Дело № г. РЕШЕНИЕ 27 декабря 2010 года г.Липецк Липецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Рыжковой О.Е., при секретаре Купавых Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Феникс» об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, УСТАНОВИЛ: Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Феникс» об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и просит обязать ЗАО «Феникс» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате производственной деятельности данного юридического лица в <адрес>. Свои требования обосновывает тем, что в рамках проводимой проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ЗАО «Феникс» осуществляет свою деятельность в <адрес> и эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в т. ч. здание мастерской для осуществления мелкого ремонта узлов и агрегатов техники, два склада для хранения зерна, открытую площадку для хранения автотранспортной техники, являющихся стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих веществ). В рамках проведенной проверки установлено, что при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу ЗАО «Феникс» в нарушение указанных требований федерального законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. По результатам проверки Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания директору ЗАО «Феникс» по ст. 8.1 КоАП РФ. На последнего наложен штраф в размере 2 000 руб. До настоящего времени инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ не проведена. Таким образом, ЗАО «Феникс» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического законодательства. В связи с этим, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Липецкого района, т.к. отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния учреждения на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В соответствии с судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2008 №32-ВПР08-13), отсутствие денежных средств у юридического лица, необходимых для реализации соответствующих мероприятий, не свидетельствует об отсутствии реальной возможности исполнить предусмотренные законом требования. Действующее законодательство не связывает реализацию юридическими лицами прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, с их финансовыми возможностями. В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, обязание ЗАО «Феникс» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. Помощник прокурора Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Боровкова С.В. в судебном заседании исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора поддержала и просила их удовлетворить в полном объёме, при этом ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика ЗАО «Феникс» - Генеральный директор Носова Е.Г. исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Феникс» об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух признала в полном объёме. Признание иска ею заявлено добровольно. Последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 и ч.4 ст.198 ГПК РФ ей разъяснены и понятны. Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора поддержал в полном объёме. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Учитывая, что ответчик представитель ЗАО «Феникс» Носова Е.Г. исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Феникс» об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух признала полностью, признание иска заявлено ею в добровольном порядке, ответчику разъяснены и понятны последствия признания иска, которое не нарушает интересы и права других лиц, суд принимает решение об удовлетворении заявленных, Липецким межрайонным природоохранным прокурором, исковых требований в полном объеме. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. В силу ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов" вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 №14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (далее - инвентаризация) проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1 Раздела 1.1 "Общие положения"). При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 "Общие положения"). Работы по инвентаризации подразделяются на следующие основные этапы: - изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами; - подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация; - кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, №), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого источника загрязнения атмосферы в пределах промплощадки предприятия. - анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа; - выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; - определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики источников загрязнения атмосферы и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси; - составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия, (п. 3 Раздела 1.1 "Общие положения"). Согласно п. 1 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы. К неорганизованным источникам относятся, в т. ч. открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов; оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.). В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.); резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов (п. 2 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу"). Как следует из Устава ЗАО «Феникс» общество осуществляет в качестве основного вида деятельности производство, хранение, переработку. Реализацию сельскохозяйственной продукции и оказание услуг сельскохозяйственным производителям. Из письменных материалов дела, а именно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленному государственным инспектором в области охраны окружающей среды Управления экологии и природных ресурсов; постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, судом установлено, что ЗАО «Феникс» общество имеет и эксплуатирует здание мастерской для осуществления мелкого ремонта узлов и агрегатов техники, два склада для хранения зерна, открытую площадку для хранения автотранспортной техники – являющиеся стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, однако инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, что является нарушением требований ч.1 ст.22 ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха», согласно которой юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. ДД.ММ.ГГГГ установлено, что виновным в данном правонарушении является генеральный директор ЗАО «Феникс» Шамрин В.А., который согласно ч.24.1, ст.24 Устава общества является единоличным исполнительным органом общества, но не принял мер к недопущению нарушения природоохранного законодательства. За допущенные нарушения генеральный директор ЗАО «Феникс» Шамрин В.А. был привлечен к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ к штрафу в размере 2000 рублей на основании постановления № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что ЗАО «Феникс» является собственником восьми АМТС, что подтверждается справкой <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, при этом в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятия его судом. Учитывая, что признание иска ответчиком сделано добровольно и осознанно, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны, суд считает возможным принять признание представителем ответчика ЗАО «Феникс» иска Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать ЗАО «Феникс» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области. Судья О.Е.Рыжкова Решение в окончательной форме изготовлено 31.12.2010 года.