О признании ФГУ `Земельная кадастровая палата` недействительным



Гражданское дело №2-1254/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    20 июня 2011 года Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи         Маншилиной Е.И.,

при секретаре                 Ретунской Ю.Н.,

с участием представителя заявителя Пыркова В.Ф., представителя заявителя адвоката Кургузовой Ю.П., представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области Бобровской Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по заявлению Поминовой А.Г. о признании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области недействительным в части,

установил:

    Поминова А.Г. обратилась в суд с заявлением о признании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области в части недействительным. Свои исковые требования обосновывает тем, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области 15.02.2011 г. приняла решение №48/11-7586 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, указав основанием для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости: п.1 в результате кадастрового учета площадь земельного участка с кадастровым номером (3700 кв.м.), определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (3000 кв.м.), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования с изменениями, принятыми постановлением администрации Липецкой области №119 от 30.05.2008г «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Липецкой области» (для ведения личного подсобного хозяйства - 500 кв.м.); п.2 границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером . Постановлением Главы администрации Ленинского сельсовета №94 от 14.06.2002г. за ней закреплен в собственность земельный участок, расположенный по адресу <адрес> размере 3000 кв.м., кадастровый номер для ведения личного подсобного хозяйства. При этом, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области, для устранения причин отказа рекомендует обратиться к кадастровому инженеру, подготовившему документы о межевании - ООО «Липецкоблземсервис-М». Земельный участок, используется ею в исторически сложившихся границах на протяжении более 60 лет, фактически не пересекает границы земельного участка с кадастровым номером и все рекомендации ФГУ «Земельная кадастровая палата» в настоящее время исполнены. Более того, были проведены дополнительные работы по межеванию, как ее земельного участка, так и смежного земельного участка, с которым, по мнению ФГУ «Земельная кадастровая палата» пересекаются границы ее земельного участка. Ею и собственником смежного земельного участка Попадьиным И.И. были проведены согласительные мероприятия относительно предмета спора: места расположения границы между смежными земельными участками с кадастровым номером и . Были выявлены допущенные ошибки кадастровых инженеров, проводивших межевание указанных земельных участков. Стороны пришли к соглашению о месте расположения спорной границы путем взаимных уступок и отступления от фактически сложившегося порядка пользования в районе расположения жилых домов. В результате граница между точками Н10-Н1 смещается в сторону домовладения истицы (по межевому плану от 11.05.2011г.), точки Н3-Н9 расположены по фактической границе. Собственники смежных земельных участков согласны сохранить существующую и вновь установленную границу и внести соответствующие изменения в учет объектов недвижимости. Кроме этого, по заявлению сторон кадастровыми инженерами были проведены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границы и площадей земельных участков с кадастровыми номерами и . Ее земельный участок был снят по исторически сложившимся границам, то есть по факту как он есть на местности. Соответственно, площадь земельного участка увеличилась и составила 3998 кв.м. В результате проведенных работ были устранены ошибки при проведении первоначальных межевых работ, согласована смежная граница между собственниками, подготовлены новые межевые планы в результате выполненных кадастровых работ. Таким образом, местоположение границ и площади земельных участков уточнены, наложений не имеется, площадь ее земельного участка составила 3998 кв.м.. Обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» для постановки земельного участка на учет в уточненных границах она не может, так как площадь ее земельного участка 3998 кв.м., то есть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (3000 кв.м.), на величину, которая, по мнению ФГУ «Земельная кадастровая палата», более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Считает, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» неправильно определило предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. В соответствии со ст.33 ЗК РФ, предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решением совета депутатов сельского поселения Ленинского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области № 25 от 19.05.2010 г. внесены изменения в решение сессии Ленинского сельского Совета депутатов от 29.05.2006г № 57 «Об установлении предельных размеров (максимальных и минимальных) земельных участков, представленных гражданам в собственность и в аренду, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории Ленинского сельсовета». Указанным решением установлено на территории сельского поселения Ленинский сельсовет предельный минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства - 0,10 га. При таких обстоятельствах, считает незаконным отказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» в учете изменений объекта недвижимости по данному основанию (увеличение площади земельного участка на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования), как принятое с нарушением закона и препятствующий осуществлению прав граждан. Право собственности, на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано за ней 11.10.2002г. В октябре 2010 г. ООО «Липецкоблземсервис-М» по ее заявлению провели кадастровые работы по уточнению границ и площади указанного земельного участка. Повторные кадастровые работы проводились, поскольку первоначальная геодезическая съемка была выполнена в условной системе координат и сведения о местоположении границ земельного участка подлежали уточнению. Ее земельный участок был снят по исторически сложившимся границам. При этом, площадь земельного участка составила 3998 кв.м. Кроме этого, согласно выписке из похозяйственной книги за период с 10.02.1989г по 31.12.2001г., ей принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 3700 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>. То есть, очевидно, что у нее в постоянном бессрочном пользовании на законных основаниях с 1971 года находился и находится земельный участок площадью 3700 кв.м., однако, в 2002 году при межевании ее земельного участка геодезистами была допущена ошибка, которая была воспроизведена в постановлении главы администрации Ленинского сельсовета №94 от 14.06.2002г, а затем данная ошибка была воспроизведена в государственном кадастре недвижимости. Ее жилой дом и земельный участок с кадастровым номером расположены по одному адресу. Статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. На ее заявление в администрацию Липецкого муниципального района о вынесении постановления об уточнении границ и площади земельного участка, 12.12.2010 г. получено сообщение, согласно которому площадь ее земельного участка, не превышает площадь, сведения которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Поэтому ей было рекомендовано обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области с заявлением на уточнение местоположения границы и площади ее земельного участка. 28.12.2010 г. ею получено сообщение из Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области на ее заявление о подготовке постановления об уточнении границ и площади земельного участка, согласно которому для внесения изменений в сведения кадастрового учета в части изменения площади земельного участка, постановление об уточнении границ не требуется, достаточно обратиться с межевым планом и выпиской из похозяйственной книги в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области». В конце февраля 2011 г. ею получено решение №48/11-7586 от 15.02.2011г. Срок для обжалования в суд решений, нарушающих права и свободы граждан составляет 3 месяца. Ею пропущен процессуальный срок, так как она является <данные изъяты>, юридически неграмотная и по состоянию здоровья не могла быстро обратиться за юридической помощью для составления заявления, к кадастровому инженеру для проведения работ по межеванию земельного участка. Просит признать причины пропуска срока для обращения в суд для защиты своих прав уважительными и восстановить этот срок. Просит признать решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области № 48/11-7586 об отказе в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Ленинский сельсовет, <адрес> части п.1 недействительным.

        Заявитель Поминова А.Г. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, причина ее неявки суду неизвестна.

Представитель заявителя Пырков В.Ф., представитель заявителя адвокат Кургузова Ю.П. в судебном заседании заявление поддержали, ссылались на те же доводы.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области Бобровская Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, и объяснила, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером от 15.02.2011г. №4811/11-7586 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области, принято было в пределах компетенции должностного лица. Для государственного кадастрового учета изменений указанного объекта недвижимости 20.01.2011 г. было подано заявление и представлен межевой план от 29.10.2010г., изготовленный кадастровым инженером ООО «Липецкоблземсервис-М». При проверке документов было установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 3000 кв.м., предоставлен из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, внесен в государственный кадастр недвижимости на основании инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков 03.09.2002 г., с присвоением государственного кадастрового номера . Поминовой А.Г. было отказано в постановке земельного участка на учет в уточненных границах, поскольку фактическая площадь земельного участка составила 3700 кв.м.. В соответствии со ст.33 ЗК РФ, определение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, отнесено к ведению органов местного самоуправления. Действительно, решением Ленинского сельского совета депутатов Липецкого района Липецкой области от 29.05.2006г. №57 «Об установлении предельных размеров (максимальных и минимальных) земельных участков, предоставленных гражданам в собственность и в аренду, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории Ленинского сельсовета», предельный минимальный размер для ведения личного подсобного хозяйства установлен 1000 кв.м. В своей деятельности ФГУ Земельная кадастровая палата» по Липецкой области руководствуется Федеральными законами РФ, областными законами Липецкой области, а также подзаконными нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления, и разъяснительными письмами Минэкономразвития РФ и письмами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации преобразовано в Министерство экономического развития Российской Федерации. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии переданы Министерству экономического развития Российской Федерации. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) отнесена к ведению Министерства экономического развития Российской Федерации. Согласно письму Минэкономразвития РФ от 01.11.2010г. №Д23-4459 «О предельных минимальных размерах земельных участков» пункты 1 и 2 ст.33 ЗК РФ, определяют нормы предоставления земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения, в том числе личного подсобного хозяйства. При этом данная норма регулирует требования к размерам различных земельных участков: как тех, на которые действия градостроительных регламентов распространяются, так и на тех, на которые действия данных регламентов не распространяются или в отношении которых они не устанавливаются. По мнению Департамента недвижимости, уточненная площадь земельных участков не должна превышать площадь, внесенную в государственный кадастр недвижимости на величину не более чем: 1. минимальный размер земельных участков, установленный в соответствии со ст.33 ЗК РФ, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и виды разрешенного использования которых перечислены в ст.33 ЗК РФ; 2. 10% в отношении иных земельных участков. Однако, в соответствии с письмом Управления Росреестра по Липецкой области от 11.10.2010г. №01/11-5445 предписано, что ФГУ «ЗКП» по Липецкой области для определения предельного минимального размера земельного участка следует руководствоваться постановлением администрации Липецкой области №119 от 30.05.2008г. «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Липецкой области». В соответствии с которым минимальная площадь земельного участка в сельских поселениях, малых городах и поселках для усадебного дома, где предполагается ведение развитого личного подсобного хозяйства с содержанием в том числе крупного скота – 800 кв.м., для одно-двухквартирных домов с ведением ограниченного личного подсобного хозяйства – 500 кв.м. Данные нормы и были учтены при принятии решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости №4811/11-7586 от 15.02.2011 г.

Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Ленинский сельсовет Липецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причина его неявки суду неизвестна.

Заинтересованное лицо Попадьин И.И. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие, с заявлением Поминовой А.Г. согласен.

Судом принято решение о рассмотрение дела в отсутствие не явившихся заявителя, заинтересованного лица Попадьина И.И., представителя администрации сельского поселения Ленинский сельсовет Липецкого муниципального района.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Судом установлено, что решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области № 48/11-7586 от 15 февраля 2011 года «Об отказе в учете изменений объекта недвижимости», Поминовой А.Г. было отказано в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 48:13:1220105:11, расположенного по адресу: <адрес>. При этом, как следует из решения, основаниями отказа являются:

п.1 в результате кадастрового учета площадь земельного участка с кадастровым номером (3700 кв.м.), определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (3000 кв.м.), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования с изменениями, принятыми постановлением администрации Липецкой области №119 от 30.05.2008г «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Липецкой области» (для ведения личного подсобного хозяйства - 500 кв.м.);

п.2 границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с положениями статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Поминова А.Г. 31.05.2011 года обратилась в суд с заявлением о признании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области от 15.02.2011 г. в части недействительным.

Заявитель Поминова А.Г. просит восстановить ей срок для оспаривания решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» Липецкой области от 15.02.2011г., указывая, что данное решение ею было получено в конце февраля 2011 г. Процессуальный срок ею был пропущен по уважительной причине, так как она является <данные изъяты>, юридически неграмотная и по состоянию здоровья не могла быстро обратиться за юридической помощью для составления заявления, к кадастровому инженеру для проведения работ по межеванию земельного участка. Пропуск срока для обращения в суд незначительный.

Представитель заявителя Пырков В.Ф., представитель заявителя адвокат Кургузова Ю.П. в судебном заседании просили восстановить Поминовой А.Г. срок для оспаривания решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» Липецкой области от 15.02.2011г., поскольку он был пропущен по уважительной причине.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области в судебном заседании Бобровская Н.А. в судебном заседании не возражала против восстановления срока для обращения в суд. Заинтересованное лицо Попадьин И.И. в письменном заявлении не возражал против восстановления срока для обжалования решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» Липецкой области от 15.02.2011г.

Суд, исследовав причины пропуска срока для обращения с заявлением в суд, с учетом состояния здоровья заявителя, признает их уважительными, и считает необходимым восстановить Поминовой А.Г. срок для обращения в суд об оспаривании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» Липецкой области от 15.02.2011 г.

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области наделена полномочиями органа кадастрового учета с 01.07.2010г. на основании ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010г. №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», приказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от 28.06.2010г. №90 «О наделении федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области полномочиями органа кадастрового учета».

В силу ч.1 ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального Закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Согласно ст.36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Ленинского сельсовета №94 от 14.06.2002 г., за Поминовой А.Г. был закреплен земельный участок площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.11). Право собственности на земельный участок и дом по указанному адресу было зарегистрировано за Поминовой А.Г. 11.10.2002 г., о чем произведена запись регистрации (л.д.27).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке кадастровый номер , земельный участок площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет 30.09.2002 г., при этом указано, что сведения о земельном участке подлежат уточнению (л.д.35-36).

В соответствии с выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной администрацией сельского поселения Ленинский сельсовет от 2.11.2010 г. №93, Поминовой А.Г. согласно данных похозяйственных книг за 1989-2001 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства площадью 3700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Сведения в похозяйственную книгу были внесены в 10.02.1989 гг.

Для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области было подано заявление 20.01.2011 г., межевой план от 29.10.2010г., изготовленный кадастровым инженером ООО «Липецкоблземсервис».

Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области №48/11-7586 от 15 февраля 2011 года «Об отказе в учете изменений объекта недвижимости». Поминова А.Г. оспаривает данное решение в части п.1, указанного выше.

Согласно п.1. ч.5. ст.27 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно ст. 33 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.1).

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований (п.2).

Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Из анализа приведенной выше нормы следует, что определение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, отнесено к ведению органов местного самоуправления.

Судом установлено, что решением Ленинского сельского совета депутатов Липецкого района Липецкой области от 29.05.2006 г. №57 «Об установлении предельных размеров (максимальных и минимальных) земельных участков, предоставленных гражданам в собственность и в аренду, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории Ленинского сельсовета», на территории Ленинского сельсовета предельный минимальный размер земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства установлен в размере 0,10 га, то есть 1000 кв.м.. Решением Ленинского сельского совета депутатов Липецкого района Липецкой области от 19.05.2010 г. №25, в решение 29.05.2006г. №57 были внесены изменения, однако минимальный размер земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства остался прежним - 0,10 га.

    При таких обстоятельствах, ссылка ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области на постановление администрации Липецкой области от 30 мая 2008г. №119 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Липецкой области», является необоснованной.

В силу изложенного, поскольку площадь земельного участка Поминовой А.Г. в уточненных границах не превышает предельного минимального размера земельного участка, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, установленного нормативным правовым актом органа местного самоуправления, а именно решением Ленинского сельского совета депутатов Липецкого района Липецкой области, то суд приходит к выводу, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области не правомерно приняла решение №48/11-7586 от 15 февраля 2011 года, в части отказа в постановке на кадастровый учет изменений, по тому основанию, что уточненная площадь земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, поэтому суд признает п.1 решения недействительным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд,

решил:

Признать решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области №48/11-7586 от 15 февраля 2011 года недействительным в части п.1.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня его принятии в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы через Липецкий районный суд.

    Судья

    Решение в окончательной форме принято 27 июня 2011 года.