о признании противоправными действия государственного органа и об истребовании имущества



Дело № 2-1392/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    7 ноября 2011 года г.Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Рыжковой О.Е.,

при секретаре Мазокиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Персианову И.Я. о признании противоправными действия государственного органа и об истребовании имущества.

УСТАНОВИЛ:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Персианову И.Я. о признании противоправными действия государственного органа и об истребовании имущества. Свои требования обосновывает тем, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ представителя Персианова И.Я. – Загориной А.В., была осуществлена государственная регистрация права собственности на земельный участок, имеющий кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> (номер регистрации ). Указанные действия Управлением свершались во исполнение требований ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», регламентирующей собственности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального строительства. В результате проведения кадастровых работ путем раздела земельного участка с кадастровым номером , образовались земельные участки с кадастровыми номерами и . Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости – земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности И.Я. Персианову; земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м. принадлежит на праве собственности ФИО10. Исходя из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок, имеющий кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м. было зарегистрировано за Персиановым И.Я. Часть земельного участка, расположенная по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., находится в пределах береговой полосы <адрес>. Расстояние от береговой линии <адрес> до границ отмеченного участка составляет от 14 м. до 18 м. Таким образом, установлено, что часть земельного участка, имеющего кадастровый номер , образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером – располагается в береговой полосе <адрес>. Следовательно, действия Управления Росреестра по Липецкой области по регистрации права собственности Персианова И.Я. на земельный участок, имеющий кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, является неправоверными, и противоречат требованиям Земельного Кодекса Российской Федерации, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 5 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним». На момент регистрации Управлением Росреестра по Липецкой области земельный участок с кадастровым номером находился в государственной собственности. Положениями ст. 27, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Водного кодекса РФ, а также ч. 5 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливают запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы. Поскольку часть земельного участка, принадлежащая Персианову И.Я., располагается в береговой полосе <адрес>, учитывая, что береговая полоса водного объекта предназначается для общего пользования и каждый гражданин вправе пользоваться ею для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, приватизация земельных участков, находящихся в пределах береговой полосы нарушает права и законные интересы жителей и гостей <адрес>. В связи с этим просит суд признать противоправными действия Управления Росреестра по <адрес> по регистрации права собственности Персианова И.Я. на земельный участок, имеющий кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, и истребовать земельный участок от Персианова И.Я. имеющий кадастровый номер и возвратить данное недвижимое имущество в государственную собственность.

Помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Попов М.Н. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, и просил суд удовлетворить иск в полном объёме.

Ответчик Персианов И.Я. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что земельный участок ему принадлежит с <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году, когда он приватизировал землю, кадастровым инженером и представителем администрации Введенского сельсовета, ему не было сказано, что так неправильно оформлять земельный участок. Участок был приватизирован по фактическому землепользованию и согласно выписки из похозяйственной книги.

Представитель ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

    Представитель третьего лица администрации сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого района Липецкой области по доверенности Коростелёва О.В. в судебном заседании возражала против иска, пояснив, что в <адрес> году Персианов И.Я. приватизировал весь свой участок, расположенной по адресу: <адрес>. При межевании земельного участка, находились она, кадастровый инженер, границы земельного участка ответчика определялись по фактическому землепользования, а именно по границам старого забора. С ДД.ММ.ГГГГ у Персианова И.Я. находился в пользовании земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., а в <адрес> году он приватизировал земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., в ДД.ММ.ГГГГ году земельный участок был поделен и у него в собственности находится земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.. На момент приватизации Персиановым И.Я. земельного участка действовал «Водный кодекс РФ», расстояние до кромки реки не мерили.

    Третье лицо Загорина Т.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, надлежащим образом, причины неявки не сообщила.

    Представитель третьего лица отдела водных ресурсов по Липецкой области Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Никонов В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что часть земельного участка Персианова И.Я. заходит на береговую полосу. После того как ФИО10 произвел работы связанных с изменением дна и берегов водного объекта, то частично эти изменения коснулись и участка Персианова И.Я., но не весь.

    Представители третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области, Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили.

    Представитель третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:     нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статья 9 Конституции Российской Федерации устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 36 Конституции РФ каждый вправе иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться ею и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Конституция РФ закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, в том числе на земли водного фонда. Земли по целевому назначению используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Часть 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ к землям, ограниченным в обороте и находящимся в государственной или муниципальной собственности, относит, в том числе, земельные участки, в пределах, которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно земельного законодательства (ч.8 ст. 27 Земельного кодекса РФ) запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно п. 9.1. ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Часть 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. ФЗ-178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе особо охраняемых природных территорий и объектов, в том числе земли водного фонда.

    В соответствии с Водным кодексом РФ под береговой полосой понимается полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования.

    В силу ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, составляет 5 метров.

    В соответствии со ст. 25.2 ч. 5 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

5. Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

6. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.

7. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со ст. 13 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Согласно ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

В силу ч. 7 ст. 38 ФЗ «О государственно кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Судом установлено, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области была осуществлена государственная регистрация права собственности Персианова И.Я. на земельный участок, имеющий кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>. В последующем указанный земельный участок был разделен на два земельных участка, им присвоены кадастровые номера и . Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности Персианову И.Я., а земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО10, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно письму из отдела водных ресурсов по Липецкой области проведена проверка земельного участка по адресу: Липецкая <адрес>. В ходе проверки установлено, что земельный участок расположен в границах береговой полосы <адрес>, площадь земельного участка в границах береговой полосы <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м. Со стороны участка земельные и иные работы, связанные с изменением дна и берегов <адрес> не проводились. На момент проведения проверки свободный доступ к реке ограничен не был. Граница земельного участка определялась по свеже отсыпанному привозному грунту и столбикам из стальных труб. <данные изъяты>

В соответствии с информационной справкой Управления Роспирироднадзора по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, составленной ведущим специалистом-экспертом Управления Роспироднадзора по Липецкой области Климиной Е.В. при участии и.о. заместителя руководителя ДБВУ по Липецкой области ФИО7 произведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. По итогам осмотра установлено, что часть земельного участка по <адрес>, принадлежащего Персианову И.Я. площадью около <данные изъяты> кв.м. расположена в границах береговой полосы общего пользования <адрес>. Со стороны земельного участка земельные и иные работы, связанные с изменением дна и берегов <адрес> не проводились. На момент проверки данная территория была осыпана грунтом и выгорожена со стороны реки Воронеж тремя металлическими столбами высотой около 1м. Расстояние между столбами и береговой линии около 18 м. Свободный доступ граждан к реке не ограничен. Нарушений Водного кодекса РФ не выявлено.

Согласно, схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , установлено, что граница вышеуказанного земельного участка расположена от берега <адрес> на расстоянии от 14 до 18 метров. (т.1 л.д.51).

Так, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области проведена неплановая выездная проверка соблюдения законодательства на земельном участке по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером , предоставленный из земель населенных пунктов для введения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности Персианову И.Я. Расстояние от ближайшей границы участка (точка схематического чертежа земельного участка) до береговой линии <адрес> составляет 13,4 метра. Расстояние от этой же границы, проходящей с торцевой стороны домовладения по металлическому ограждению, до 20 – метровой зоны земель данного участка, входящих в береговую полосу <адрес> составляет 6,6 метра. Нарушения земельного законодательства не выявлено <данные изъяты> составленного на основании акта проверки соблюдения земельного законодательства № 36-ф от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицы, схемы <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, их совокупность, допустимость и достаточность, суд считает, что вышеизложенные обстоятельства и проведенные в их подтверждение доказательства, являются достаточным и объективным подтверждением того, что часть земельного участка по <адрес>, выделенного Персианову И.Я., а следовательно, и земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Персианову И.Я., располагается в границах береговой полосы <адрес>.

Таким образом, судом установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером , располагается в пределах береговой полосы <адрес>, то есть, относится к землям водного фонда. Суд приходит к выводу, что и единый первоначальный земельный участок с кадастровым номером , в соответствии с действующим законодательством был ограничен в обороте, а потому его передача в частную собственность Персианову И.Я. в силу ч.8 ст. 27 Земельного кодекса не допускалось.

Согласно положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, являющегося приложением к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.10.2009 г. № 312, раздела 2 Полномочия: п. 7.1.15, 7.1.16, 7.1.18, 7.1.27, ведение государственного фонда данных полученных в результате проведения землеустройства; контроль за проведением землеустройства; государственный земельный контроль; регистрация геодезических и картографических работ; п. 7.17 осуществляет информационное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе на основании заключенных соглашений.

В соответствии с должностным регламентом ведущего специалиста-эксперта отдела регистрации прав на объекты недвижимости нежилого назначения и земельные участки УФСГР кадастра и картографии по Липецкой области, утвержденного 02.11.2009 года, в его обязанности входит п. 2.1.1. получать документы поступившие на государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним; п. 2.1.3. проводит правовую экспертизу документов и проверку законности сделки по представленным документам.

Следовательно, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по регистрации права собственности Персианова И.Я. на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, выразившиеся в ненадлежащем проведении правовой экспертизы документов представленных Персияновым И.Я., а именно своевременно не было установлено, что границы земельного участка, предоставленного на регистрацию прав собственности, входят в береговую полосу <адрес>, являются не правомерными.

Принимая во внимание, что действующее законодательство содержит прямой запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, то предоставление Персианову И.Я. земельного участка, часть которого входит в береговую полосу <адрес>, влечет за собой несоблюдение режима использования береговой полосы, негативно сказывается на санитарном и экологическом состоянии водных объектов, влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

    Как установлено судом, что до регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области права собственности на земельный участок с кадастровым номером , за Персияновым И.Я, вышеуказанный земельный участок находился в государственной собственности. Соответственно, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по регистрации права собственности на спорный земельный участок за Персияновым И.Я. в порядке приватизации, осуществлялись с нарушением действующего законодательства, помимо воли законодателя.

    Персианов И.Я. не лишен права вновь оформить спорный земельный участок в собственность в иных границах с соблюдением действующего природоохранного законодательства.

    П.п. 2,3 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлены принципы приоритета охраны земли, жизни и здоровья человека над использованием земли в качестве недвижимого имущества, в том числе и над принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объекты (п.5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).

    При этом суд учитывает, что приоритет в земельном законодательстве отдается отношению к земле как природному объекту по сравнению с имущественной стороной земельных отношений. Этот принцип вытекает из положений ст. 36 (ч.2) Конституции Российской Федерации, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

    На основании выше изложенного, суд приходит к выводу о нарушении незаконным отчуждением земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, прав и законных интересов жителей <адрес>, как ограничивающим их право на свободный доступ к водному объекту – <адрес>.

При таких обстоятельствах, учитывая особую социальную значимость возникших правоотношений и отсутствие возможности каким-либо иным правовым способом защитить интересы государства и жителей области, суд считает заявленные Липецким межрайонным природоохранным прокурором требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать противоправными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по регистрации права собственности Персианова И.Я. на земельный участок, имеющий кадастровый номер и расположенный по адресу: <адрес>.

Истребовать земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, участок от Персианова И.Я. и возвратить его в государственную собственность.

Данное решение при его вступлении в законную силу, является основанием для внесения соответствующих изменений в запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним относительно земельного участка с кадастровым номером

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Липецкий районный суд.

Судья О.Е. Рыжкова

Решение в окончательной форме составлено 11.11.2011 год.