О признании противоправным бездействия администрации сельского поселения



Дело Номер обезличен г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2010 года Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Маншилиной Е.И.,

при секретаре Ушаковой С.Н.,

с участием прокурора Михеева В.В., 

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Частодубравского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействия администрации и возложение обязанности,

установил:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в  интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Частодубравского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействия администрации и возложение обязанности. В обоснование иска ссылался на то, в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления на территории Липецкого района, установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном ... Липецкого района площадью 1,0 га, допущен сброс бытовых отходов и мусора (пластиковых бутылок, отходов целлофана, строительного мусора, прочих коммунальных отходов, и т.д.). Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статьей 1 данного Федерального закона определено, что объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 12). В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с  п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу изложенных положений к компетенции администрации сельского поселения Частодубравский сельсовет относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Постановлением от Дата обезличенаг. Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям, глава администрации сельского поселения Частодубравский сельсовет Липецкого района ФИО4 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Сброс отходов потребления и мусора на земельных участках сельского поселения Частодубравский сельсовет может повлечь загрязнение не только земель, на которых они располагаются, но и подземных и поверхностных вод. Кроме того, незаконное размещение свалок ТБО в необорудованных местах может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания. В результате несанкционированного сброса указанных отходов нарушено право каждого на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст.42 Конституции РФ. Просит признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Частодубравский сельсовет Липецкого муниципального района, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов потребления и мусора на земельном участке и обязать администрацию сельского поселения Частодубравский сельсовет Липецкого муниципального района организовать сбор и вывоз отходов и мусора (пластиковых бутылок, отходов целлофана, строительного мусора, прочих коммунальных отходов и т.д.), находящихся на земельном участке ... Липецкого района, площадью 1,0 га, на специально отведенное место, отвечающее санитарно-эпидемиологическому законодательству.

В судебном заседании прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Михеев В.В. исковые требования поддержал, в обоснование иска ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении.  

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие.   

Представитель ответчика администрации сельского поселения Частодубравского сельсовета в судебное заседание заседании не явился, о дне, времени и  месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Судом, с учетом согласия истца, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика администрации сельского поселения Частодубравского сельсовета, в соответствии со ст. 167, 233 ГПКРФ, в порядке заочного производства, поскольку ответчик не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие; также судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица. 

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

         В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

        Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

        Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица  Номер обезличен от Дата обезличенаг., проведенного Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецкой области, при проверке администрации сельского поселения Частодубравского сельсовета Дата обезличена года, были выявлены нарушения требований законодательства в части обращения с  отходами производства и потребления, было установлено, что на земельном участке, расположенном в ..., на общей площади 1га, выявлено захламление плодородного слоя почвы отходами производства и потребления (строительный мусор, целлофан, пластиковые бутылки, бумага и прочие коммунальные отходы поселения). На данном участке не выполняются установленные требования по защите земель и охране почв и  предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Глава администрации сельского поселения ФИО4, как руководящее должное лицо сельского поселения, нарушил земельное законодательство л.д.8-17).

        Из объяснений главы администрации сельского поселения Частодубравского сельсовета ФИО4 от Дата обезличена года, следует, что свалка за ... была организована как временная свалка с последующим вывозов на районную площадку ТБО. В настоящее время принимаются меры по закрытию свалки л.д.18-19).

         Постановлением по делу об административном правонарушение от Дата обезличена г., глава администрации сельского поселения Частодубравского сельсовета ФИО4, привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований по защите земель и охране почв, и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.   

        В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ  «Об охране окружающей среды», с изменениями и дополнениями, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов, производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

         Согласно ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», с изменениями и дополнениями, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определяются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 г..

В соответствии со ст.1 ФЗ  «Об отходах производства и потребления», объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В силу ст.12 ФЗ  «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  №131-ФЗ от 6.10.2003 г., с изменениями и дополнениями, ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и в соответствии со ст.5 Устава сельского поселения Частодубравский сельсовет, к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, к компетенции администрации сельского поселения Частодубравский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

          Из объяснений представителя истца, представленных письменных материалов дела, судом установлено, что на земельном участке, расположенном в ... Липецкого района площадью 1,0 га, допущен сброс бытовых отходов и мусора (пластиковых бутылок, отходов целлофана, строительного мусора, прочих коммунальных отходов, и т.д.). Незаконное размещение свалок ТБО на указанном земельном участке, в необорудованном месте с  нарушением установленных санитарных норм и правил, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

При изложенных обстоятельствах, суд признает противоправным бездействие администрации сельского поселения Частодубравского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов потребления и мусора на земельном участке, находящемся в ... Липецкого района, площадью 1,0 га. Суд считает необходимым обязать администрацию сельского поселения Частодубравского сельсовета Липецкого муниципального района организовать сбор и вывоз отходов и мусора, находящихся на земельном участке в ... Липецкого района, площадью 1,0 га, на специально отведенное место, предназначенное для размещения отходов, отвечающее санитарно-эпидемиологическому законодательству.

 На основании изложенного, и  руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

Признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Частодубравского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области, выразившиеся в допущении сбора и складирования отходов потребления и мусора на земельном участке, находящемся в ... Липецкого района площадью 1,0 га.

Обязать администрацию сельского поселения Частодубравского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области организовать сбор и вывоз отходов и мусора, находящихся на земельном участке в ... Липецкого района Липецкой области площадью 1,0 га на специально отведенное место, предназначенное для размещения отходов, отвечающее санитарно-эпидемиологическому законодательству.

Ответчик вправе подать в Липецкий районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

         Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в  удовлетворении этого заявления, путем подачи кассационной жалобы через Липецкий районный суд.

Судья:  Маншилина Е.И.

Решение в окончательной форме принято 29 июня 2010 года.