Дело № 2-401-А/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21.06.2010 г. с.Доброе Липецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Черникова С.Н. при секретаре : Темниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бизиной Ирины Викторовны к администрации Добровского муниципального района об оспаривании постановления главы администрации, у с т а н о в и л : Бизина И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Добровского муниципального района об оспаривании постановления главы администрации, мотивировав тем, что 7.04.2010 г. главой администрации было принято постановление №579 «О создании филиалов общеобразовательных школ Добровского муниципального района Липецкой области». В постановлении указано о реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы с. Борисовка Добровского района в основную общеобразовательную школу с.Борисовка Добровского района и образовании филиала муниципального общеобразовательного учреждения средней школы с.Большой Хомутец в с.Борисовка. Данным постановлением нарушены права детей и их родителей, так как оно вынесено в нарушении п.2 ст.13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», поскольку создание филиала по сути является прямой ликвидацией школы в с.Борисовка. В соответствии со ст.34 п.5 ФЗ РФ «Об образовании» запрещена ликвидация школы без согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. В этой школе обучаются дети из с.Борисовка и Липовка. На сходе жителей поселения, состоявшемся 23.04.2010 г. было выражено несогласие с предстоящей реорганизацией школы и принято решение об обращении к главе администрации района., а также председателю районного совета депутатов. Из ответов, которые ими были получены отмечено, что реорганизация школ вызвана прежде всего переходом на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений с 2011 г. в соответствии с Законом «О нормативах финансирования общеобразовательных учреждений №180-ОЗ от 19.08.2008 г. Однако в соответствии с этим законом ( п.2 ст.5) органы местного самоуправления в пределах выделенных средств применяют поправочные коэффициенты финансирования школ в переходный период с 1 сентября 2008 г. до 1 сентября 2011 г. в размерах, не превышающих значение 3. Следовательно, следующий 2010-2011 учебный год МОУ СОШ с.Борисовка должна финансироваться из субвенций, полученной из областного бюджета. Кроме экономических причин реструктуризация школ вызвана и социальными проблемами, которые на ее взгляд, являются необоснованными. Так указывается, что в школе невозможно использование современных методов и новых технологий, которые направлены на повышение качества образования и развития личности ребенка. Это не соответствует действительности, так как в школе имеется компьютерный класс, интерактивная доска, мультимедийная установка, педагоги прошли курсы «Интел.Обучение будущего». Ежегодные участия в районных предметных олимпиадах, районной конференции по проектной деятельности учащихся, муниципальных и областных конкурсах, демонстрирует достаточно высокий уровень подготовки учащихся. Кроме этого, в выступлениях В.В. Путина в Государственной Думе РФ в апреле 2010 г. было сказано, что все модернизации должны быть направлены на улучшение жизни и здоровья россиян. ЕЕ дочь Бизина Алина обучается в 4 классе с.Борисовка и она как родитель заинтересована, что бы ее дочь училась в данной школе до 11 класса, так как в результате реорганизации очевидны ухудшения условий обучения. -подвоз детей за 17 км. Создаст ежедневную угрозу их жизни и здоровью (маршрут проходит по оживленной трассе, где неоднократно были зафиксированы аварии транспортных средств); нарушается режим детей, так как подвоз учащихся в с.Б.Хомутец осуществляется из с. Чечеры, Горицы и Кореневщино; здание школы с.Б.Хомутец является типовым, состоит из двух зданий расположенных по разные стороны дороги, ее техническое оснащение не создаст преимущественных условий для обучения детей; удаленность базовой школы создаст трудности для эффективной работы; воспитательная работа в школе проводится во внеурочное время, подвоз учащихся лишает их возможности полноценно участвовать во внешкольной деятельности. Заявитель просила постановление №579 от 7.04.2010 г. главы администрации Добровского района в части реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы с. Борисовка Добровского района в основную общеобразовательную школу с.Борисовка Добровского района и образовании филиала муниципального общеобразовательного учреждения средней школы с.Большой Хомутец в с.Борисовка, признать не законным и обязать главу администрации устранить допущенные нарушения. В судебном заседании Бизина И.В. свои требования поддержала и просила их удовлетворить, приведя доводы изложенные в заявлении. Кроме этого добавила, что возможная реорганизация в соответствии с Законом Липецкой области должна быть проведена после 1 сентября 2011 г., а не в настоящее время. Представитель администрации Добровского района по доверенности Сладков Д.И. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение администрацией района принято в соответствии с действующим законодательством, так как наполняемость школы снижена, а финансирование уменьшено. Свидетели Попова Л.Ф., Одинцов В.И., Чернышова Н.Н. и Кирина В.В. требования Бизиной И.В. поддержали по заявленным основаниям и просили удовлетворить их в полном объеме. Суд, изучив материалы дела, доводы сторон и пояснения свидетелей, приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.1 ст.253 ГПК РФ Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. В соответствии со ст.254 ГПК РФ Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст.34 ФЗ «Об образовании» Образовательное учреждение муниципальных образовательных учреждений - может быть реорганизовано или ликвидировано органом местного самоуправления. Пункт 5, указанного Федерального закона устанавливает, что Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Согласно ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся организации общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Судом установлено, что заявителем оспаривается постановление главы администрации Добровского района №579 от 7.04.2010 г. «О создании филиалов общеобразовательных школ Добровского муниципального района Липецкой области», в части реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы с.Борисовка Добровского района в основную общеобразовательную школу и образовании филиала муниципального общеобразовательного учреждения средней школы с.Большой Хомутец Добровского района с 1.09.2010 г. Данное постановление принято в целях оптимизации и повышения эффективности функционирования общеобразовательных учреждений Добровского муниципального района, рационального использования финансовых средств бюджетов всех уровней, на основании Постановления Правительства РФ №871 от 17.12.2001 г. «О реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности», приказа министерства образования РФ от 16.01.2002 г. №103 «О реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности», на основании Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства от 19.03.2010 г. №196, Закона Липецкой области от 19.08.2008 г. №180 «О нормативах финансирования общеобразовательных учреждений», распоряжения главы администрации Липецкой области от 24.12.2008 г. №548 «Комплексного плана модернизации образования Липецкой области до 2014 г.», Программы «Оптимизации сети образовательных учреждений Добровского муниципального района на 2008-2013 г.г.». Приказом №53 от 7.04.2010 г. по отделу образования администрации Добровского муниципального района определены условия и порядок реорганизации и образовании филиалов общеобразовательных учреждений на территории Добровского района с 1.09.2010 г. Так в соответствии с Законом Липецкой области от 19.08.2008 г. №180 «О нормативах финансирования общеобразовательных учреждений», который устанавливает нормативы финансирования общеобразовательных учреждений и порядок определения субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, расходные материалы и хозяйственные нужды школ Добровского района, в том числе МОУ СОШ с.Борисовка с 1 января 2009 г. переведена на нормативное подушевое финансирование, т.е. нормативы финансирования рассчитываются на одного обучающегося и прямо пропорционально количеству детей в этой школе. При нормативно-подушевом финансировании МОУ СОШ с.Борисовка с 2011 г. в связи с отменой поправочных коэффициентов не сможет обеспечить свою финансово-хозяйственную самостоятельность из-за низкой наполняемости. Так наполняемость школы с.Борисовка с учебного года 2002-2003 г. составляла 148 человек, и продолжала снижаться, а в учебном году 2008-2009 г. стала составлять 88 человек, в настоящем учебном году 2009-2010 г. составляет 92 человека, при этом в 11 классе обучалось 8 человек, когда как в соответствии с Федеральными нормативными актами и Постановлением главы администрации Липецкой области от 28.04.2009 г.№138 рекомендованная наполняемость классов в сельской местности должна быть не ниже 14 человек, а общее количество обучающихся должно быть не менее 150 человек. На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление было принято в пределах компетенции Главы Добровского района, поскольку администрация является единственным учредителем МОУ СОШ с.Борисовка, и принято оно в соответствии с учетом требований закона Липецкой области от 19.08.2008 г. При этом, оно не противоречит действующему федеральному законодательству, поэтому доводы заявителя о том, что необходимо проведение схода жителей сел Борисовка и Липовка является необоснованным, так как произошла реорганизация школы, а не ее ликвидация. Таким образом, порядок проведения реорганизации школы, органом местного самоуправления был соблюден, а суд не вправе вмешиваться в вопросы целесообразности реорганизации данной школы, поскольку это входит в компетенцию органа местного самоуправления. Доводы заявителя о том, что в результате реорганизации школы существенно нарушаются права детей и их родителей, объективно ни чем не подтверждены, так как подвоз детей 10-11 классов в с.Большой Хомутец органом местного самоуправления организован. Доводы о нарушении режима детей из-за удаленности базовой школы, о не эффективности работы учебного и воспитательного процесса, также являются предположением, поэтому суд их отвергает. Доводы заявителя о том, что в соответствии с Законом Липецкой области «О нормативах финансирования общеобразовательных учреждений» органы местного самоуправления должны применять поправочные коэффициенты финансирования школ в переходный период с 1 сентября 2008 г. до 1 сентября 2011 г., а не с 01.09.2010 г., также является необоснованным, так как они основаны на неправильном толковании закона, поскольку как указано в приведенном Законе нет прямого запрета о невозможности проведения реорганизации с 1.09.2010 г., поскольку указанная дата входит в определенный переходный период. Остальные доводы заявителя о том, что уровень знаний учеников достаточно высок, что позволяет им занимать призовые места в различных школьных олимпиадах разного уровня и поступать по окончанию школы в престижные Вузы, профессиональный уровень педагогического состава у них не вызывает нареканий, а также то, школа имеет приличное материально техническое обеспечение, правового значения для дела не имеют, поэтому суд не берет их во внимание и не входит в их обсуждение. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд – р е ш и л: Отказать в удовлетворении заявления Бизиной Ирины Викторовны о признании незаконным постановление №579 от 7.04.2010 г. главы администрации Добровского района в части реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы с.Борисовка Добровского района в основную общеобразовательную школу и образовании филиала муниципального общеобразовательного учреждения средней школы с.Большой Хомутец, и понуждении главы администрации устранить допущенные нарушения. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий: С.Н. Черников Мотивированное решение изготовлено в Липецком районном суде 28 июня 2010 г. Председательствующий: С.Н. Черников