Дело № г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 января 2011 года г.Липецк Липецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Рыжковой О.Е., при секретаре Купавых Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скуратова В.И., Скуратовой Г.М. к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Новодеревенского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Новодеревенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указав, что им на основании ордера в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена <адрес>. Истцы обратились в администрацию Липецкого района с просьбой о предоставлении им спорной квартиры в собственность в порядке приватизации, но им было отказано в приватизации, поскольку данная квартира не значиться в реестрах недвижимого имущества. В квартире самовольно была произведена перепланировка и возведена жилая пристройка, которые не нарушают прав и законных интересов других граждан и соответствует всем нормам. В связи с этим они просят признать за ними право собственности на данную квартиру в порядке приватизации в равных долях. В судебном заседании истец Скуратова Г.М. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объёме, при этом ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. Истец Скуратов В.И. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом и своевременно, в своём письменном заявлении исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объёме, не возражал против признания права собственности на ? долю <адрес> <адрес> за Скуратовой Г.М., также просил суд рассмотреть данное дело в его отсутствие. Представители ответчиков – администрации сельского поселения Новодеревенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области и администрации Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явились, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно исковых требований не имеют. Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования Скуратов А.В. и Скуратова Т.В., исковые требования Скуратова В.И. и Скуратовой Г.М. о признании за ними права собственности по ? доли за каждым на <адрес> <адрес> в порядке приватизации поддержали. Они отказываются от участия в приватизации и не намерены обращаться в суд, с самостоятельными требованиями о признание за ними права собственности в порядке приватизации, просили рассмотреть данное дело в их отсутствие. Представитель третьего лица - территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Липецкой области, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом пояснив, что <адрес> <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не вошла в состав имущества прошедшего учёт. Основания для включения в реестр физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не усматривается. Однако, указанный объект недвижимости может пройти учёт в реестре федерального имущества по требованию заинтересованных сторон. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года №447 «О совершенствовании учёта федерального имущества» установлен заявительный порядок внесения в реестр федерального имущества, сведений о федеральном имуществе. Исковые требования Скуратовых ТУ Росимущества в Липецкой области считает их обоснованными, не возражает против их удовлетворения. Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В силу ст.ст. 1, 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Как следует из преамбулы данного Закона, закрепление права граждан на приватизацию предполагает создание равных условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение гражданам возможности улучшать свои жилищные условия, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, осуществлять с ним сделки на рынке недвижимости. Согласно ч.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Судом установлено следующее. Согласно данных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> на праве собственности не зарегистрирована. По сведениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> не значится в составе имущества прошедшего учет на ДД.ММ.ГГГГ согласно Постановлению Правительства РФ № 447 от 16.07.2007 года. По сведениям комитета экономики, имущественных и земельных отношений администрации Липецкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, что <адрес> расположенная по адресу: <адрес> в реестре объектов недвижимого имущества муниципальной собственности Липецкого муниципального района не значится. Согласно сведениям Администрации сельского поселения Новодеревенский сельсовет Липецкого муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> расположенная по адресу: <адрес> <адрес> на балансе сельского поселения не стоит. Скуратов В.И. и Скуратова Г.М. участия в приватизации жилья на территории <адрес> не принимали, что подтверждается справками <адрес> №, № от ДД.ММ.ГГГГ. Данная квартира зарегистрирована в материалах центра технической инвентаризации, инвентарный номер 565ж, общей площадью 68,0 кв.м, жилой площадью 47,8 кв.м, что подтверждается техническим паспортом на строение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, истцы лишены права на приватизацию во внесудебном порядке. На основании ст. 6 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Спорная <адрес> <адрес> не входит в перечень объектов, не подлежащих приватизации в соответствии со ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», поэтому требования истцов о признании права собственности в порядке приватизации являются законными. Определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья19, части1 и 2), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Согласно ч.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Согласно ст.131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Согласно ст.135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность) следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. В соответствии со ст. 222 ГК РФ 1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.9 действующего постановления Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 31.07.1981 г. «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом», различные хозяйственные постройки (сараи, летние кухни и т.д.) являются подсобными и составляют с домом единое целое. Объектом права собственности является недвижимое имущество – жилой дом, а подсобные строения, являются принадлежностью к нему и составляют с домом единое целое, составляющее единое домовладение подлежащее государственной регистрации как единый объект регистрационного учёта. Согласно ст. 25 ЖК РФ - переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. К жилым помещениям согласно ст. 16 ЖК РФ относятся в том числе жилой дом, часть дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. В соответствии со ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. По данным технического паспорта <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, в строении, указанном под лит. А произведена самовольно перепланировка, лит.А1 самовольно возведена. Согласно оценке технического состояния квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, д.Новая Деревня, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> все несущие и ограждающие конструкции <адрес> лит.А и лит.А1 отвечают требованиям прочности, устойчивости и долговременной эксплуатации. В соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство не требуется. Так, согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». В соответствии с заключением <адрес> объекты: возведение лит.А1 и перепланировки лит. А, расположенные по адресу: <адрес> <адрес> не нарушают требования Правил охраны водопроводных сетей. Сдача указанного объекта в эксплуатацию возможна. На основании заключения <адрес> о возможности сдачи объекта строительства в эксплуатацию строительство, перепланировка жилого дома согласно техпаспорта (лит.А1, лит.А), расположенных по адресу: <адрес>, не нарушает требования Правил охраны газораспределительных сетей. Сдача указанного объекта в эксплуатацию возможна. На основании заключения о противопожарном состоянии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> при проведении проверки строений лит.А, лит.А1, расположенных по адресу: <адрес> <адрес> нарушения требований норм и правил пожарной безопасности не выявлены. Согласно справки филиала <адрес>, внешнее электроснабжение пристройки лит.А1, расположенной по адресу: <адрес> выполнено в соответствии с ПУЭ, пристройку разрешается вводить в эксплуатацию. Таким образом, выполненная перепланировка помещений квартиры не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные правила и нормативы. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что вышеназванное жилое помещение, предоставленное истцам до 01 марта 2005 года, не внесено в реестр государственной, муниципальной собственности, что не может являться основанием к отказу истцам в удовлетворении их исковых требований и право собственности надлежит признать в судебном порядке. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Скуратовым В.И., Скуратовой Г.М. право собственности на <адрес> <адрес>, согласно технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в равных долях (по 1/2 доли за каждым), в порядке приватизации. Данное решение является основанием для регистрации права собственности на <адрес> за Скуратовым В.И., Скуратовой Г.М. по 1/2 доли за каждым в Липецком отделе Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Липецкой области. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Липецкий районный суд. Судья О.Е.Рыжкова Решение принято в окончательной форме 17.01.2011 года