Дело № г. РЕШЕНИЕ 1 октября 2010 года г.Липецк Липецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего Рыжковой О.Е. при секретаре Лапшовой Е.И., с участием заявителя Котюковой Т.М., представителя администрации Липецкого муниципального района Липецкой области по доверенности Замараевой Т.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Котюковой Т.М. на отказ администрации Липецкого муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, участок № <адрес> УСТАНОВИЛ: Котюкова Т.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказ администрации Липецкого муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ей земельного участка по адресу <адрес>, с. <адрес>, <адрес>, участок № <адрес> мотивировав свои требования тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на основании постановления главы администрации <адрес> сельского совета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Спорным земельным участком пользовалась её мама. Она обращалась с заявлениями в администрацию <адрес> сельского совета Липецкого района, заместителю председателя комитета экономики имущественных и земельных отношений администрации Липецкого муниципального района, где обещали спорный участок передать ей. Она заказала и оплатила проведение геодезической съемки земельного участка и получен кадастровый паспорт на земельный участок. Однако решение о передаче земельного участка вынесено не было, а в ответе от ДД.ММ.ГГГГ за № ей отказали в предоставлении земельного участка, в связи с чем она считает данный отказ необоснованным и незаконным, нарушающим её права. Она просит признать незаконным отказ администрации Липецкого муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, участок № <адрес> В ходе судебного заседания Котюкова Т.М. свои требования поддержала, сославшись на доводы изложенные в жалобе. Представитель Котюковой Т.М. по устному заявлению Демина Е.П., поддержала жалобу Котюковой Т.М.. Представитель администрации Липецкого муниципального района по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Замараева Т.Б. заявление о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка не признала, пояснив, что процедура предоставления спорного земельного участка была полностью соблюдена. В газете «Сельская Нива» № от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано извещение о наличии земельного участка ориентировочной площадью 889 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> участок № <адрес>. На вышеуказанный участок поступило 2 заявления, одно из которых гражданки Мещалкиной Е.В. проживающей и зарегистрированной в данном населенном пункте. Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. В связи с тем, что Котюковой Т.М. не были представлены доказательства, того, что она там постоянно проживает и зарегистрировано, ей было отказано в предоставлении земельного участка.. В связи с этим она просит в заявленных требованиях Котюковой Т.М. к администрации Липецкого муниципального района отказать. Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования Котюковой Т.М. подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В силу статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. Правом распоряжаться земельными участками наделены их собственники или лица, уполномоченные ими. Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с ч.1, 2 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В силу положений ст.ст. 11 и 29 ЗК РФ решение вопросов в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Исходя из смысла и содержания указанной нормы материального права, предоставить земельный участок означает для уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о передаче гражданину земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании права, установленного ст. 29 ЗК РФ. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ от имени Котюковой Ю.В. обратилась к главе администрации Липецкого муниципального района Смольякова Ю.В. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, находящейся по адресу: <адрес> расположенный рядом с домом, а ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было забрано без исполнения. Так же ДД.ММ.ГГГГ Котюкова Ю.В. обращалась с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду для введения личного подсобного хозяйства, расположенным за её земельным участком по адресу: <адрес>, площадью 400 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ от имени Котюковой Ю.В. обратилась к главе администрации Липецкого муниципального района Смольякова Ю.В. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 889 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Смольяковой Ю.В. действующей по доверенности от Котюковой Т.М. был направлен ответ № от заместителя председателя комитета экономики имущественных и земельных отношений администрации Липецкого муниципального района, в котором сообщалось, что в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу <адрес>, площадью 889 кв.м, ей отказано, в соответствии с п.3 ст. 3 ФЗ РФ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. На данный участок поступило 2 заявление, одно из которых от гражданина проживающего в сельском поселении. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация праве оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В п. 2.3 ст. 2, п. 3.3. ст. 3 Решения Липецкого районного совета депутатов Липецкой области от 08.04.2008 года № 22 «О положении «О порядке предоставления земельных участков, находящихся на территории Липецкого муниципального района, для целей не связанных со строительством» указано: В целях обеспечения публичности предоставления земель уполномоченный орган администрации района публикует сведения о наличии земельных участков, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и на предусмотренных условиях (за плату или бесплатно в соответствии с действующим законодательством) в газете «Сельская Нива». В случае подачи двух и более заявлений земельный участок предоставляется на торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, предусмотренном законодательством. Судом установлено, что к главе администрации Липецкого муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 889 кв.м. в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, так же обратилась ДД.ММ.ГГГГ Мещалкина Е.В.. Сторонами по делу не оспаривался тот факт, что в администрации Липецкого муниципального района находились на ДД.ММ.ГГГГ год два заявления от Котюковой Т.М. и Мещалкиной Е.В. о предоставлении им в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Довод представителя администрации Липецкого муниципального района Замараевой Т.Б. о том, что гражданин, который зарегистрирован по месту постоянного проживания в сельских поселениях имеет преимущественное право на приобретение земельного участка, перед гражданином, который зарегистрирован по месту проживания в городских поселениях не состоятелен и не основан на законе. Так согласно ч.4 ст. 3 Федеральный закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. В нарушении ст. 56 ГПК РФ представитель администрации Липецкого муниципального района <адрес> не представил суду доказательства, подтверждающие выполнение ими вышеупомянутых требований земельного законодательства, а также то, что земельный участок не мог быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства Котюковой Т.М., поскольку он на момент подачи её заявления от ДД.ММ.ГГГГ был занят. Исходя из фактических обстоятельств, обстоятельства, по которым Котюковой Т.М. отказано в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, указанные в письме заместителя председателя комитета экономики имущественных и земельных отношений администрации Липецкого муниципального района. № от ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать обоснованными. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, ст.254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ администрации Липецкого муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, участок № <адрес> Котюковой Т.М.. Обязать администрацию Липецкого муниципального района <адрес> провести аукцион на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, участок № <адрес> в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области. Судья О.Е. Рыжкова Решение принято в окончательной форме 05.10.2010 года.