Дело Номер обезличен/2010г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 5 августа 2010 г. с. Доброе Липецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Риффель В.В., при секретаре Швецовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щербины Т.С. об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации Добровского муниципального района Липецкой области Дата обезличена УСТАНОВИЛ: Щербина Т.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации Добровского муниципального района Липецкой области от Дата обезличена., мотивируя тем, что Дата обезличенаг. решением жилищной комиссии при администрации Добровского муниципального района Липецкой области ей как вдове инвалида Великой Отечественной Войны отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете, поскольку уровень ее обеспеченности жильем превышает учетную норму - 12 кв.м. Однако жилищной комиссией не было учтено то, что ЖК РФ к жилым помещениям относит жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату. Статьей 52 ЖК РФ установлено, что гражданин может выбирать любой вариант, который его устраивает, для улучшения жилищных условий. Она выбирает такое жилое помещение как комнату, в этом случае суммарная площадь жилых комнат жилого дома, в котором она проживает, составляет 71 кв.м. Кроме того, в жилом доме проживает ее правнучка ФИО5 и ФИО4 Таким образом, считает, что решением жилищной комиссии создаются препятствия в реализации ее жилищных прав, и просит решение жилищной комиссии от Дата обезличенаг. признать незаконным и обязать комиссию поставить ее, как вдову инвалида ВОВ, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании заявительница Щербина Т.С. и ее представитель Черныш Н.Н. требования поддержали, объяснив, что жилой дом, в котором проживает Щербина Т.С., принадлежит ФИО6 (супругу дочери заявительницы Черныш Н.Н.), в данном доме зарегистрированы 8 чел., однако в нем проживает еще с 2008 г. без регистрации супруг дочери собственника дома ФИО4 и правнучка истицы ФИО5, т.е. всего 10 человек, фактически в доме проживают 4 поколения семьи ФИО6; для определения уровня обеспеченности жильем необходимо учитывать не общую площадь дома, а жилую. Также пояснили, что датой решения жилищной комиссии является, согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии при администрации Добровского муниципального района Номер обезличен, – Дата обезличена года. Представитель администрации Добровского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Выслушав заявительницу Щербину Т.С. и ее представителя Черныш Н.Н., допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Щербины Т.С. является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ). В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно ст. 3 Закона Липецкой области от 18.08.2006г. № 318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в соответствии с федеральными законами от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» право на обеспечение жильем имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны. В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В силу п. 11. Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). Судом установлено, что Щербина Т.С. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах». Согласно представленной выкопировке из технического паспорта на часть II жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., следует, что общая площадь данной части жилого дома составляет 118,8 кв.м., жилая – 71,5 кв.м., часть жилого дома состоит из 4 жилых комнат, коридора, ванной, кухни, собственником части жилого дома на основании договора купли-продажи от Дата обезличенаг. и разрешения на строительство является ФИО6 Учитывая, что данная часть жилого дома приобретена в период брака супругов ФИО6 и Черныш Н.Н., она является общей совместной собственностью супругов, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами. Судом также установлено, что Щербина Т.С. зарегистрирована и проживает как член семьи ФИО6 и Н.Н. в принадлежащей им части жилого дома. В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают сами супруги Черныш Н.Н. и В.М., а также члены их семьи ФИО11, ФИО10, Щербины Т.С., ФИО9, ФИО8, что подтверждается справкой администрации сельского поселения Добровский сельсовет Липецкой области от Дата обезличенаг. Судом установлено, что в июне 2010 года Щербина Т.С. обратилась в администрацию Добровского района Липецкой области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы инвалида ВОВ. Решением жилищной комиссии при администрации Добровского муниципального района Липецкой области от Дата обезличенаг. Щербине Т.С. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку она проживает как член семьи в части жилого дома общей площадью 118,8 кв.м., где проживают 8 человек, следовательно уровень обеспеченности Щербины Т.С. составляет 14,85 кв.м., т.е. превышает учетную норму 12 кв.м. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Совета депутатов сельского поселения Добровский сельсовет Добровского района Липецкой области с Дата обезличена г. принята учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. Судом установлено, что согласно справке МОУ СОШ Номер обезличен ... им. М.И. ФИО14 ФИО5, 2000 года рождения, обучается в 4а классе МОУ СОШ Номер обезличен. Из показаний свидетелей ФИО12, Щербины Т.С., ФИО4 следует, что ФИО5 проживает в доме ФИО6 с момента своего рождения, обучается в средней образовательной школе села Доброе с первого класса, по месту регистрации в ... никогда не проживала, поскольку родители ФИО5 находятся в разводе, что подтверждается свидетельством о расторжении брака 1-РД Номер обезличен от Дата обезличена года. Как следует из представленного суду свидетельства Номер обезличен ФИО4 зарегистрирован по месту временного пребывания в ... на ... с тем, судом установлено, что, согласно свидетельству о заключении брака 1-РД Номер обезличен от Дата обезличена года, ФИО4 состоит в зарегистрированном браке с ФИО11 Согласно свидетельству о рождении 1-РД Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО4 и ФИО11 от брака имеют несовершеннолетнего сына ФИО8, 2009 года рождения и зарегистрированного по адресу: ..., ..., ..., дом Номер обезличен, .... Из справки ИП ФИО15 следует, что ФИО4 имеет постоянное место работы у индивидуального предпринимателя с Дата обезличена года. Факт фактического проживания ФИО4 по адресу ..., ..., ..., дом Номер обезличен, .... также подтверждается показаниями свидетеля Щербины Т.С., представителя Щербины Т.С. - Черныш Н.Н. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО5, ФИО4 проживают постоянно по адресу ..., ..., дом Номер обезличен, ..., ведут совместное с собственником хозяйство. Таким образом, кроме зарегистрированных по адресу ..., ..., ..., дом Номер обезличен, ... 8 человек, фактически по указанному адресу проживают члены семьи собственника ФИО5 и ФИО4 Таким образом, учитывая, что Щербина Т.С. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (118,8 кв.м. : 10 = 11,88 кв.м.), жилищная комиссия при администрации Добровского муниципального района Липецкой области не обоснованно отказала Щербине Т.С. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с чем решение жилищной комиссии при администрации Добровского муниципального района Липецкой области от Дата обезличена года об отказе в постановке на учет Щербины Т.С. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является незаконным и нарушает ее право на обеспечение жильем в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, требования Щербины Т.С.. подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 254 – 258, 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Добровского муниципального района Липецкой области от Дата обезличена года об отказе в постановке на учет Щербины Т.С. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать жилищную комиссию при администрации Добровского муниципального района Липецкой области поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вдову инвалида Великой Отечественной войны Щербину Т.С.. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи кассационной жалобы через Липецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья В.В. Риффель Мотивированное решение изготовлено: 10.08.2010 года.