Дело № 2-1675/2011 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2011 года Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Рыжковой О.Е.,
при секретаре Мазокиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Рудничное» о признании незаконными действия, и возложении обязанности прекратить самовольное пользование недрами,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Рудничное» о признании незаконными действия и возложении обязанности прекратить самовольное пользование недрами. Свои исковые требования обосновал тем, что в ходе проведения проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области в отношении ООО «Рудничное» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год были выявлены нарушения ответчиком законодательства о недрах, а именно ответчик осуществлял добычу подземной пресной воды с помощью 3-х скважин, расположенных на <адрес>. ООО «Рудничное» не имеет лицензии на право пользование недрами (подземными водами). Просит признать незаконными действия ООО «Рудничное», которые выражаются в самовольном заборе пресной подземной воды из скважин, имеющих коды в государственном водном кадастре (ГВК) за №, №, № расположенных на <адрес>, и обязать указанное общество прекратить самовольное пользование недрами (подземной водой) из отмеченных скважин до получения лицензии на право пользования недрами в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «.О недрах».
Прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживаю в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Рудничное» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Коростелев В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Коль скоро ответчик был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по данному делу, ответчиком не предоставлены доказательства уважительности причин неявки, суд признает неявку ответчика без уважительных причин и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Из преамбулы к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» следует, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон РФ «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Исходя из ч. 3, 4 ст. 1, ч. 5, 6 ст. 5, ч. 6 ст. 8, ч. 3 ст. 9 Водного Кодекса РФ, правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах.
В соответствии со ст.1.2 Закона «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
В силу ст.11 Закона «О недрах», п.2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 №3314-1, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст.23 Закона о недрах, основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в частности, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод.
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплен один из принципов осуществления хозяйственной деятельности - запрещение хозяйственной деятельности и иной деятельности, последствия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со ст.51 Закона «О недрах», самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.
В силу ст.1.2, 2.1, п.6.1, 10 ч. 1 ст. 3, п. 7 ч. 1 ст. 4, 10.1 Закона «О недрах», к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения; распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации.
Основанием возникновения права пользования участками недр - добычи подземных вод, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.10.1 Закона «О недрах»).
Согласно Распоряжению Минприроды РФ №41-р, администрации Липецкой области №448-р от 15.10.2008 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Липецкой области", подземная пресная вода не относиться к общераспространенным полезным ископаемым.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, можно сделать вывод, что законодатель однозначно определил необходимость получения лицензии, как одной из гарантий рационального использования и охраны недр - подземной питьевой воды. Отсутствие лицензии свидетельствует не только о нарушении права государственной собственности, но и создает угрозу загрязнения и истощения подземных вод, оказания на них негативных факторов снижающих соответствующее качество.
Судом установлено, что согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Управлением Росприроднадзора по Липецкой области, в ходе проведении проверки ООО «Рудничное» было выявлено, что ответчик осуществляет добычу подземных вод из трех эксплуатационных скважин на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ода № с администрацией Кузьмино-Отвержского сельсовета, расположенных на <адрес>, (ГВК) за №, №, №. Лицом ответственным за оформление лицензии на право пользование недрами (подземные воды) в Обществе, согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, является директор ООО «Рудничное» (л.д.10).
Постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст.7.3 КоАП РФ (пользование недрами без разрешения (лицензии) и назначено административное наказание в виде штрафа (л.д.12).
Материалами дела достоверно установлено, и не оспаривалось представителями ответчика, что до настоящего времени ООО «Рудничное» осуществляет добычу пресной подземной воды с помощью 3 скважин: которые располагаются <адрес> (имеющих коды в государственном водном кадастре (ГВК) за №, №, №), при этом лицензии на право пользования недрами (подземными водами) у ответчика не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд признает незаконными действия ответчика ООО «Рудничное», выразившиеся в самовольном заборе пресной подземной воды из скважин, имеющих коды в государственном водном кадастре за №, №, №, расположенных в <адрес>, поэтому считает необходимым обязать ООО «Рудничное» прекратить самовольное пользование недрами (подземной водой) из указанных скважин до получения лицензии на право пользования недрами в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, следовательно с ООО «Рудничное» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.56, 194 -199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ООО «Рудничное», выразившиеся в самовольном заборе пресной подземной воды из скважин, имеющих коды в государственном водном кадастре за №, №, № расположенных на <адрес>.
Обязать ООО «Рудничное» прекратить самовольное пользование недрами (подземной водой) из указанных скважин до получения лицензии на право пользования недрами в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
Взыскать с ООО «Рудничное» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.Е.Рыжкова
Решение в окончательной форме принято 3 ноября 2011 г.