбывают на постоянное жительство за пределы данного сельсовета, лицевой счет таких хозяйств в похозяйственной книге обязательно закрывается с указанием в верхней части лицевого счета, а также в графе 7 алфавитной книги хозяйств даты и причины закрытия лицевого счета, одновременно перечеркивается лицевой счет.

Номера закрытых лицевых счетов должны оставаться свободными, их не следует присваивать другим, вновь возникающим хозяйствам  (п. 17 Указаний).

Согласно п. 18 Указаний похозяйственная книга ф. N 1 состоит из следующих разделов: I "Список членов хозяйства", II "Скот, являющийся личной собственностью хозяйства", III "Жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства", IV "Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства".

В разделе III "Жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства" записываются данные о жилом доме и наличии газовой установки.

Жилой дом - строение, имеющее почтовый номер, вся или не менее половины общей площади которого предназначена для постоянного проживания, расположенное на земельном участке со всеми находящимися на этом участке вспомогательными строениями, сооружениями, элементами благоустройства в определенных границах.

Размер общей площади определяется на основании плана жилого дома или паспорта N 2-ТИ, а при отсутствии плана или отклонениях от плана - по внутреннему обмеру помещений и показывается в целых квадратных метрах. Общая площадь подсчитывается как сумма площадей всех жилых комнат и вспомогательных помещений  (п. 38 Указаний).

В разделе IV "А" "Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства" по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам  (п. 39 Указаний).

Распоряжением Главы администрации Липецкой области от 05.09.2000г.  № 1278-р  «Об обновлении форм первичного учета в  администрациях сельсоветов области»  утверждена форма  № 1  - похозяйственная книга.

Судом установлено, что лицевой счет  №  2362 на хозяйство Третьякова В.Б., расположенное по адресу:  Липецкая обл., с. Доброе, ул. Набережная, д. 18, велся администрацией сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области с  2002г. по 2008г. В  данном лицевом счете указаны члены семьи Третьякова В.Б., наличие приусадебного земельного участка, жилой дом. Лицевой счет закрыт на основании акта списания жилого дома от 27.08.2008г.

Вместе с  тем, администрацией сельского поселения не было учтено, что лицевой счет может быть закрыт в  случаях ликвидации хозяйства или выбытия всех членов хозяйства на постоянное жительство за пределы данного сельсовета. 

Однако, как следует из материалов дела в  хозяйстве Третьякова В.Б., расположенном по адресу:  с. Доброе, ул. Набережная, д. 18, после списания деревянного жилого дома остался принадлежащий ему на праве собственности земельный участок, а  также недостроенный кирпичный жилой дом, приобретенный им по договору дарения от 21.04.1993г. у  Фурсовой И.М., также Третьяков В.Б. значиться зарегистрированным по месту жительства по тому же адресу с  05.02.2008г. и  по настоящее время. 

 В материалах инвентарного дела на домовладение  № 18 по ул. Набережной с. Доброе имеется справка Добровского сельсовета от 06.04.1993г.  № 910 выданная Фурсовой И.М о  том, что ей действительно принадлежит недостроенный жилой дом по ул. Набережной. Данная справка дана на основании похозяйственной книги.

 В связи с чем, суд приходит к  выводу, что лицевой счет хозяйства Третьякова В.Б. был закрыт неправомерно. Более того, в  нем необходимо было отразить  (в частности, в  графе  «дополнительные сведения»)    сведения о  наличии в  хозяйстве недостроенного жилого дома, поскольку он является объектом недвижимости, расположен по тому же адресу   (№  дома один и  тот же), приобретен по договору купли-продажи на основании справки органов БТИ.              

Учитывая изложенное, а  также то, что основанием для выдачи справки о  составе семьи является лицевой счет в  похозяйственной книге, суд считает отказ администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области выдать Третьякову В.Б. справку о  составе его семьи и  восстановить в  похозяйственной книге лицевой счет на его хозяйство по адресу:  с. Доброе, ул. Набережная, д. 18, незаконным.                  

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 02.05.2006г.  № 59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 

Вместе с  тем, суд не наделен полномочиями по определению ответственности лиц, виновных в  нарушении Федерального закона от 02.05.2006г.  № 59-ФЗ.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006г.  № 59-ФЗ гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда  (ст. 16 того же Закона).

В силу ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

  В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

    Таким образом, в  силу ст. 151 ГК РФ, ст. 16 ФЗ  № 59-ФЗ, учитывая причины несвоевременного рассмотрения заявления Третьякова В.Б. от 09.02.2010г.  (выборы главы сельского поселения, указание в  заявлении от 09.02.2010г. в  качестве первого адреса  - Липецкий районный суд), а также нравственные страдания Третьякова В.Б., суд считает возможным взыскать с администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области компенсацию морального вреда в  размере 500 руб. в  пользу Третьякова В.Б.

Суду не представлено доказательств того, что Третьякову В.Б. были причинены убытки действиями органа местного самоуправления по рассмотрению его заявления от 09.02.2010г., в  связи с  чем, оснований для удовлетворения его требования о  взыскании убытков не имеется.

  Руководствуясь ст.ст. 254 – 258, 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         Признать незаконным действия администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области по несвоевременному рассмотрению заявления Третьякова В.Б. от 09.02.2010г.

         Признать незаконным отказ администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области от 29.04.2010г. восстановить лицевой счет в  похозяйственной книге на хозяйство Третьякова Владимира Борисовича по адресу:  Липецкая обл., с. Доброе, ул. Набережная, д. 18, и  выдать Третьякову Владимиру Борисовичу справку о  составе его семьи.

  Взыскать с администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области в  пользу Третьякова Владимира Борисовича в счет возмещения морального вреда 500 (пятьсот)  рублей.

В удовлетворений остальных требований Третьякову Владимиру Борисовичу отказать.   

Администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области в  месячный срок со дня вступления решения суда в  законную силу принять меры для восстановления нарушенных прав Третьякова Владимира Борисовича.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи кассационной жалобы через Липецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

         Судья Т.В.Панченко

Решение в  окончательной

форме изготовлено 19.07.2010 года